V. Знакомство с темой главы I.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Вдоль картинок вы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Очень много вы узнали!
Очень много вы прочли!
Был ваш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И теперь на книжной полке
Вас другие книжки ждут.
II. Знакомство с учебником.
Познавательные УУД:работа с дидактическими иллюстрациями.
Регулятивные УУД:принятие и сохранение учебной задачи.
– Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.)
– Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)
– Обратимся к толковому словарю.
Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.
Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).
– Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.
– Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.)
III. Повторение правил обращения с книгой.
Коммуникативные УУД:коллективная работа.
– Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.
Брать книгу только чистыми руками.
Книга любит одежду – обложку и закладку.
Переворачивать странички за верхний правый угол.
Не делать в книге пометок, не загибать страниц.
Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».
– Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)
– Объясните смысл пословиц и поговорок:
С книгой жить – век не тужить.
Кто много читает, тот много знает.
Хорошая книга – лучший друг.
Задание(по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге.
IV. Условные обозначения в учебнике.
Регулятивные УУД:выполнение учебных действий в громкоречевой форме.
Образец условных обозначений – на доске.
– Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия.
– Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся? (Свободные высказывания детей.)
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
V. Знакомство с темой главы I.
1. Знакомство с героями путешествия.
– Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей.
Кот ученый будет нас сопровождать
По лесам дремучим,
По рекам кипучим,
По сказкам интересным,
По дорогам заповедным.
– Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации).
– Что вы знаете о нем? (Ответы детей.)
Кот ученый – мастер рассказывать сказки.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди...
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке: «Заходи!»
Однажды Машенька говорит:
– Смотри, братец,
В комнате светло!
Какой денек хороший:
Солнечно, тепло!
Берем с тобою по лукошку –
И скорее в путь-дорожку.
2. Работа по учебнику (с. 3).
– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.)
– Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их.
– Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы – это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага – и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка – это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.)
– Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.)
– Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.)
3. Работа по тетради.
а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).
б) Работа по группам (задание № 3).
(Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.)
– Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?
4. Индивидуальная работа по карточкам.
Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся зачитать их классу.
Карточка 1
«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос.
Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время.
– Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола...
Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал:
– Ой-ой, потише, пожалуйста!»
(«Буратино, или золотой ключик».)
Карточка 2
«Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».
(«Курочка Ряба».)
Карточка 3
«Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!»
(«Дюймовочка».)
Карточка 4
«Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.
В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой».
(«По щучьему велению».)
5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4).
– Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.
– Какое настроение вызвало это стихотворение?
– Можно ли действительно назвать репей несчастным?
Познавательные УУД: перечитывание текста с осуществлением поиска нужных строк.
– Из какой строчки видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку.
Выразительное чтение стихотворения «Репей».
6. Проверка индивидуальной работы.
Чтение отрывков из сказок.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, Наклоны вправо-влево.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, Присесть, спина прямая.
Деревцо все выше, выше. Встать на носки.
7. Работа по учебнику (с. 4–5).
– Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес.
Мы в волшебство нырнем с тобой,
Не покидая парту.
Страну Чудес своей рукой
Мы нанесем на карту.
Лежит на севере тот лес,
А может, на востоке?
Он страшный иль красивый,
Жестокий или добрый?
Не можем знать мы – ты и я –
Все о Волшебном лесе.
Но из него придут друзья,
И станет интересней!
– Ой, а это кто?
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
– Кто это? (Баба-яга.)
Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.)
– Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.)
8. Работа по тетради.
– Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто?
Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5).
9. Работа по учебнику.
Личностные УУД: самоопределение – выполнение задания, ориентирующего оказать помощь сквозному герою Маше, которая в этом нуждается при решении задачи: объяснение значения слова «докучать», выбор правильного ответа.
Познавательные УУД:логические–формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать».
– Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.)
– Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете? (Предположения детей.)
– Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.)
В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.)
– Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»? (Надоедать.)
Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения.
– Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)
Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.)
Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!»)
Примечание. во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение.
Чтение статьи учебника (с. 5).
10. Обобщение.
– Ребята, кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?
VI. Итог урока.
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
– Сравните иллюстрации (с. 4, рабочая тетрадь) к стихотворениям.
– Репей и репейник растут на огородах Бабы-яги? Почему вы так решили?
– Прочитайте стихотворение «Репейник». Подчеркните строчку, где есть сравнение.
– С кем поэт сравнивает репейник? (С ежом.)
Еж будет нашим волшебным помощником, он поможет нам закончить урок.
Коммуникативные УУД: чтение по цепочке.
Работа в парах. Выразительное чтение диалога.
– Еж, ты что такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
– Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
– Завтра будет новый день и новые истории.
Урок 2
ЗНАКОМСТВО С ХРЕСТОМАТИЕЙ
(урок-праздник)
Страницы: (хрестоматия) 3–5.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования умений работать с содержанием хрестоматии, правилами обращения с книгой.
Планируемые результаты: личностные УУД:проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения (внеклассного); метапредметные УУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления; предметные УУД: научатсячитать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; получат возможность научитьсянаходить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание».
Образовательные ресурсы:пословицы о книге, иллюстрации сказочных персонажей.
Сценарий урока