Проверка и оценка знаний, умений и навыков по развитию речи

Во 2-4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-12 дней.

В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим (см. табл. 4).

Таблица 4

  Изложение Сочинение
Классы Четверти
  I II III IV I II III IV
1-й - - - - - - - -
2-й
3-й
4-й

В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце 2-3-го классов и два изложения в 4-м классе.

Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 3-м классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.

Примерный объем сочинений в 3-4 классах - от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10 предложений (50-60 слов) в 3-м классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в 4-м классе.

При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

При проверке творческих работ во 2-3-м классах выводится одна общая оценка с учетом всех критериев, указанных выше. В 4-м классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты:- несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), - внесение лишних фактов, частей,

- отсутствие связи между частями текста,

-неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении,

-неоправданное повторение одного и того же слова,

- употребление слова в несвойственном ему значении.

В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие.

Оценка “5” ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок: богатство словаря, правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.

За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается 1-2 исправления.

Оценка “4” ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправлений.

Оценка “3” ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы;

в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и построении текста.

За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка “2” ставится по содержанию и речевому оформлению: если работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность: если допущены 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационные ошибки, более 3-5 исправлений.

Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер,неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений.

Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимися (2-3-й классы).

Примечание: При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, четкость письма. Критерии соответствуют изложенным выше (в школе оценок за диктант).

Наши рекомендации