Методика проведения учебной работы
Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретических уроков, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных умений и навыков учащихся проходит в процессе педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсовой работы.
Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспитание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.
При обучении используются разные типы уроков: урок по теоретической и практической проверке знаний, по сообщению новых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.
Наибольшее распространение в колледже получил урок смешанного типа. Он состоит из организационного момента, проверки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изложенного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.
Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.
На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литературными педагогическими источниками, составлять план, конспекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ставить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.
Более полному усвоению излагаемого педагогом материала способствует использование средств наглядности (иллюстрации и демонстрационный материал).
Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методику проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнастики, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).
На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисунки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвентарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-
кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планированию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.
Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.
При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видеофильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепередач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».
На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секундомерами, шагомерами и др.
На семинарских занятияхуглубляются, конкретизируются теоретические положения, изложенные на уроках, проверяются и закрепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять планы и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.
По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, например: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. После этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвечают на них. При подведении итогов преподаватель оценивает основной доклад, характеризует его содержание и форму изложения, использование наглядных пособий; оценивает доклады и выступления остальных учащихся.
Практические занятияпроводятся как в колледже, так и в дошкольном образовательном учреждении. Учащиеся распределяются по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.
На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и методика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику организации различных форм двигательной деятельности (физкультурных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движений, собирают комплексы физических упражнений.
Основная цель практических занятий — овладение практическими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование
пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физическим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом занятий.
Учебная практика ставит целью проводить беседы, консультации для родителей.
Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оцениваются преподавателями.
Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педагогом организуются показательные занятия в дошкольном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физического воспитания, самостоятельной двигательной активности ребенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребенка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить необходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть группу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть голосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и правильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.
Во время обсуждения внимание учащихся обращается на организацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию принципов и методов обучения, активизацию мышления, формирование условий для творчества, исправление и предупреждение ошибок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.
Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.
При анализе различных форм организации двигательной деятельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.
Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.
Руководство самостоятельной работой учащихся.Самостоятельная работа учащихся включает изучение записей материала, сделанных на уроке, и его анализ, проработку литературных источников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-
тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, докладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.
Учет успеваемости.Знания учащихся проверяются на занятиях. Продуктивность занятий повышается при использовании разно-1 образных форм активизации и проверки знаний учащихся: устном и письменном опросе, выполнении контрольных работ, тестировании, непосредственном проведении учащимися форм и методов обучения движению, подвижным и спортивным играм и т.д.
На практических занятиях учитывается знание методики работы с ребенком, качество выполненных заданий. На основе текущего учета успеваемости выставляется итоговая оценка.
Подготовка преподавателя к урокуимеет важнейшее значение. Искусство преподнесения знаний зависит от квалификации преподавателя, его личных качеств, знаний и отношения к предмету. К каждому уроку преподаватель тщательно готовится, придумывает вопросы для учащихся, продумывает преподнесение нового и закрепление пройденного материала. Подготовка к уроку проводится с учетом подготовленности учащихся (в зависимости от дневного, вечернего или заочного отделения).
Преподаватель является примером в овладении движением, словом, знанием методики. Он тактичен, выдержан, любит свое дело и учеников. Успех преподавания во многом зависит от педагогических и личностных качеств учителя.
Курсовые работы.Курсовая работа — одна из форм учебной деятельности учащихся. При написании курсовой работы учащийся приобретает навыки работы с литературой по специальности, связывает вопросы теории и практики, ведет наблюдения, организовывает экспериментальную проверку гипотезы работы, формулирует выводы. Написание курсовой работы требует инициативы и творчества, умения связать теорию с практикой.
Преподаватель консультирует учащегося, направляет и оценивает его работу.
ПРИЛОЖЕНИЯ