Школьников комплексного профиля
Из опыта организации полевых краеведческих лагерей
В.И. Погорелов, e-mail: [email protected]
Государственное бюджетное учреждение Воронежской области
«Областной центр развития дополнительного образования,
гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»
Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
В настоящее время все большее признание получает тезис о том, что одним из самых приоритетных направлений и важнейшим фактором патриотического воспитания является сохранение объектов культурно-исторического наследия. Так, обсуждение этого вопроса заняло одно из основных мест в работе третьего Межрегионального Форума по вопросам гражданственности и патриотизма (г. Ярославль, апрель 2013 года).
Воронежский областной Центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи имеет большой опыт работы по развитию и совершенствованию системы туристско-краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, эколого-биологического и спортивно-оздоровительного воспитания детей, подростков и молодежи.
Деятельность Центра по краеведению осуществляется через программу туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2012 – 2016 гг., которая определяет основные направления поисково-исследовательской деятельности учащихся в изучении историко-культурного и природного наследия Воронежского края.
В условиях этих качественно новых педагогических подходов Центр в настоящее время апробирует два совершенно новых направления в гражданском и патриотическом воспитании: областная акция «Наше наследие», которая находится в стадии разработки в тесном взаимодействии с департаментом культуры и архивного дела Воронежской области, и полевые краеведческие лагеря школьников комплексного профиля.
Главным содержанием акции «Наше наследие» является непосредственное практическое содействие образовательных учреждений Воронежской области органам государственной власти в деле сохранения, популяризации и пропаганды памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране.
Организация полевых краеведческих лагерей школьников комплексного профиля первоначально была апробирована на районных уровнях на основании договоров о сотрудничестве Центра с администрациями муниципальных районов: в 2012 и 2013 гг. – лагерь «Истоки» в Петропавловском районе и в 2013 году – лагерь «В глубь веков» в Новохоперском районе.
В июне 2013 года был проведен первый областной палаточный краеведческий лагерь школьников «Истоки-2013», в котором приняли участие команды из пяти муниципальных районов Воронежской области.
Новизна и актуальность программ этих лагерей заключается прежде всего в организации и проведении полевых научно-исследовательских работ практически по всем направлениям краеведческого поиска. Второй важнейший аспект - непосредственное практическое применение результатов работы лагеря в деле государственной охраны объектов культурно-исторического наследия.
В качестве нормативно-правового обеспечения программ этих лагерей выступили федеральные и региональные законы и постановления, регламентирующие вопросы образования, охраны объектов культурно-исторического наследия, организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа.
Основной целью проведения этих лагерей было определено создание оптимальных условий для углубления знаний и умений учащихся по истории родного края, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие через систему организации исследовательской работы краеведческой направленности.
Задачи полевого краеведческого лагеря:
- организация и проведение различных форм исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
- сбор, изучение и обработка материалов и экспериментальных данных для проведения собственных научных исследований;
- расширение и углубление знаний учащихся об истории и природе родного края;
- развитие творческих и исследовательских навыков учащихся;
- воспитание патриотизма, гуманизма, других нравственных и культурных ценностей;
- формирование у детей и молодежи здорового образа жизни.
При разработке программ полевых краеведческих лагерей школьников в их основу были положены следующие принципы:
- принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности личности;
- принцип свободы и творчества, который предполагает право выбора: направления познавательно-исследовательской деятельности, форм и способов ее осуществления; участия в организации жизни в коллективе; участия в досугово-развлекательных и оздоровительных мероприятиях и т.п.;
- принцип социальной активности через включение школьников в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий;
- принцип соуправления предусматривает приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней;
- принцип гуманизации отношений, который предусматривает построение отношений в коллективе на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
В основу реализации программ полевых краеведческих лагерей был положен деятельностный подход. Основными методами организации деятельности и составными частями программы лагеря явились:
- археологические разведки и раскопки древних памятников в бассейне реки Толучеевки (Центр имеет официальное разрешение Института археологии РАН и Министерства культуры РФ – Открытый лист на право производства такого рода полевых исследовательских работ);
- археологические наблюдения школьников в бассейне реки Толучеевки с целью определения степени сохранности уже известных памятников археологии, состоящих на государственной охране, по согласованию с департаментом культуры и архивного дела;
- этнографические наблюдения и исследования на территории Петропавловского района;
- восстановительные, реставрационные и исследовательские работы на пещерном православном храме у хут. Индычий в тесном взаимодействии с Воронежско-Борисоглебской Епархией и благоустройство прилегающей к нему территории;
- полевые исследования на базе Карт генерального межевания Российской империи конца XVIII века (Богучарский уезд Воронежской губернии) по направлению краеведческого поиска «Нет забытых хуторов»;
- сбор материалов о событиях периодов Гражданской (1918 – 1922 гг.) и Великой Отечественной (1941 – 1945 гг.) войн на территории Петропавловского района по направлению краеведческого поиска «Нет забытых могил»;
- картографирование объектов культурно-исторического наследия Петропавловского района с применением современных средств и методов спутниковой навигации;
- полевые работы экологической направленности;
- работа в экспериментальных творческих мастерских (камеральная обработка археологических материалов, изготовление каменных орудий труда, мукомольство, прядение, ткачество, вязание, плетение);
- проектная деятельность;
- коллективно-творческая деятельность;
- театрализация (реализуется через праздники, костюмирование, обряды, ритуалы и т.п.);
- состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности).
Успешное решение задач полевого краеведческого лагеря было бы невозможно без активного участия в выполнении его программы социальных партнеров. Среди них: департамент культуры и архивного дела Воронежской области, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Государственный архив Воронежской области, Воронежский областной краеведческий музей, Воронежский областной центр народного творчества, Воронежская секция спелеологии, военно-поисковый отряд «Дон», администрация Петропавловского муниципального района.
Основными результатами проведения областного полевого краеведческого лагеря «Истоки» явились:
- создание такой среды развития, в которой подросток является активным субъектом деятельности с сформированными мировозренческими и поведенческими навыками;
- пополнение знаний учащихся по истории и культуре родного края;
- воспитание в детях и подростках любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края;
- отработка методов исследовательской работы, связанных с поиском данных, их отбором, классификацией, анализом, обобщением и представлением результатов самостоятельного микроисследования;
- владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- практическое содействие государственным органам охраны объектов культурно-исторического наследия Воронежской области, выражающееся в предоставлении им полевых отчетов об осмотре уже известных и научном описании вновь выявленных памятников истории и культуры;
- расширение и совершенствование базы данных к составлению интерактивной краеведческой карты Петропавловского муниципального района;
- значительные объемы работ по исследованию, музеефикации и благоустройству прилегающей территории пещерного православного храма у хут. Индычий;
- овладение навыками коллективного творчества;
- соблюдение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Таким образом, анализ проведения трех районных и первого областного профильных полевых краеведческих лагерей показал, что они логично дополняют и совершенствуют учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательных учреждений, а также систему дополнительного образования Воронежской области в данном направлении.
30 октября 2013 года