Название: Комплексная психолого-педагогическая практика

Цель: актуализация знаний студентов, обеспечивающих их практическое применение в будущей профессиональной деятельности педагога-психолога.

Задачи:

1. формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;

2. формирование и развитие личностных и профессиональных качеств в ходе общения и совместной деятельности с обучающимися и педагогическими работниками;

3. развитие профессиональной рефлексии.

Базы: все типы и виды образовательных учреждений, учреждения и службы других ведомств (социальной защиты населения, здравоохранения, юстиции, культуры), общественные организации, оказывающие различные виды социально-педагогической, психологической помощи детям, решающие задачи их социального воспитания и образования.

Конкретные цели и задачи практики определяются местом ее прохождения, характером деятельности образовательного учреждения, а также теми реальными способами, которые помогут решить поставленные задачи.

Во время прохождения комплексной психолого-педагогической практики реализуются следующие основные виды профессиональной деятельности педагога –психолога: развивающая, учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская, управленческая.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:

В области развивающей деятельности:

- диагностика уровня психического развития детей;

-разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

- разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

- психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;

- проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

- психологическая поддержка учителей в образовательном процессе.

В области социально-педагогической деятельности:

- проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

-организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

- проведение профориентационной работы;

- оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

- индивидуальное консультирование участников образовательного процесса.

В области культурно-просветительской деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся;

- управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ.

Отчетность:Дневник практики. Программы, планы всех проделанных видов работ с выводами, заключениями и рекомендациями. Отзыв психолога образовательного учреждения, завуча или классного руководителя о работе студента.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1998.

2. Альманах психологических тестов. – М., 1996.

3. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.

4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002.

5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д, 2004.

6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д, 2004.

7. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.- метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. – М.: МГУ, 1989.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 1991. Кн. 2.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

10. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2003 .

11. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей./ Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2003 .

12. Психологические тесты/Под ред. А.А.Карелина. В 2 т. – М., 2001.

13. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. - М., 1991.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1995 .

15. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе.- М., 2003 .

16. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

17. Хозиев В.Б. Психология Учебное пособие для 10-11-х специализированных классов. – М., 2000.

18. Ворожейкина Т.Е.. Как написать хорошее эссе. Web: http: www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html

19. Советы по написанию эссе. Web: www.begin.ru/db2/doc.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к практике на тему: «Ознакомление с работой психолога»


Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем- либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Содержание эссе студентов определяется следующими целями и задачами:

- формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;

- усвоение опыта работы, имеющегося в учреждениях разного типа (школах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.д.).

Темы эссе:

1. Профессиональная деятельность педагога-психолога: мое представление и реальная действительность.

2.Основные направления деятельности педагога-психолога: актуальное и перспективное.

3.Специфика задач и форм работы педагога-психолога в зависимости от типа образовательного учреждения.

4.Свободная тема (по согласованию с руководителем практики).

Рекомендации по написанию эссе:

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

· исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

· качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

· аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к практике на тему «Уроки психологии в колледже»

Рекомендации для студентов по разработке учебной лекции, семинарского занятия.

Методическая разработка учебной лекции

  1. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя; литература, рекомендуемая студентам).

  1. Формы организации лекции.

1) Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2) Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание).

3) Задачи лекции, реализующие основной замысел:

а) состав и последовательность задач;

б) характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные;

в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи);

г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

4) Организационная форма лекции:

а) монологическое высказывание;

б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства;

в) монолог с элементами эвристической беседы;

г) эвристическая беседа;

д) диалог – дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

  1. Содержание лекции.
  1. План и конспект содержания лекции.
  2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
  1. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2) Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3) Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика – интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

Методическая разработка семинарского занятия

I. Тема занятия. 1) Обоснование выбора темы. 2) Определение места темы в программе курса. 3) Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические. 4) Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара. 1) Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады со взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; г) групповая дискуссия: направляемая, свободная; е) учебно-ролевая игра. 2) Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе; распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1) Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2) Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3) Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4) Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки учащихся;

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Предлагается в процессе анализа урока заполнять следующую таблицу:

Содержание работы Деятельность преподавателя Деятельность аудитории

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к практике «Изучение коллектива»

Методики исследования

  1. Шкала - опросник «Атмосфера в группе».Используется для изучения психологического климата в студенческой группе, учащихся средней школы.

Цель: изучение психологического климата в группе.

