Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности
При подготовке детей к рисованию, конструированию, аппликации учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиций из них.
Конструирование. Знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения; обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проемов и с проемами); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).
Занятия лепкой. Обучение приемам разминания глины, лепка палочек и колбасок при раскатывании глины между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек и шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.
Занятия с использованием мозаики. Знакомство с рабочим полем, видами фишек; заполнение фишками рабочего поля, выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти).
Занятия аппликационной лепкой (заполнение рельефного рисунка пластилином). Подбор деталей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточка вишни, машина, цветок и т.п.).
Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приемом сгибания (лодка, кошелек и др.).
Работа с фольгой. Разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами); формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки и т.п.).
Занятия с нитями. Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, выполнение различных плетений типа макраме.
Работа с палочками. Вынимание палочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывание колодца и т.п.
Работа с книгой. Перелистывание страниц книги, нахождение на странице начала текста, конца и абзацев, по Брайлю, перелистывание страниц плоскопечатной книги приемом отпускания каждого листа от начала книги и от ее конца.
Разработка тонкой координации движений для плоского письма; проведение линии сверху вниз, слева направо, справа налево, наклонно, по кругу; дидактические игры типа «Дорога к дому», когда надо идти посредине дороги, не выходя за ее пределы; обведение трафаретов букв, соединение точек в заданном порядке, штриховка и раскрашивание контурных рисунков, не выходя за границы контуров, и т.п.
Обучение элементам рисования. Освоение разных видов движения как приемов рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывочные), воспроизводимых вначале в воздухе, а затем для слепых на пленке прибора для рельефного рисования и черчения «Школьник» или на пласткомпе прибора Н.А. Семевского, а для слабовидящих на бумаге (дорожка, дождик, травка, волны, море, яйцо, колобок и т.п.); работа с линейкой (фиксация линейки пальцами левой руки, расположение у края линейки с легким упором на нее кончика стержня шариковой ручки, рейсфедера или карандаша при работе соответственно на пленке прибора «Школьник», приборе Н.А. Семевского, бумаге; проведение линии четко вдоль края линейки); обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание.
Чтение рельефных рисунков. Приемы обследования рельефного рисунка в соотнесении его с реальным предметом или его моделью (грифель, расческа, замок, машина и т.п.); восприятие сюжетных рельефных картинок по книге О.И. Егоровой «Приключения сказочного человечка», воспроизведение учащимися различных поз человечка по его рельефному изображению.