Методика работы по формированию орфографических навыков. Виды орф.упражнений, методика проведения, их место и роль в системе орф.грамотности учащихся

Орфографический навык специфичен. Это навык речевой. Он включается в речевую деятельность в качестве компонента. Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму.

Исходя из того, что орфографический навык, как действие сложное, формируется на основе целого комплекса знаний и умений, необходима строгая взаимосвязь между компонентами, образующими фундамент того или иного орфографического навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слов, т.е.действовать сознательно. Отсюда вытекает методическое правило для учителя: прежде чем приступить к работе над определённым орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступить эти частные операции между собой и почему.

Основу каждого орфографического навыка составляют определённые знания и умения. Орфографические навыки можно разделить на две крупные группы: навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов) и навыки, формируемые морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).

Орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями. Они направлены на: формирование умения видеть орфограмму в слове (на развитие орф.зоркости); на установление связи между частными операциями; на овладение операциями, обеспечивающими применение правила; на уточнение сущности формулировки и правила.

Традиционно в методике выделяются следующие группы орф.упражнений:

1.Грамматико-орфографический разбор.

2. Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.

3. Диктанты (предупредительный – для отработки приёмов применения правила, объяснительный – коллективная проверка написанного, выборочный – требует записи не всего текста, свободный – допускает свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста,самодиктант – или письмо по памяти, проверочный - контрольный).

4. Лексико-орфографические упр.

5. Изложения – хар-ся чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся. Проводится на заключительном этапе орф.темы.

В школьной практике орф.упр. одновременно хар-ся с двух сторон: 1. по форме выполнения: является ли упражнение диктантом, списыванием или творческой работой. 2. по характеру решаемой задачи: орф.упр или комплексного типа.

В настоящее время в школе стали больше внимания уделять осознанию учащимися последовательности действий, которые необходимо выполнять при написании той или иной морфемы слова. Выполнение в чётко определённой последовательности необходимых действий при написании орфограммы фактически представляет собой установление связей между знаниями.

20. Методика изучения морфемного состава слова. Значение темы в начальном курсе языка. Способы введения понятий, наблюдения над значением и назначением морфем, виды упражнений.

Часто смысл неизвестного слова люди часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установить семантические связи с известными однокоренными словами. Деление слова на морфемы в целях установления его лексического значения имеет свое теоретическое обоснование в самой науке о языке. Слияние морфем представляет собой не механическое соединение, а взаимодействие, поэтому опредлелить лексические значения слова трудно. Но лексическое значение многих мотивированных слов определяется его морфемным составом ( последователь, разведчик, прибрежный)- это особенность позволяет членить слово на морфемы, с целью выяснения его лексического значения. Этой возможностью дети начинают осознанно пользоваться по мере по мере усвоения морфемного состава слов и их образования. Значения работы над морфемным составом слов:1. Раскрытие лексического значения слов; 2. Основной источник пополнения нашего языка новыми словами; 3. Обогащения знаний об окружающей их действительности; 4. Точность речи; 5. Формирование орфографических навыков; 6. Развитие умственных способностей. Система изучения. Весь курс изучения построен последовательно и взаимосвязано. В системе: 1. Все морфему в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Изначально знакомство с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико – словообразовательной и орфографической сторон. 4 этапа: 1. Пропедевтический( 1 кл). Задачи: - подготовка к пониманию сематической и структурной соотносимости, кот.существует между однокоренными словами ( море – моряк, пристроить – пристройка); – установление сходства и различия однокоренных слов как в семантическом, так и в структурном плане ( учебник, учить, учеба, учебная книга – общая часть уч именно это одинаковая часть создает родство слов по смыслу и по составу). 2. Ознакомление с однокоренными словами и морфемами(2 кл.).Задачи: - показать особенности корня, приставки, суффикса, окончания как значащих частей слов; приступить к формированию понятия « однокоренные слова»; провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Важно, чтобы учащиеся научились соотносить лексическое значения однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее (малина, малинник, малиновое).Вначале на основе сравнения слов по смыслу и составу вводится термин «родственный слова», затем сообщается о том, что общая часть родственных слов называется корнем, а родственные слова иначе называются однокоренными. Чтобы развить умение распознавать однокоренные слова по двум существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов ( смелый – смелость, смелость – храбрость) , а также однокоренные и корни – омонимы ( гора – горный – горняк, но гора – гореть). В начале обучения опор идет лишь на см факт наличия в языке однокоренных слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета ( анализ текста, корнесловную работу с установкой на подбор однокоренных слов) выделяя обязательно существенный признаки ( Записка – писать – однокоренные, корень пис-; слова сходны по смыслу) . Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразием написанием в них корня. Это создает основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Наблюдение над единообразном написании корня в однокоренных словах и для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. Поэтому важно научить правильно писать не только то слово, которое дано в словарике, но и всю группу родственных слов ( мороз, заморозки, морозить). Введение приставки, суффикса.Ученики пишут слово лететь. Учитель просит подобрать к нему родственное, которое обозначало бы перемещение с одного места на другое. Слова: перелететь. Далее в беседе выясняется, что для образования слова была использована часть пере -, стоящая перед корнем. «Как называются птицы, которые перелетают в поисках пищи в теплые края?» Устанавливается, что перелетные образовано от слова перелет с помощью части -н- , которая стоит после корня. На основе сравнения роли и места в слове частей пере-, -н- делается первоначальное обобщение, вводятся термины приставка и суффикс. 3. Методика изучения специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания ( 3 кл.).Задачи: - формирование понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», - развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом; - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок; - развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.Данный этап центральный в системе изучения основ словообразования. Каждая задача решается во взаимозависимости с другими. 4. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи ( 3 – 4 кл.)Цель: углубление знаний о словообразовательной роли приставки и суффиксов и формообразующей роли окончаний, особенность образования имен существительных, прилагательных и глаголов. В языке существует вполне определенная связь в образовании одной части речи от другой или от той же самой части речи с помощью приставки или суффикса, а также приставки и суффикса. Например, приставочные глаголы, чаще всего образуются от бесприставочных ( строить – построить, красить – покрасить). Существительные от глаголов ( водить – водитель, покупать – покупка) или от существительных ( лед – льдина, танк – танкист), от прилагательных ( тихий – тишь, гладкий – гладь). Основная трудность заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Виды упражнений: 1.Анализ текста, в котором есть однокоренные слова ( С первым снежком к нам на зимовку прилетели снегири. Снегири – самые красивые зимние птицы. Они проживают у нас всю зиму); 2. Замена развернутого объяснения лексического значения слова одним родственным словом ( Машина, приспособленная для перевозки груза) ; 3. Объяснение лексического значения слова на основе выяснения сущности названия предмета( Зимой в теплице выращивают сочные помидоры и огурцы) ; 4. Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи. 5. Словообразовательные задания ( От слов дружить, ходить, косить, стрелять образуйте новые слова при помощи суффикса –б-).

