Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования

Практическое занятие 1

Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.

1. Предмет педагогики, ее основные категории

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки

II. Методологические проблемы педагогики.

1. Понятие «методология» педагогической науки

2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.

3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.

4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций

5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования

- системный подход;

- аксиологический подход

- личностный подход

- деятельностный подход

- полисубъектный

- культурологический подход

- этнопедагогический подход

- антропологический подход

7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.

ЗАДАНИЕ

Составить конспект следующих статей:

1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки

2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство

Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97

4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38

5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61

6.Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32

7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83

9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219

Практическое занятие 2

Тема « Методы педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Понятие метод. Подходы к классификации методов педагогического исследования.

II. Характеристика методов педагогического исследования.

1. Характеристика эмпирических методов

2. Характеристика теоретических методов

3. Характеристика сравнительно-исторических методов

4. Математические методы статистики в педагогическом исследовании

- Основные понятия математической статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, связи переменных (корреляция))

5. Социометрический метод в педагогическом исследовании

ЗАДАНИЕ

1. Разработать вопросы исследовательской беседы. Четко поставить цель беседы и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для беседы выбирается самостоятельно.) Например, тема: «Влияние средств массовой информации на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста». Цель беседы с родителями: определить время проводимое ребенком перед телевизором, предпочитаемы передачи и преобладающее эмоциональное состояние (проявление состояние страха или тревоги после просмотра).

Литература для подготовки к практическому занятию:

2. Разработать анкету. Выделить в ней все структурные элементы. Четко поставить цель анкеты и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для анкеты выбирается самостоятельно.)

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 143-221, 232-243.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.89-154

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 97-101

4. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 44-55

5. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 18-24

6. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 49-69

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 55-60

8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 55-167

Практическое занятие 3

Тема « Характеристика и логика педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Структура и логика педагогического исследования.

1. Основные компоненты и этапы педагогического исследования

2. Научная проблема

3. Педагогический факт как категория педагогического познания

4. Категориальный аппарат как основа научного знания. Система научных понятий и образовательная концепция

5. Функция гипотезы в развитии научного познания в педагогике

ЗАДАНИЕ

Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования.

Дошкольная педагогика

«Педагогические условия развития трудолюбия у детей дошкольного возраста»

«Особенности проявления учебных умений у детей старшего дошкольного возраста»

«Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор социально-нравственного воспитания дошкольников»

Теория и методика игровой деятельности

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников»

«Особенности проявление выбора детей в процессе создания предметно-игровой среды»

«Театрально-игровая деятельность как средство развития воображения дошкольников»

Теория и методика развития элементарных математических представлений

«Дидактическая игра как средство развития вычислительной деятельности у дошкольников»

«Педагогические условия развития элементарных геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

«Педагогические условия обеспечения преемственности между ДОУ и школой в разделе математика по программе «Развитие»»

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

«Педагогические условия развития детского изобразительного творчества»

« Рисование как средство подготовки руки ребенка к письму»

«Развитие эстетического вкуса дошкольников средствами живописи»

Теория и методика экологического воспитания

«Формирование системы знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»

«Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у дошкольников»

Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью

«Дидактическая игра как средство развития планетарного сознания и дружелюбного отношения к жителям Земли»

«Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Развитие сорадования и сострадания у детей дошкольного возраста»

Теория и методика развития речи

«Педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»

«Формы работы по подготовке детей к изучению грамоты»

История педагогики

«Теория и практика педагогики М. Монтесорри»

«Теория и практика дополнительного образования. История и современность»

«Гуманистическая педагогика. История и современность»

Введение в социальную педагогику

«Семья как фактор развития личности ребенка»

«Этнос как фактор развития личности ребенка»

«Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка»

Семейная педагогика и домашнее воспитание

«Особенности проявления детской ревности в условиях семьи»

«Развитие трудолюбия у дошкольников в условиях семейного воспитания»

«Полоролевое воспитание детей в семье»

Управление ДОУ

«Методическое сопровождение начинающего педагога»

«Влияние стиля руководства заведующей ДОУ на психологический климат в коллективе»

«Индивидуально-дифференцированный подход в управлении ДОУ»

Педагогика среднего специального образования

«Педагогические условия развития самостоятельности студентов колледжа»

«Активные методы обучения в педагогическом колледже»

«Тест как средство контроля знаний студентов педагогического колледжа»

Выберите 1 тему:

- сформулируйте проблему научно-педагогического исследова­ния, дайте краткое обоснование ее актуальности;

- определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

- попытайтесь построить гипотезу и составить план экспери­ментальной работы.

Наши рекомендации