Бланк методики

   
1. Дружелюбие                 Враждебность
2. Согласие                 Несогласие
3. Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4. Увлеченность                 Равнодушие
5. Продуктивность                 Непродуктивность
6. Теплота                 Холодность
7. Сотрудничество                 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка                 Недоброжелательность
9. Занимательность                 Скука
10. Успешность                 Неуспешность

Ход выполнения работы: Члены группы оценивают психологическую атмосферу в группе по каждому из 10 пунктов шкалы. Ответ по каждому пункту оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в группе. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).

Инструкция: Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х», тем более выражен признак в вашей группе.

Обработка результатов: Подсчитывается итоговый показатель по каждому участнику и средний по группе. Чем меньше показатель, тем благоприятнее атмосфера в группе.

  1. Методика социометрии

Цель работы: изучение межличностных отношений в группе.

Ход выполнения работы:

Каждому члену группы задаются по три вопроса (вопросы строятся в соответствии с возрастом испытуемых). Так, например, вопросы для студенческой группы могут быть следующими:

А) для выявления интеллектуального лидера вопросы типа «К кому из членов группы Вы бы обратились за помощью при подготовке к рейтингу, экзамену?»

Б) для выявления делового лидера вопросы типа: «Кого из членов группы Вы бы выбрали для организации загородной поездки, похода?»

В) для выявления эмоционального лидера вопросы типа: «Кого из однокурсников Вы бы пригласили на дискотеку, пикник?».

Выбрать можно только по три человека из присутствующих во время проведения опроса, причем на первое место поставить человека, которого он бы выбрал в первую очередь, на второе – во вторую и на третье – в третью очередь. Ответы необходимо подписать.

Обработка результатов

Полученные результаты заносятся в социоматрицу, по вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы; по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал бы каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. По результатам таблицы подсчитывается, кто из членов группы получил наибольшее количество выборов.

С целью получения более точных результатов вводится дополнительный показатель - «количество баллов». За 1-е место дается 3 балла, за 2-е - 2 балла, за 3-е место – 1 балл.

Человек, получивший наибольшее количество баллов, и является лидером по исследуемому признаку (интеллектуальному, деловому, эмоциональному). Целесообразно по каждому исследуемому признаку составлять отдельную матрицу.

По результатам, полученным в исследовании, составить карту групповой дифференциации. Центральный круг занимают члены группы, получившие наибольшее количество выборов, – «предпочитаемые», следующий круг – члены группы, получившие небольшое количество выборов, – «принимаемые», и, наконец, наружный круг – члены группы, не получившие ни одного выбора, – «изолированные».

Подводя итоги исследования, студенты должны выяснить следующее:

  1. Что обеспечивает тому или иному члену группы определенное место в структуре межличностных отношений в группе?
  2. Является ли «звезда» фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?
  3. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбрал?
  4. Какова роль группировок в жизни группы и что в них объединяет студентов?
  5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?
  6. В каком отношении находятся официальная и действительная структура коллектива?
  1. Референтометрия

Референтный круг общения, или группы, – это люди, избираемые индивидом, мнения и ценности которых служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, иными словами, человек ориентируется на оценку своих поступков, своих личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов и т.д. со стороны людей, обладающих для него значимостью, т.е. являющихся для него референтными.

Естественно, что члены группы в различной мере обладают референтными качествами. В каждом коллективе можно выделить особую систему предпочтений и выборов, основанием которой является признак референтности. Предпочтительность по признаку референтности существенно отличается от предпочтительности в социометрии – основанием выбора оказываются не симпатии или антипатии (как в социометрической сети), а ценностный фактор.

Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и несомненно значимых объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личностных качеств), а с другой стороны – строго ограничить количество таких избираемых лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к кругу лиц, чье мнение и оценка его привлекали раньше всех других.

Цель работы: изучение межличностных отношений в группе.

Ход выполнения работы: Референтометрия включает две процедуры.

На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнение, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Для выявления позиций членов группы можно провести методику социометрии или методику ГОЛ (групповая оценка личности), методику ЦОЕ (ценностно-ориентационного единства), методику изучения самооценки и т.д.

На этом этапе каждому испытуемому по отдельности предлагают ознакомиться с ответами членов группы, но разрешают посмотреть ответы только трех товарищей. Экспериментатор фиксирует выборы испытуемых.

Обработка результатов. Результаты обрабатываются аналогично обработке результатов в социометрическом исследовании. По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы (как правило, по алфавиту), по горизонтали – только их номера.

На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2 и 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь.

По результатам таблицы подсчитывается, кто из членов группы получил наибольшее количество выборов – этот человек и будет референтометрическим лидером данной группы.

Наши рекомендации