Методика проверка знаний, умений и навыков

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Методы обучения — одна из существенных и сложных проблем в методике обучения биологии. На развитие методов обучения биологии влияют методы биологической науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики биологии. По определению философии, метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность В методике обучения биологии чаще всего методы определяются ключевым словом «способ».

Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская в учебнике по методике преподавания

биологии дают такое определение: «Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися». Любой метод характеризуют две взаимосвязанные стороны: воздействующая обучающая сторона — учитель и воспринимающая, усваивающая сторона — ученик.

Характер этого взаимодействия зависит от третьего, важного компонента — источника знаний.

Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в образовательном процессе, реализующим цели обучения. В практике сложились различные методы обучения биологии. Все их можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам:

источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер

деятельности учащихся в процессе обучения. На основе этих признаков

выделены три группы методов обучения: словесные (один источник знания —слово), наглядные (два источника знаний — слово и наглядность) и практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета).

К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция.

Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся— преимущественно в виде слушания, осмысления, устных или письменных

ответов. Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и

наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в

изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует

наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания. Группу практических методов в биологии представляют работы с

изучаемым объектом или учебником.

Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обучения, их вариативность обеспечиваются различными методическими приемами. Любой из методов обучения осуществляется с помощи приемов. Наиболее часто методическими приемами называют элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская (1966) разделили методические приемы на три группы: логические, организационные и технические и соотнесли их по группам методов. Названными авторами представлены словесные, наглядные и практические группы методов, или роды методов; беседа, рассказ, лекция, демонстрация, распознавание и др. — виды методов, соответствующие тому или иному роду. Во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, поставка проблемы, доказательство и др. Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих

познавательную работу школьников.

Один из первых методистов-биологов, который сделал попытку классифицировать методы обучения, был Б.Е. Райков (1911). В своей

классификации Б. Е. Райков хотел показать разнообразие методов и то, как они взаимосочетаются между собой, образуя парные комбинации. На этой основе он ввел так называемую бинарную номенклатуру (двойные названия)

методов. По характеру восприятия (работа органов чувств и органов

движения) он выделял три группы методов — словесный, наглядный и

моторный, а по тому, как добывались учеником знания, выделял еще две

группы методов — иллюстративный и исследовательский. Первая группа

методов: учащиеся приобретали знания в готовом виде со слов учителя или из книги с использованием наглядных пособий; вторая группа методов: ученики сами добывали знания непосредственно из объектов изучения. Б. Е. Райков подчеркивал, что методами преподавания естествознания, обеспечивающими образовательный процесс, будут сочетания, комбинации этих частных методов, при этом все методы могут быть проведены через все формы обучения. Система методов Б.Е. Райкова легла в основу создания системы методов Верзилина.

Во многих педагогических трудах дается довольно обстоятельный обзор

различных классификаций методов обучения. Ниже дается характеристика отдельных методов обучения. Рассмотрим вначале словесные методы и их применение на уроках биологии. Рассказ. Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов применяется на

уроках биологии: при знакомстве учащихся с историей открытий в области биологии, биографией ученого, с описанием каких-либо явлений, фактов из жизни природы, исследователей мира растений и животных. Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет

учащихся, особенно младших классов. Ученикам 5 — 7 классов трудно

сосредоточить свое внимание более 10 — 25 мин при восприятии рассказа и запомнить его. Поэтому повествовательное изложение материала учителем сопровождается только несколькими вопросами в соответствии с логикой содержания.

Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную

форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы являются учитель и ученики.

Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением. Беседа строится на известном учащимся или частично известном материале.

Беседу часто используют для повторения учебного материала, для

закрепления в конце урока, в начале новой темы, чтобы подвести учащихся к восприятию новых сведений и пр. По ходу урока учитель должен усложнить вопросы, включаемые в беседу. В образовательном процессе можно выделить следующие группы бесед:

вводные; сообщения знаний; закрепления знаний и контрольно-

корректирующие. При проведении беседы следует опираться на следующие методические требования:

—грамотно и четко формулировать вопросы;

— строить вопросы так, чтобы они органически вытекали из

содержания изучаемого материала, и направлять внимание учащихся на

усвоение самого главного, существенного, при этом привлекать знания

учащихся, полученные на предыдущих уроках, а также их жизненный

опыт;

—предусматривать вопросы, приучающие школьников применять знания на практике, в жизни, а также для решения биологических задач (вопросы на размышление).

Объяснение часто используется на уроках биологии и во время экскурсии. Его характеризует четкое, логическое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с последующей формулировкой выводов. Объяснение включает рассуждения. Объяснением является и инструктаж к проведению практической работы, который должен быть кратким, четким и точным. Школьная лекция — это устное изложение учебного содержания в течение не менее 20—25 мин. В зависимости от содержания и подготовленности учащихся, лекция может перемежаться рассказом или беседой. Обычно на лекцию выносится очень объемный учебный материал или недостаточно хорошо изложенный в учебнике.

