Методика выполнения и оформления курсовой работы
ЦЕЛИ РАБОТЫ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ
Курсовая работа является важной и обязательной формой процесса изучения юриспруденции, она представляет собой самостоятельное научное исследование студента в области определенной юридической дисциплины.
На основе глубокого изучения специально отобранной литературы, юридических и историко-правовых документов, а также практического опыта студент должен дать самостоятельное изложение избранной темы, показать свое видение тех или иных рассматриваемых проблем, попытаться провести сравнительный анализ нормативных актов.
Курсовая работа носит творческий характер и преследует цели: углубить, систематизировать и закрепить полученные студентами теоретические знания и практические навыки по избранной теме; научить студентов работать с источниками, собирать, систематизировать и обобщать имеющийся научный материал по рассматриваемой проблеме; выработать и закрепить навыки работы с первоисточниками, а также научить будущих юристов самостоятельно применять полученные знания на семинарских занятиях и использовать их в иных формах учебной работы.
Для более полного достижения поставленных целей на кафедрах юридических дисциплин в соответствии с программой курса разрабатываются примерные тематики курсовых работ.
Основным требованием, предъявляемым к курсовой работе, является высокий научно-теоретический и практический уровень ее содержания. Он может быть достигнут при соблюдении ряда обязательных условий, которые заключаются в следующем.
Во-первых, курсовая работа не должна быть просто компиляцией, то есть заимствованием чужих мыслей, в ней должен присутствовать собственный анализ исследуемых источников как историко-правового, так и нормативного характера, обязательны сравнения действующих правовых актов с историческими понятиями права.
Во-вторых, курсовая работа должна включать в себя не только теоретический аспект исследуемых проблем, но и практический, с выводами и рекомендациями.
Чтобы стать высокоэрудированным юристом, необходимо знать не только ныне действующее законодательство, но, прежде всего глубоко усвоить основу правовых знаний - теорию и историю государства и права.
Студент обязан обосновать выбор темы своей курсовой работы ее важным научно-теоретическим и практическим значением, четко определить цели написания работы, до конца продумать ее содержание. Это позволит качественно разработать тему, то есть изучить необходимую литературу, собрать и проанализировать материалы, относящиеся к рассматриваемой проблеме, в том числе монографические, архивные, справочные и другие, сформулировать основные выводы, правильно оформить работу и только затем представить ее на рецензирование и защиту.
Избранная тема курсовой работы должна быть заявлена на соответствующей кафедре; должен быть также определен научный руководитель з лице преподавателя данной дисциплины.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы, изучение литературы и составление плана
Качество выполнения курсовой работы в немалой степени зависит от правильного и своевременного выбора ее темы. Студенту необходимо показать всю актуальность этой темы, ее познавательное и практическое значение. Рекомендуется выбирать для курсовой работы наименее исследованную тему, т.к. это дает возможность, во-первых, приступить к ее разработке с большим интересом; во-вторых (и это главное), поможет углубить именно те знания, которых не достает студенту.
Как правило, выбор темы курсовой работы начинается с ознакомления с тематикой, разработанной кафедрой по тем дисциплинам, по которым обязательно написание курсовых работ. Консультация с преподавателем позволит рассмотреть избранную проблему с учетом общего уровня подготовки студента. Опыт показывает, что задержка с выбором темы ведет к потере времени, необходимого для последующей работы. Заблаговременный же выбор темы позволит студенту, не отрываясь от текущих занятий, без лишней спешки спланировать работу: подобрать необходимую литературу, изучить ее, провести сравнительный анализ нормативных документов, ознакомиться при необходимости с опытом работы правоохранительных органов и т.д.
Выбрав тему, студент обращается на кафедру с заявлением об ее утверждении; Тема заносится в специальный журнал по учету курсовых работ. Не допускается написание одной и той же темы студентами одного курса. Студенту необходимо поддерживать постоянную связь с преподавателем - научным руководителем и консультантом в течение всего периода подготовки курсовой работы.
Сразу после утверждения начинается важнейший период разработки темы, связанный с отбором и изучением источников. Именно на этом этапе и проявляются умение и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать в современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них исторические факты, события, правовые нормы и оценки.
Где же студенту изучать эти источники? Прежде всего в библиотеке своего вуза.В фондах библиотеки нашего университета имеются необходимые сборники нормативных документов и материалы» комментирующие их. Здесь можно найти конспекты лекций, учебники учебные пособия, а также монографические труды по различным проблемам юриспруденции.
Но ограничивать поиск необходимой литературы только фондом библиотеки СПбГМТУ не следует. В Санкт-Петербурге студент может в полной мере использовать фонды Российской национальной библиотеки, библиотеки Академии наук и других, где можно ознакомиться с актуальными исследованиями ученых в области права, государственности и конституционализма.