21. Система изучения имени существительного в нш. Задачи, содержание, виды упражнений.

Система изучения предполагает целенаправленный процесс , по строго определенной последовательности , научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которое имеет своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Задачи: - формирование грамматического понятия «имя существительное»; - умение по вопросу различать одушевленные и неодушевленные сущ (без термина); - формирование писать с большой буквы фамилии, имена и отчества, клички животных, некоторые географические названия; - ознакомление с родом сущ, употребление ь у сущ с шипящими на конце; - развитие умения изменять мущ по числам, распознавать число; - выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме на – мя, - ия, -ий, - ие, а также кроме тв. п. сущ с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом); - обогащение словаря учащихся и развития навыков точного употребления их в речи; - овладение операциями анализа, сравнение слов и обобщение. Все задачи решаются во взаимосвязи. Имя существительное характеризуется определенным лексическим значением и грамматическим признаком. Общим для существительных является признак предметности. Но со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы ( книга, шкаф, стакан), живые ( брат, жук), явления природы ( гроза, ливень, буря), события ( война, революция), качества ( смелость, радость), действия ( бег, ходьбы), состояния ( сон) и др. Грамматические признаки: изменяются по родам, числам, падежам. Могут быть одушевленными и неодушевленными. В предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже – сказуемого или обстоятельства. С сущ согласуются прилагательное и глагол.Система изучения:1 класс ( первое полугодие) Подготовительный этап, на котором идет подготовка к осознанию понятия «сущ» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова, начинает формироваться умения классифицировать слова на группы с учетом их смысла. 1 класс (второе полугодие) Характеризуется специальной работой над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком. Учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Формируется умение писать с большой буквы собственные имена существительные. 2 классУглубляется и систематизируется знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных, знакомство с родом и числом. 3 класс. Научить сознательно использовать падежные формы существительных для выражения мыслей и правильно писать падежные окончания.