Из наглядных методов на уроках биологии обычно используют различные демонстрации опыта, таблицы, кинофильма, рисунка на доске и т. п. Во всех этих случаях важно организовать правильное наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта. Рисунок на доске имеет важное познавательное значение на уроках биологии. Рисунок с пояснением помогает ученикам следить за содержанием, так как школьники сосредоточивают внимание на той детали, о

которой говорит и которую рисует учитель. Практические методы при обучении биологии отличаются значительным разнообразием. Среди них — работы по распознаванию и определению объектов, проведение опытов, наблюдение за природными явлениями. Распознавание, описание и определение, а также наблюдение как виды практических методов достаточно широко представлены на уроках биологии. В основном данные методы используются при изучении морфологического, анатомического, систематического материала, а также эволюционного и экологического содержания. Использование этих практических методов обычно требует наличия определенного раздаточного материала. Наблюдения по срокам выполнения делят на две группы: кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения занимают незначительное количество

времени и могут включаться непосредственно в урок, применяться в процессе экскурсии. Они всегда выполняются по заданию учителя. Длительные наблюдения применяются при изучении таких вопросов, как прорастание семян, развитие проростка или побега из почки; фенологические наблюдения в природе и пр. Эксперимент как вид практического метода чаще всего применяют при изучении физиологического и экологического материала. Эксперименты, как и наблюдения, могут быть кратковременными и длительными. Проведение экспериментов, требующих длительного времени, обычно начинается на уроке

(или на кружке, дома), затем идет длительное наблюдение.

Разнообразие методов способствует осуществлению эффективного процесса обучения, воспитания и развития школьников. Все методы обучения

имеют определенные функции. Основными из них являются следующие: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контролирующая,

Развитие метода — внутреннее, присущее ему свойство, которое

обнаруживается на разных этапах учебной деятельности. Один и тот же метод в зависимости от содержания материала и возраста учащихся получает различную степень выражения. Развитие методов характеризуется тремя параметрами:

усилением самостоятельности учащихся в процессе обучения; усложнением задач, которые выдвигаются перед учащимися; усложнением познавательной деятельности учащихся.

Многообразие методов и приемов обучения является характерной

особенностью учебного процесса в целом. Выбор методов обучения

объективно обусловлен многими факторами. При выборе методов

основополагающими являются цели урока и содержание учебного материала, материальная база, возраст и подготовка учащихся. Знание факторов, обусловливающих выбор методов, дает возможность учителю правильно ориентироваться с учетом конкретных условий обучения, в частности при подготовке к уроку.

Методы мультимедийного обучениябиологии могут использоваться сегодня только в классе, поскольку компьютеры и мультимедийное оборудование должны находиться в помещении стационарно. Мультимедиа — это множественность содержательных каналов информации (информационных сред). Условия, созданные с помощью компьютера и мультимедийной программы, позволяют школьнику в ходеработы с автоматической системой моделировать виртуальную (т. е. существующую только в процессе взаимодействия) cpeду обучения. Для этого используют компьютеры последних поколений, оснащенные средствами мультимедиа.

Особенности мультимедийных методов обучения биологии.Поскольку мультимедийные методы обучения обладают признаками словесных (учащиеся слушают, учитель рассказывает), демонстрационных (учащиеся наблюдают, учитель демонстрирует) и практических (учащиеся осуществляют деятельность, учитель руководит, инструктирует) методов одновременно, их можно назвать комплексными, но выделять эти методы в отдельную группу и перестраивать существующую классификацию методов не следует. По преобладающему характеру источника знаний (источника информации) комплексные (мультимедийные) названные методы могут входить в группу или словесных, или наглядных, или практических методов. Основная особенность комплексных (мультимедийных) методов обучения —они сочетают в себе все каналы передачи информации. Среди комплексных методов обучения биологии можно назвать

мультимедийную лекцию и мультимедийную практическую работу, позволяющую осуществить лабораторную работу по биологии и даже виртуальную экскурсию в природу. Практика обучения показывает, что для получения мультимедийной информации необходимы три канала: зрительный, слуховой и тактильный. Мультимедийная лекция.Технически мультимедийная лекция может быть реализована в компьютерном классе при работе каждого учащегося за отдельным компьютером или группы по два человека за компьютером, а при использовании мультимедийных проекционных систем — при работе всего класса. Это необходимо для полноценного погружения в виртуальную информационную среду и выполнения всех заданий.

