П. Знакомство с лексической темой.
— Вспомним песенку про забавного человечка.
(Дети проговаривают хором, логопед рисует на дос
ке человечка.)
Точка, точка, запятая, Минус, рожица кривая. Палка, палка, огуречик, Вот и вышел человечек.
— Этот человечек поможет нам познакомиться
с названием частей тела.
III. Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками».
— «Слоговички» помогут нам правильно назвать
части тела. А мы поможем «слоговичкам» встре
титься, чтобы получилось слово.
— У кого «слоговичок» несет груз — целое сло
во? (ГРУДЬ.) Слово выставляется на фланелеграфе.
— У кого «слоговичок» несет слог, где после
дний согласный ТЬ? (КОТЬ.)
— У кого недостающая часть слова? (ЛО: полу
чается ЛОКОТЬ.)
— У кого слог, читая который мы вспоминаем
правило: ЖИ—ШИ пиши с буквой И? (ЖИ.)
— Кто добавит слог до слова? (ВОТ: получается
ЖИВОТ.)
— У кого слог, где после ВЬ слышится И? (ВИ.)
— Какой «слоговичок» пойдет ему навстречу?
(БРО.)
— У кого слог, где И слышится между КЬи С?
(КИС.)
— Какой слог надо добавить, чтобы получилось
слово? (ТИ.)
— У кого слог с мягким согласным, обозначен
ным спомощью Ь? (ПАЛЬ.)
— Какого «слоговичка» не хватает? (ЦЫ.)
— Прочитайте полученные слова. (ГРУДЬ, ЛО
КОТЬ, ЖИВОТ, БРОВИ, КИСТИ, ПАЛЬЦЫ.)
IV. Тренировочные упражнения в написании
слов сбезударной гласной вкорне, проверяемой
ударением.
1. На доске слова с пропущенной гласной:
ГЛ.ЗА, СП.НА, ПЛ.ЧО, Щ.КА, Б.ДРО.
Логопед дает задания: а) прочитайте слово, б) назовите ударный гласный, в) какая буква безударная, г) как проверить написание безударной гласной в этом слове (дети подбирают родственные слова).
— Какое правило мы вспомнили? (О правописа
нии безударных гласных.)
Дети вспоминают правило правописания безударных гласных в корне.
— Через некоторое время вы должны будете за
писать эти слова в тетради. Запомните их написа
ние (запись закрывается).
2. Запись слов по памяти.
— А теперь проверьте, правильно ли вы записа
ли слова (запись открывается).
V. Развитие слуховой памяти, закрепление
названий частей тела. Игра «Эстафета».
— Передавая друг другу куклу, надо назвать
часть тела, повторив те, которые уже названы ва
шими товарищами. Например:
1-й ребенок: голова; 2-й: голова, шея; 3-й: голова, шея, волосы и т. д.
VI.Закрепление правила переноса слова.
— Из названных слов запомните те, которые
нельзя переносить:
КОЛЕНО, ШЕЯ, ЛОБ, БРОВИ. Почему слова ШЕЯ, ЛОБ нельзя переносить?
ЯЗЫК, СПИНА, ЩЕКИ, УШИ, ТОРС. Почему слова ЯЗЫК,.УШИ, ТОРС нельзя переносить?
— Вспомните выбранные вами слова и запишите их в тетради.
VII.Развитие фонематических представлений.
На доске изображение гнома, в руках у которого схемы слов (лента передвигается, меняются схемы).
Гном дает задание: подобрать к схеме слова, обозначающие части тела.
(нос, рот, зуб, лоб, рты, лбы);
(шея);
(ухо, уши);
4) 5) 6) 7) |
2. Игра«Чем отличаются?» |
(зубы, щеки, носы); (голова, борода, волосы);
(плечо, плечи, бедро, бедра, глаза, брови, кисти).
(глаз, торс).
(Все точки на схеме одного цвета).
VIII. Физкультминутка.
— Сейчас мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза
закройте. Расслабьтесь. По моей команде сосредо
точьте внимание на той части тела, которую я на
зову. Покажите ее.
— Рука правая! Нога левая! Кисть правой руки!
Левый палец! Кончик пальца! И т. д.