Внимание. С самого начала углубленного комплексного изучения при­чин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изу­чения детей

С самого начала углубленного комплексного изучения при­чин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изу­чения детей, имеющих ЗПР, которые по данным специальных эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении, нарушения целенаправленного внимания занимают первое место (Т.А.Вла­сова, М.С.Певзнер, К.В.Демьянов, Л.И.Переслени, Л.Ф.Чуп-

ров и др.).

Так, Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1973) отмечают, что основ­ным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредо­точиться на выполнении учебных заданий.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.И.Переслени, 3. Тржесоглава, Г. И.Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишке -вич и др.) отмечаются следующие особенности внимания у детей

с ЗПР:

• неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5 — 15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы
3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;

• сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения,быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;

• снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которогоможно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

• сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;

• сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;

• «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

• повышенная отвлекаемость.

Сравнительное экспериментальное исследование влияния по­сторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на дея­тельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

Анализ характеристик учащихся с ЗПР, обучающихся в массо­вой школе, проведенный Л. Ф. Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории учащихся в 92 % случаев. Данный процент практически совпадает с выводами З.Тржесоглавы (табл. 1) относительно частотности проявления тех или иных признаков при легкой мозговой дисфункции генеза.

Дефицит внимания, по З.Тржесоглаве, характеризуется нали­чием короткого промежутка собственно внимательного поведе­ния: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить ин­струкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невниматель­ности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюда­ется повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зритель­ные стимулы, детали собственной одежды и т.п.

В настоящее время по отношению к детям, у которых на пер­вое место выходят исключительно нарушения внимания, ослож­ненные повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гипер­активностью» (СДВГ).

На первое место среди причин, вызывающих данное наруше­ние (рис. 6), ставят причины биологического характера, в частно­сти слабое развитие лобных долей, которые отвечают за програм­мирование и контроль поведения, а также нарушения ретикуляр­ной формации (блок активации).

Среди неблагоприятных факторов отмечается также отягощен­ный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении.

Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. За­мечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Была выдвинута гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому заболеванию (Т. Б. Глезерман).

Не исключаются и причины социально-психологического по­рядка, такие, как стресс матери во время беременности, небла­гоприятная семейная обстановка.

Распространенность данного нарушения в разных странах ко­леблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н. Н.Заваденко, частота проявлений данно­го синдрома в общеобразовательной школе — 6,6%, при этом сре­ди мальчиков эта цифра составила 11,2%, а среди девочек — 2%. Несмотря на описанные выше общие недостатки внимания, у детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс пока­зателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других — максимальная концентрация внимания насту­пает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих — наблюдаются периодические колебания внимания и неравномер­ная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Наши рекомендации