Мультимедийная практическая работа.Мультимедийная практическая работа может быть реализована в компьютерном классе, каждый ученик за тотдельным компьютером, или группами по два человека за компьютером. С помощью моделирующей программы в экспериментальные условия можно помещать не только растения, но и отдельные виды животных.

Особенно большой интерес вызывает у учащихся мультимедийная экскурсияна тему «Лес — богатство человечества». Следующий кадр после обозначения темы показывает правила поведения в природе. Меняя кадры, ученики как бы передвигаются по лесу от объекта к объекту в естественной среде. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда

создает эффект присутствия. Поэтому такое знакомство с природным объектом можно назвать виртуальной экскурсией. Создание полноценной виртуальной реальности предполагает

использование дорогостоящих средств мультимедиа, но можно ограничиться и имеющимися компьютерными возможностями.

Методика проверка знаний, умений и навыков

Значение контроля знаний и умений велико.Систематический контроль

знаний и умений учащихся — важная составная часть обучения. Методы

контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса. Назначение контроля -проверить, определить, как усвоен учащимися пройденный материал. Контроль в своем определении означает проверку чего-либо. С точки зрения кибернетических представлений, контроль рассматривается как обратная связь, свойственная саморегулирующейся системе. Контроль обеспечивает возможность анализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки, принимать меры к устранению недочетов.

Таким образом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика, и для учителя. В связи с этим дидактика рассматривает информацию, получаемую в результате контроля за учебной деятельностью, выполняемого учителем, как внешнюю обратную связь, а информацию от самоконтроля

ученика, от осознания своих познавательных действий и их результатов — как

внутреннюю обратную связь.

Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы. Систематическая информация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний. Формы контроля. Проверка и учет знаний — важная сторона любого урока биологии.

Проверка требует от учителя очень больших трудовых затрат и внимания.

Учителя на уроках часто используют словесные, наглядные и практические методы контроля знаний и умений. Формы учета знаний: монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.); выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения; самостоятельное выполнение лабораторной работы; узнавание микропрепарата под микроскопом илитлупой.

Самой распространенной формой контроля считается устная проверка

знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом.

Вопросы для устной проверки надо формулировать так, чтобы они были понятны и посильны для ученика, побуждали его к развернутому рассказу, а не к односложному ответу. Фронтальная устная проверка отличается от индивидуальной своей

лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей. Уплотненный опрос. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.

Письменная работа часто используется для проверки знаний по

биологии. Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока. Тестирование (от англ. test — проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фацетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.

Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого задания и вариантов ответов.

На основании результатов выполнения теста определяется успеваемость, которую считают обобщенным показателем знаний. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат — отметка.

Различают четыре вида контроля знаний: предварительный, текущий,

периодический и итоговый (заключительный). Их вы делят в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе.

Средства обучения— разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные)

объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные, средства.

Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности. Реальные, или натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы

живые или фиксированные. Реальные свойства изучаемых объектов могут

восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и

процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов, экосистем, круговорота веществ и пр. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например модель ДНК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Как особая группа изобразительных пособий, выступают компьютерные мультимедийные средства обучения.

Словесные, или вербальные средства — это книга, в том числе учебник,

слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради. Средства обучения, которые фиксируют учебное содержание, обычно используются для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность», так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство)

очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему.

Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на

уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций,

диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные

пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и

явлений — основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование — вспомогательные.

Среди технических, как особую группу часто выделяют аудиовизуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции, динамической, а также звуковые. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения уч. материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но

и при других форма обучения биологии. Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди_основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и

вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных — технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

В свою очередь, натуральные наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные.

Изобразительные средства наглядности делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральные пособия.Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы. К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

Используют влажные биологические препараты, которые монтируют

между двумя стеклянными пластинами и опускают в склянку с

консервирующей жидкостью.

Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты.

Микропрепараты есть постоянные, изготовленные фабричным путем

специально для обучения, и временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

К натуральным пособиям относятся коллекции: морфологические,

общебиологические, технологичекие.

Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют

препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных.

Изобразительные пособияотличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные — муляжи и модели; рисованные — таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин,

портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи — это пособия, которые точно копируют натуральные объекты

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не

копируют объект, а представляют его самые главные свойства в

схематизированном виде.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические. Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными. Рельефные таблицы — красочные изображения животных, представляющие барельефы из пластика. На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий, экологические карты региона и др. В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин. Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства

обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты

невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с

методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов.

На многих уроках используются разные технические средства обучения:кинопроектор, эпидиаскоп и др.

По ряду тем необходимы определенные химические вещества.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения

обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными. Ведущее место

среди наглядных пособий должны занимать натуральные наглядные пособия.

Наши рекомендации