Наблюдения за животным миром. Птицы. Первыми из перелетных птиц возвращаются на родину грачи
Птицы. Первыми из перелетных птиц возвращаются на родину грачи. Они не боятся холода. Пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно, остатки пищи. Вскоре появляются кучевые облака, значит, нижние слои воздуха нагрелись и будет тепло.
21 марта - день весеннего равноденствия (день догнал ночь и теперь будет увеличиваться), а 25 марта ребята отмечают праздник - День птиц. После веселого утренника они торжественно устанавливают шест со скворечником около дерева. А в полдник по старинному русскому обычаю пьют чай с булочками-жаворонками, у которых глаза-изюминки. Скоро прилетят скворцы, а за ними - и жаворонки.
Дикие животные. Расскажите детям, что весной у зайчихи появляются зайчата, их называют «настовички» (наст - корочка льда на снегу). Спросите, что дети знают о жизни маленьких зайчат.
Медведь пока спит, но очень тревожно, все поглядывает в свое оконце. Солнце подогреет снег, берлога подтает, вот тогда он и проснется.
Прогулки на водоем. Снег на реке подтаял, и по льду уже не ходят. Обитатели водоема рады, что под водой стало светло. Рыбы просыпаются и выплывают на мелкие места, где вода теплее.
Весной рыбы начинают расти. Чешуйки нарастают колечками, по их числу можно определить, сколько рыбе лет.
Работа с календарем. Просмотрев календарь погоды вместе с детьми, сделайте вывод, что солнце поднимается выше - становится все теплее.
АПРЕЛЬ
Наблюдения за явлениями неживой природы
Солнце. Отметьте с детьми, как ослепительно сияет солнце, несущее теперь уже ощутимое тепло. Оно поднимается все выше, тень от столба в полдень все короче. Лети замечают, что ветры дуют с юга, они очень теплые.
Прогулки на водоем. Покажите детям, как вздулся лед, как много мелких ручейков стекает в речку. В это время можно увидеть бегающую прямо по льду птичку-трясогузку с ярко-черной грудкой и белыми щечками. Она появляется во время вскрытия рек, поэтому ее называют «ледоломка». Трясогузки бегают, как будто кланяются, и трясут хвостиком. Они делают свои гнезда около мостов и плотин.
Скажите, что в глубине вода еще холодная, и рыбы приближаются к берегам реки погреться.
Посмотрите самое интересное явление весны - ледоход. Прочитайте детям стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды».
Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». После ледохода начинается бурное пробуждение природы. Почва. Предложите детям посмотреть, какое место участка быстрее просыхает: там, где глинистая почва, или там, где песчаная. Объясните, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и потому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро просыхает.
Предложите понаблюдать, на какой почве быстрее появятся всходы и как они будут развиваться. После наблюдений дети сообщат, что на глинистой почве растений совсем мало, а на песчаной они появились раньше, но потом почему-то завяли. Только листья мать-и-мачехи растут хорошо.
Выкопайте траву, растущую на глинистой почве, и покажите детям сжатые плотные корни. Вспомните, как разбивали сухую глину летом. Она была твердая как камень. В ней мало воздуха, а корням растений он необходим.
На песчаной почве растения развиваются быстрее, так как хорошо прогреваются солнцем, но и быстрее засыхают: в ней мало воды. Мать-и-мачеха не требует много воды, поэтому хорошо растет на этой почве.
Покажите детям, что в почве есть вода и воздух. Если кусочек земли бросить в воду, на нем появятся пузырьки воздуха.
Проверить наличие воды можно так: нагреть на плитке почву в жестяной баночке и подержать над ней холодный кусок стекла. На нем появятся капельки воды. Объясните, что вода, которая была в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле он превратился в жидкость - воду.
Теперь детям будет понятно, зачем мы поливаем и рыхлим, почву. Корням растений нужны вода, воздух. Растения необходимо пропалывать, чтобы сорняки не отнимали у них питательных веществ.
Дети знают, что в почву вносят удобрения - вещества, которые дают дополнительное питание растениям. Они видели, как это делал воспитатель. Теперь дети сами учатся поливать комнатные растения растворенным удобрением, добавляя его понемногу в воду для поливки (1 раз в 10 дней).
В огородные растения удобрения вносит воспитатель, а дети смотрят и запоминают. Особенно хорошо они знают золу. Огородные растения надо поливать так, чтобы вода пропитала весь почвенный слой. Особенно много влаги и тепла требуют семена при прорастании - поливать их надо обильно.