Основные требования к оформлению творческого отчёта
Отчёт
1) а) Письменное или устное сообщение о своих действиях или о выполнении
возложенного поручения, представляемое лицу или учреждению.
б) Документ об израсходованных средствах.
в) Публикуемые данные о работе какого-л. учреждения, о положении дел в нем.
2) Объяснение или изложение происшедшего.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Педагогические отчёты подразделяются на творческий и аналитический.
Творческий отчет –форма представления опыта, отражающая целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических проблем.
Цель творческого отчёта:
1. Представить результаты научно-методической деятельности по выбранной проблеме или теме, профессиональную компетентность в области управления образовательным процессом.
2. Провести самоанализ результатов педагогической деятельности.
Основные требования к содержанию творческого отчета
1.Творческий отчет должен максимально полно отражать индивидуальное педагогическое творчество педагога. Личные достижения педагога подтверждаются соответствующими официальными заверенными документами (информация о них включается в представление-характеристику).
2. Тема или проблема творческого отчета, пути и средства её реализации, полученные результаты обосновываются теоретически и подтверждаются практическими материалами.
3. Творческий отчет структурируется: выделяется
- оглавление,
- содержательная часть,
- библиографический список использованных источников (нормативные документы).
4. В творческом отчете педагог раскрывает актуальность избранной темы или проблемы, обосновывает отбор содержания, форм, методов и средств обучения, развития и воспитания, показывает управление педагогическим процессом по формированию и развитию личности или коллектива обучающихся (воспитанников).
5. Содержательная часть творческого отчета строится вокруг центральной идеи творческого поиска педагога и сопровождается самоанализом творчества с оценкой его результативности и социальной значимости.
Творческий отчет включает следующие разделы:
1. Информационная справка (содержащая сведения о том, по каким программам и учебникам работает педагог, с какими классами (группами).
2. Обоснование значимости методической темы с точки зрения современного образования и актуальности ее разработки для собственной педагогической деятельности.
3. Теоретическое освещение темы (проблемы) с позиций современной педагогики, психологии и методики преподавания предмета.
4. Описание опыта работы по теме.
5. Блок разработок уроков (занятий), позволяющий составить представление о системе работы в контексте названной методической темы (не менее 5).
6. Диагностический материал, отражающий результативность работы.
7. Основные выводы и перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
8. Приложения: дидактический материал, творческие работы учащихся, материалы внеурочной деятельности и др.
Основные требования к оформлению творческого отчёта
1. Примерный объём материалов творческого отчёта по 2-4 пунктам составляет 15 (для первой категории) и 20 (для высшей категории) страниц машинописного текста.
2. При оформлении творческого отчета строго выдерживается структура, предложенная автором; все материалы располагаются в той последовательности, которая заявлена в оглавлении.
3. Работа должна быть написана последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица («Я считаю»). Корректнее использовать местоимение «мы».
Защита творческого отчёта - одна из форм проведения экспертизы профессиональной компетентности педагогических работников, позволяющая педагогу комплексно представить результаты своей деятельности и условия их достижения.
Творческий отчёт должен позволить экспертам в комплексе оценить целостную систему профессиональной деятельности аттестуемого педагога. Поэтому он должен содержать не только анализ и оценку результатов деятельности педагога, но и спроектированный по этим результатам план предстоящей деятельности на последующий период.
Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению инновационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.
В Аналитическом отчете главное заключается в выборе вида анализа материала, собранного при изучении опыта. Это может быть сравнительный, проблемный, критический, корреляционный, системный и другие виды анализа.
Цель аналитического отчёта – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога.
Примерный план написания Аналитического отчета:
1. Краткая характеристика инновационного опыта (описание инновации, истории ее появления, представление автора).
2. Теоретическое обоснование (объяснение) опыта.
3. Описание применяемых методов (видов) анализа.
4. Анализа материала и его результатов.
5. Выводы по возможности использования данного инновационного опыта в массовой практике.
Аналитический отчет пишется строгим научным языком, в нем используются таблицы, графики, схемы, что не только является средством предъявления и описания опыта, но и средством его анализа и доказательности продуктивности результатов.