22. Система изучения имени прилагательного в нш. Задачи, содержание, виды упражнений.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность их смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными (прилагательные обозначают признак предмета, который называет имя существительное). Грамматические признаки прилагательных ( род, число, падеж) также зависят от имени существительного. В литературе отмечается, что распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Особенные трудности вызывают имена прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Дети ошибочно относят к именам прилагательным существительные типа доброта, смелость, синева, те существительные, обозначающие качества. Последовательность работы по классам:2 кл.Первоначальное знакомство начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Понятие об имени прилагательных можно вводить следующим образом. Учитель показывает предмет или его изображение – ученики называют его признаки и записывают ( шарик – воздушный, легкий, яркий, красивый) Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающий на вопросы какой? Какая? Какое? Способствует сравнение текста без имен прилагательных и с именами прилагательными. На этом этапе обучения проводится пропедевтическая работа над формами рода и числа. Ученики учатся ставить вопрос, руководствуясь смыслом слов: персик какой? Спелый; груша какая?спелая; Яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающее на эти вопросы ( ед и множ число), целесообразно связать с наблюдением над количеством предметов. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений ученики учатся выделять признаки предметов и подбирать слова, которые обозначают признаки предметов. Используются упражнения:- распространение упражнений; - восстановление деформированных предложений и деформированных текстов; - составление текстов по опорным словам, картинкам. Эти упражнения развивают умения точно и грамматически правильно употреблять имена прилагательные в речи, учитывая связь с именами существительными, к которым они относятся. 3 кл.Задачи: - углубления понятия об имени прилагательном; - развития умения употреблять прилагательные в речи; - формирование умения писать родовые окончания имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи. Формирование понятия об имени прилагательном находятся в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категории «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и обобщённости таких слов. Делаются выводы о прилагательном как части речи: обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое?, изменяются по родам и числам, относятся к сущ, вместе с которыми образуют словосочетания. Формирования понятия о прилагательном непосредственно связано с развитием речи. Особенно важно использовать для наблюдений, прилагательные, обозначающие качества людей ( чуткий, любознательный, аккуратный). Изучения рода и числа прилагательных. Ученики должны усвоить сущность связи, которая существует между именем прилагательным и именем существительным. Средством выражения этой связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание (день какой?Тепл….ночь какая? утро какое?)Объяснить почему разные окончания и от чего это зависит. Приходят к выводу о особенностях выражения категории рода у прилагательных. Наблюдая над прил во мн. числе, ученики видят, что во мн. ч. прил не изменяются. В ходе работы над окончанием необходимо обратить внимание учащихся на след факт ( после твсогл окончания ый, ая, ое, ые, после мягких ий, яя, ее, ие)Выработка следующего алгоритма: 1. поставить вопрос и узнать, с какими сущ связано; 2. определить род сущ и род имен прилаг; 3. вспомнить окон имен прилаг этого рода; 4. сравнить окончание прилаг и окончание вопроса. Необходимо специальные упражнения на различения окончания ср. рода и мн. ч.: они близки по произношению, и это часто приводит к ошибке. По аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнивать окончания прилаг жен.р. ед. ч. и окончания прилаг мн. ч. (красная лента – красные ленты). Работа над словосочетанием подготавливает учеников к записи предложений. Учащиеся условным значком отмечают имя сущ. ,определяют род, число, выделяют окончание. Система упр: 1. анализ предложений. 2. составление предложений по схеме. 3. 4 кл. Задачи: - усовершенствование знаний о прил. как части речи; - развитие умения точно употреблять прилаг в устной и письменной речи; - формирование навыка правописания падежных окончания прилаг в ед и мн. числе; - совершенствование навыка правописания родовых окончаний. Основу для правописания падежных окончаний прилаг. составляют ЗУН: - умения выделить словосочетания, знание о грамматической зависимости прилаг от сущ, умения правильно поставить вопрос к прилаг и сопоставить окончания имен прилаг с окончанием в вопросе. Весьма важно оперировать знаниями и умениями в определенной последовательности: - найти сущ. (род, число, падеж), вспомнить окончание прилаг в данном падеже и написать окончание. На первом этапе целесообразно писать в скобках подробно ход своих рассуждений. Некоторое время можно пользоваться таблицей – справочником. Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Поскольку прилаг муж.и сред. рода склоняются иначе, они рассматриваются в отдельности. порядок изучения падежей определяется принципами сопоставления и противопоставления. Особого внимания заслуживает род.падеж (ого, его) – противопоставляется произношению. Необходимо сопоставление творительного падежа сущ и тв. п. прилаг( городом каким? молодым; полем каким? широким)

23. Система изучения глагола в нш. Задачи, содержание, виды упражнений.