При подготовке курсовых работ необходимо использовать следующую научную литературу:
· монографии (научные книги по специальным темам);
· научные статьи из журналов;
· статьи из сборников научных трудов;
· статьи из материалов научных конференций;
· рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; научно-практические комментарии законов.
Безусловно, при написании курсовой работы недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие источники, это позволит полнее представить рассматриваемую проблему.
Для поиска специальной научной и правовой литературы следует использовать:
· предметные и систематические каталоги библиотек;
· библиографические указатели «Новая литература посоциальным и гуманитарным наукам». Сер. 4: «Государство и право». Ежемесячное периодическое издание ИНИОН(Институтанаучной информации по общественным наукам);
· библиографические указатели «Книжная летопись» и «Летопись журнальный статей», издаваемые Российской книжной палатой;
· реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам. Сер. 4: «Государство и право». (Отечественная литература; зарубежная литература);
· указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.
Нужно также иметь в виду, что по некоторым отраслям юридической науки (например, по международному, уголовному, морскому праву) изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по определенной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литера- туры за определенный период времени (5, 10, 20 и более лет). Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках.
Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Все. зависит от темы курсовой работы, наличия, характера и полноты литературы, а также от уровня подготовки студента.
Опыт работы многих поколений студентов над курсовыми исследованиями привел к формированию определенной схемы последовательного изучения литературы и источников. Так, изучение научных работ (монографий) рекомендуется разделить на два этапа: первый - общее, первичное знакомство с книгой, которое включает в себя внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления (содержания), предисловия (введения) и заключения. Это позволяет уяснить общее содержание книги, выявить основные и вспомогательные, второстепенные главы, направление и логику данного научного исследования, что часто наводит на мысли о внесении Г корректив и в собственный план курсовой работы. Второй этап – детальное изучение научных источников с конспектированием и выписками. Исследовать необходимо источник в целом, но при этом главы разделы, параграфы, непосредственно касающиеся темы курсовой работы, требуют более тщательной проработки, а второстепенные главы - беглого ознакомления, чтобы не потерять логику рассуждений и доказательств автора. Особенно внимательно следует делать выписки. Рекомендуется два"практически оправдавших себя способа: в тетрадях и на отдельных листках (карточках). Записи в тетрадях дают возможность последовательно излагать материал, однако его труднее по плану работы систематизировать и распределять. Записи на отдельных листках или карточках выгодно отличаются тем, что на каждой из них делается одна выписка по конкретному вопросу, и затем их легко можно разложить по конвертам (в соответствии с планом работы), Тетрадные же листы в дальнейшем потребуется разрезать. Учитывая это, записи необходимо делать с одной стороны листа и не переносить часть текста на другую. Поскольку для курсовой работы выписок будет немного, может быть применен любой из названных способов. Однако с учетом того, что курсовая работа может впоследующем перерасти в дипломную, было бы целесообразнее выписки делать на отдельных карточках, при этом точно указывая фамилию и инициалы автора работы, ее полное и точное название, издательство, год и место издания, страницу выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста работы точно использоватьизученный материал и существенно сэкономить время при оформлении сносок и библиографии.
Наиболее целесообразно делать выписки в виде цитат (за исключением тех случаев, когда требуется передать лишь общий смысл документа). Такой способ гарантирует в дальнейшем безошибочное толкование текста и передачу его в курсовой работе также в виде цитат. Фразы и слова, взятые из отдельных источников и представляющие собой точные формулировки, статистические данные, разумеется, должны быть взяты в кавычки.
Когда материал собран, его необходимо систематизировать, это позволит вести изучение в определенной последовательности. Систематизация заключается в распределении материала в соответствии с рабочим планом. Обычно римскими цифрами помечают параграфы (основное вопросы), буквами - пункты и т.д. Таким образом, весь материал легко распределится по теме. Затем его целесообразно в порядке уже принятой нумерации разложить по папкам и конвертам. На папке (конверте) в углу ставится номер параграфа (§1, §2 ...). На выписке, вырезке, карточке, помещаемой в папку, ставится индекс вопроса. Например §1А или §ЗВ. При такой постановке дела автору всегда будет ясно: достаточно ли материалов, не упущены ли основные из них, над чем еще следует дополнительно поработать. Кстати, ему всегда следует помнить, что выписки и цитаты, статистические данные и тем более статьи нормативных актов, их названия должны быть абсолютно достоверны. Курсовая работа, как уже подчеркивалось, в известной степени есть работа научная, а наука не приемлет искажения достоверности. Следует иметь в виду и то, что к курсовой работе желательно иметь в качестве приложения схему, таблицу, извлечения из нормативных актов и т.д. Поэтому студенту здесь важно решить, что он может вынести в приложение.
Следующим важным этапом написания курсовой работы является составление рабочего плана. Рабочий план - это краткий перечень основных вопросов содержания курсовой работы. Он может быть как простым, так и развернутым, когда каждый вопрос расчленяется на составные части, и каждая из них обозначается в соответствии с приведенной выше примерной нумерацией.
