Задания для самостоятельной работы. 1. Изучите иерархию потребностей по А
1. Изучите иерархию потребностей по А. Маслоу. Ранжируйте свои потребности. Попытайтесь объяснить ранг, присвоенный вами той или иной потребности.
2. Изучив классификацию мотивов учения, определите свои мотивы учения в вузе.
3. Ранжируйте ваши интересы по содержанию. Охарактеризуйте Ваши профессиональные интересы с точки зрения объема. Какие интересы у Вас преобладают по устойчивости. Распределите Ваши интересы на две группы по уровню действенности (активные и пассивные).
Литература [19], [25], [33], [34], [36], [37], [43], [47].
Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности
Изучите индивидуально-типологические особенности личности.
Темперамент. Типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Темперамент и основные свойства нервной системы. Психологическая характеристика типов темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого темперамента, проявление основных свойств темперамента в познавательной деятельности личности, в предметной деятельности, общении. Связь темперамента со свойствами личности.
Характер. Определение характера. Обратите внимание на сходство и различие темперамента и характера. Типологии характера. Акцентуации характера. Структура характера. Формирование характера. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание характера. Черты характера современного специалиста.
Способности. Общая характеристика способностей. Признаки наличия способностей. Биологическое и социальное в структуре способностей. Задатки и способности. Понятие одаренности. Способности и деятельность. Виды и уровни способностей. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Связь способностей со знаниями, навыками, умениями. Развитие способностей. Связь способностей с другими свойствами личности.
Обратите особое внимание на взаимосвязь и взаимовлияние темперамента, характера и способностей.
Вопросы для самоконтроля
1. От чего зависят различия людей по темпераменту?
2. Каково происхождение названий типов темперамента?
3. Каковы психические свойства, характеризующие сангвиника (холерика, флегматика, меланхолика)?
4. В чем заключается сущностное отличие темперамента от характера и их взаимосвязь?
5. Что влияет на формирование характера?
6. Что вы знаете о классификации черт характера?
7. Какие бывают типы акцентуации характера?
8. По каким основным признакам мы можем определить способности человека к той или иной деятельности?
9. Какие бывают виды способностей?
10. Что является физиологической основой способностей?
11. Каковы уровни развития способностей?
Задания для самостоятельной работы
1. Определите ведущий тип Вашего темперамента.
2. Какие присущие Вам психические свойства, характеризующие ведущий тип темперамента, способствуют профессиональной деятельности, а какие мешают?
3. Проанализируйте свое поведение, мысли, чувства и определите ведущие черты Вашего характера. Что повлияло на формирование трех первых черт, которые Вы указали. Предложите свой способ формирования волевых черт характера.
4. Определите, какие специальные способности необходимы Вам в профессиональной деятельности. Проанализируйте, какие способности у Вас уже развиты, а над развитием каких Вам необходимо работать.
Литература:[1], [2], [3], [19], [24], [30], [31], [33], [34], [35], [36], [37], [43].
Тема 4. Психология деятельности и познавательных процессов
Рассмотрите понятие и строение человеческой деятельности. Обратите внимание на главные отличия деятельности человека от активности животных. Мотивы человеческой деятельности. Основные виды деятельности, их характеристика. Структура деятельности. Деятельность и психические процессы.
Изучите познавательные психические процессы.
Ощущение и восприятие. Понятие об анализаторе. Виды ощущений, чувствительность и пороги ощущений. Основные свойства ощущений. Виды восприятия. Основные свойства восприятия: целостность, константность, избирательность, осмысленность и обобщенность, апперцепция. Ошибки восприятия. Зрительные иллюзии.
Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания: объем распределение, переключение, концентрация, и колебания внимания. Связь внимания с другими познавательными психическими процессами. Развитие внимания. Внимательность и наблюдательность как свойства личности.
Общее представление о памяти. Значение памяти в психической жизни личности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Классификация видов памяти по времени хранения информации: мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая. Классификация видов памяти по предмету запоминания и использованию анемических средств: образная, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая. Характеристика видов памяти. Связь смыслового запоминания с мышлением и внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти у людей, качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной и долговременной памяти. Зрительная и эйдетическая память, связь эйдетической памяти с воображением. Слуховая память, логическая память. Нарушение памяти при различных заболеваниях. Основные теории памяти в психологии: ассоциативная теория памяти, гештальт теория памяти, смысловая концепция памяти, психоаналитическая теория. Механизмы забывания по З. Фрейду. Законы памяти. Формирование и развитие памяти. Различные теории развития памяти. Приемы запоминания и улучшения памяти.
Определение воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Основные функции воображения. Воображение и творчество. Творческое воображение как отражение личности человека, его психологического состояния. Методы изучения воображения. Влияние воображения на состояние организма. Развитие воображения.
Мышление. Природа и виды мышления. Отличие мышления от других познавательных процессов. Социальная природа мышления. Проблемный характер мышления. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Мышление и речь. Мышление и эмоции личности. Понятие интеллекта. Тест интеллекта. Устойчивость и изменчивость показаний интеллекта. Развитие мышления. Различные подходы к развитию мышления. Речь. Функции речи. Речь как средство общения. Речь как инструмент общения. Участие речи в решении интеллектуальных задач. Виды речи и их характеристика. Обратите внимание на взаимосвязь и одновременность протекания познавательных психических процессов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие деятельности. Что Вы понимаете под целью деятельности?
2. Что такое «действие»?
3. Из каких компонентов (частей) состоит действие?
4. В чем своеобразие понятия «поступок»?
5. Существуют ли различия между деятельностью и общением как видами человеческой активности?
6. Что такое «ощущение»? Дайте общую характеристику этого психического процесса.
7. Какую классификацию ощущений Вы знаете?
8. Какие свойства ощущений Вам известны?
9. В чем отличие восприятия от ощущения?
10. Какие бывают виды восприятия?
11. Какие психические процессы относятся к мнемическим? Охарактеризуйте их.
12. Какие виды памяти Вы знаете?
13. Какие процессы памяти Вы знаете?
14. Какова основная функция мышления?
15. Какие бывают формы и виды мышления?
16. Какими операциями мышления человек пользуется в процессе мыслительной деятельности?
17. Каковы особенности воображения, его основные характеристики?
18. В чем заключается своеобразие внимания? Его роль в процессе познавательной деятельности?
19. Какими свойствами обладает внимание?
Литература:[1], [3], [4], [6], [9], [15], [24], [25], [30], [36], [37], [43], [46].
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности
Понятие о воле. Рассмотрите основные признаки волевого действия, отличие волевого действия от произвольного. Определите значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Волевые качества личности. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия. Развитие воли. Основные направления и пути развития воли. Становление волевых качеств личности.
Эмоции и чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Эмоциональные состояния личности, их характеристика: настроение, стресс, аффект, фрустрация. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Увлечения и страсти. Обратите внимание на отличие бытового, житейского понимания эмоций от научного.
Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальные особенности чувств и эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности. Эмоции и человеческие отношения.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».
2. Каковы особенности эмоций и чувств?
3. Какие виды эмоциональных переживаний Вы знаете?
4. Каким образом эмоции и чувства проявляются во вне?
5. Какие высшие чувства вы знаете? Охарактеризуйте их.
6. Воля, в чем ее сущность?
7. Какие качества личности относятся к волевым.
8. Что Вы знаете о структурных компонентах волевых действий?
9. Какова роль эмоций и чувств в учебной деятельности?