Задачи: - сформировать умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях; выработать навык правописания личных наиболее употребленных глаголов 1 и 2 спряжения. Методика работы над глаголом определяется задачами, лингвистическими, познавательными особенностями детей. 1 этап. До понятийный период.Цель: развивать внимание к лексическому значению слова (глагола); учить устанавливать связь между тем, что обозначает слово и вопросом. 2. Начальный 2 кл. Работа начинается с глаголов, у которых лексическое значение совпадает с грамматическим (лежит, летит, прыгает, ходит)Наблюдение проводится над глаголам, которые обозначают действие, которые совершают учащиеся. Затем наблюдения проводится над глаголами, которые обозначают состояние. Глаголы выделяются на основе обобщенного значения и морфологических вопросов. Программа указывает в качестве одного из умений, которые формируются у учеников – постановку вопроса к слову. Это позволяет провести сопоставление: - существительных (кто? что?) и глаголов (что делает? что сделает?); - ед. и мн. число (что дел?что делают?); - пропедевтика временных форм (делал, ет, будет делать?) Итак: нужно научить ставить вопрос к слову, подбирать слова, отвечающие на указанный учителем вопрос, изменять слово в соответствии с изменением вопроса. При составлении предложений фокусируется внимание на употреблении глаголов и постановки вопросов к ним. 3. Центральный этап 3 кл.Задачи: - углубление понятия о глаголе; - познакомить сизменениям глагола по числам и временам; - научить образовывать формы времени наиболее употребленных глаголов. Категория числаНа основе конкретных наблюдений ученики подводятся к обобщению о том, что глагол в ел.ч. обозначает действие одного предмета, глагол во мн. ч. обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяются окончания. В процессе выполнений упражнений формируется умения изменять глаголы по числам. Время глагола. Сущность временной формы раскрывается на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи ( когда совершается действие и когда о нем сообщается. Ученик пишет – писал- будет писать) Затем делаются выводы о значении форм времени глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени и указывают вопросы, на которые они отвечают. Основным показателям для определения времени выступает вопрос. Обращается внимание на постановку вопросов что делать и что сделать с учетом завершенности – незавершенности действия. Сущность категории времени осознается при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах ( изменить глаголы по временам); предлагаются однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида ( получить – получать; писать – написать) Упражнения: - определить время; - обосновать употребление временных форм; - изменение времени. 4. в 4 кл. Задачи: - углубление изученного о глаголе во 2 – 3 кл; - наблюдение над лексическим значением и ролью в речи; Используются упражнение в изменении глаголов по числам и временам. Неопределенная форма глаголов. Понятие о спряжении глагола. Распознание лица глагола по местоимениям и окончание в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями. Знакомство с 1 и 2 спряжением. Сопоставление окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Глаголы – исключения. Изменение безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Прошедшее время глагола. Углубляется работа над навыком правописания личных окончаний глагола: - распознавать глагол, время, лицо, число; переход в начальную форму глагола; - определять спряжение по начальной форме; - знание суффикса глагола, по которому определяется спряжение; Работа ведется над сопоставлением формы прошедшего времени и неопределенной формы (услышать – услышан) Работа по развитию речи ведется на всех этапах изучения темы «Глагол» Три уровня: лексическом, синтаксическом м связной речи. речь учащихся обогащается новыми глаголами, уточняется значение использованных в речи, проводятся наблюдения над многозначностью. В учебники включены специальные развивающие умения распознавать синонимы, антонимы, пользоваться ими в речи.

24. Приемы обучения каллиграфии. Традиционные методы и приемы. Направления поисков, путей обучения каллиграфии в современной начальной школе.

Работа на уроке письма:
1. Слого - звуковой анализ слова
2. Работа над иллюстрациями
3. Объявление темы и целей урока
4. Сравнение букв – прописной и печатной; строчной и заглавной
5. Учитель показывает с комментированием, как пишется буква
6. Обводят в воздухе с комментированием
(можно использовать карточки)
7. Обводят в прописи (подготов. упр.) с элементами игры
8. Обводят и продолжают букву
9. Сравнение твердого и мягкого звуков
10. Пишут слоги
11. Подбирают слова с таким же сочетанием
12. Работа по иллюстрации
13. письмо предложения
14. Повторение изученных букв

• детям больше нравится рисовать, но при этом они выполняют, развивают свободные движения руки;
• затем овладевают умением рисовать в пределах рабочей тетради;
• упражнения в штриховке;
• упражнения на умение ставить точку там, где будет начинаться буква;
• рисование бордюров (элементы букв);
• обучение делить рабочую строку пополам, на 3 части;

Упражнения на уроке:
- списывание с образца;
- письмо с пропусками;
- орфографическое проговаривание;
- письмо с проговариванием;
- письмо с комментированием;
- зрительное письмо;
Методика обучения каллиграфии.
Цели и задачи предмета «чистописание» связаны с формированием навыка письма в целом.
Цель – формирование графически – правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Задачи:
1. закрепление и совершенствование каллиграфических умений, сформированных в период обучения грамоте;
2. со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;
3. параллельно на каждом этапе решаются задачи по связному (неотрывному) письму;
4. совершенствование письма букв
В 3-4 классах специальные уроки чистописания, как правило, не проводятся.

Методы:
• копировальный
• линейный
• тактический (ритмический)
• метод Карстера
Приемы:
o показ учителем
o списывание учащимися с готового образца
o копировальный способ
o воображаемой письмо, письмо в воздухе
o анализ формы букв
o введение в обучение правил
o письмо под счет
o показ ошибочного написания с последующим исправлением
o прописывание доп.черт – наклона, нажима
o прием взаимной проверки
o письмо бордюров, росчерков и тд
Средний объем упр. – 4 строки

Наши рекомендации