Рабочий план раскрывает внутреннюю структуру курсовой работы. Он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его - самый ответственный этап в подготовке курсовой работы. К сожалению, некоторыми студентами это обстоятельство недооценивается, а порой и вообще игнорируется.
План - это «лицо» работы. В окончательном варианте он будет напечатан на второй странице (после титульного листа). Даже при беглом знакомстве с планом можно составить мнение о направленности, сложности, объеме, характере научной работы, ее ожидаемой результативности.
Обычный развернутый рабочий план - это детальный перечень согласующихся между собой разделов и подразделов, а если нужно, то еще пунктов и подпунктов. Количество их определяется самим содержанием темы. Бояться подробного деления не следует. Онд позволяет добиться того, чтобы каждый из разделов и пунктов отвечал за свой конкретный и неповторяющийся вопрос и таким образом достигал цели. Иными словами, это «каркас» курсовой работы. Наполнить хорошим содержанием такой «каркас» - означает подготовить наиболее удачный вариант курсовой работы. Кстати, такой подход к составлению рабочего плана впоследствии облегчит автору литературное редактирование своей курсовой работы (о чем ниже будет сказано подробнее). °
Следует напомнить, что недостаточно продуманное планирование влечет за собой серьезные недостатки. Нередко курсовые работы носят отвлеченный характер, что говорит о неумении автора заранее предусмотреть в плане связь теории с практикой, с анализом правовых норм.
К сожалению, встречается и такой недостаток, как переписывание ключевых положений какой-либо монографической работы и использование их в качестве названий глав, параграфов, разделов. При этом не приводится собственное мнение автора курсовой работы.
Курсовая работа должна включать в себя следующие обязательные части:
· введение, которое определяет предмет исследования, дает краткий обзор законодательных актов, литературы, указывает на целесообразность исследования и раскрывает его структуру;
Я аналитическую часть, состоящую из глав и параграфов, расчетов, исследований;
· выводы, рекомендации;
· справочный аппарат: титульный лист, аннотацию, библиографическую карточку, реферат, вспомогательные указатели (именной, предметный), список использованной литературы, содержание;
· приложение - таблицы, схемы, статистические и информационные данные, образцы описаний и т.п.
В приложение входят таблицы, рисунки и проекты нормативных актов. Курсовая работа аккуратно сшивается или переплетается.
План курсовой работы, как правило, включает в себя:
· введение;
· основную часть - от двух до четырех глав разделов;
· заключение;
Нередко студент путает план курсовой работы с оглавлением. Последнее включает в себя не только основные разделы плана, но и приложение (при необходимости), список использованной литературы с указанием страниц.
Итак, хорошо и своевременно продуманный рабочий план, умело подобранный и систематизированный материал являются успешным началом работы. Естественно, на подготовку и написание курсовой работы уйдут не один день и не одна неделя. поисков, раздумий, но по окончании автор получит моральное удовлетворение, приобретет глубокие знания, необходимые ему в будущем как юристу.
Написание курсовой работы
К непосредственному написанию курсовой работы можно приступить только после детальной проработки своей темы, изучения литературы, нормативного материала, практики применения законодательства. При написании курсовой работы1 автор должен продемонстрировать высокий научный уровень, умение аргументировать, убеждать, излагать материал. Содержание курсовой работы будет тем полнее и понятнее, чем проще и яснее излагается материал.
Подготовка курсовой работы - это творческий процесс. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Творческая самодеятельность студента проявляется в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности приводить аргументы в подкрепление тех или иных позиций.
Методика написания курсовой работы включает в себя: последовательность работы над текстом, выполнение определенных требований к оформлению научно-справочного материала, грамотное использование источников, литературное редактирование.
Рассмотрим каждый из перечисленных элементов отдельно.
Некоторые студенты считают, что текст можно сразу писать начисто. Однако это ошибочное представление. Текст вначале следует составить вчерне, отработать его содержание и техническое оформление, а затем только переписывать.
Есть два подхода к написанию курсовой работы. Одни начинают работу с введения, другие - с первой главы, а введение и заключение уже пишут после того, как закончат работу над основными главами, разделами, параграфами.
Во введении обосновывается актуальность разрабатываемой темы и формулируются конкретные задачи, поставленные автором в Своей работе. Здесь же раскрываются значения конкретных вопросов и возможность их разрешения. Примерный объем введения - 2-3 страницы.
Теоретическая, то есть главная часть работы, должна излагаться последовательно, отдельные вопросы следует согласовывать между собой. По каждому из них целесообразно сделать вывод.
Логическим окончанием курсовой работы является заключение - это краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи.
Следует помнить, что выводы, сделанные в конце параграфа или вопроса, носят частный, локальный характер, и они не должны повторяться, смешиваться с выводами заключения (заключительной части).
Выводы и обобщения заключения синтезируются из ранее сделанных выводов и являются общими. Примерный объем заключения - 1,5-2 страницы.