Формирование здоровьесберегающей образовательной среды. в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
Григорьев В.И., заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор педагогических наук, профессор
Обоснование путей преодоления кризисных явлений в физической культуре, обеспечивающих ее инновационное развитие, формирование здоровья студентов, новых социальных отношений и ценностей, стало в последние годы актуальной проблемой. Ее осмысление лишь сегодня начинает приобретать в отечественной науке масштабы, соответствующие роли физической культуры в системе высшего профессионального образования.
Научные и публицистические статьи последних лет запестрели терминами «инновация», «инновационный подход», «модернизация» физической культуры, однако перестройка физкультурного образования осталась декларативным обещанием. В ходе проводимой реформы физическая культура студентов, к сожалению, не стала объектом инновационной деятельности. Как следствие этого – отставание физкультурного образования от зарубежных аналогов качеством, глубиной дифференциации и индивидуализации учебного процесса, снижение интереса студентов к урокам по физической культуре.
Широко рекламируемые «индивидуальный подход» к обучению, «мобильность», как и блочные учебные планы для их реализации остались лозунгами. На деле оборачиваются низкой требовательностью к уровню физической подготовленности студентов.
Сегодня приходится признать, что вузы оказались не готовы к осознанию значения физической культуры для формирования здоровья нации, воспитания гармонично развитой личности. До сих пор не разработаны стратегия и механизм инновационного развития физической культуры в вузе, не созданы условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды (далее ЗОС), обеспечивающей условия для реализации социальных функций физической культуры. В новых условиях вопрос стоит в том, как изменить траекторию развития физической культуры в вузах, которая могла бы обеспечить более высокое качество учебного процесса, достаточную двигательную активность, укрепление здоровья студентов.
Выдвинутая гипотеза о необходимости модернизации физической культуры на основе формирования ЗОС как целостной многоуровневой системы, что предопределяет логику моделирования процесса ее инновационного развития. Поставленная задача методологического обоснования гипотезы предусматривает: во-первых, уточнение категориального аппарата, используемого при определении сущности понятия «здоровьесберегающая образовательная среда»; во-вторых, анализ признаков описания структуры ЗОС, как объекта инноваций; в-третьих, определение тенденций и принципов инновационного развития физической культуры в вузах.
В ходе «перестройки» 90-х годов физическая культура в системе высшего профессионального образования претерпела существенные изменения. Внутренние противоречия, накапливаясь в ходе реформы, привели к истощению адаптивного потенциала физической культуры. Культурологические концепции физического воспитания утратили значение института социальной адаптации, следствием чего является девальвация традиционных ценностей физической культуры. Используемая в физической культуре фразеология оказалась переполнена силлогизмами, пустыми рассуждениями и бесплодными умствованиями. Учебный процесс оказался перегружен излишними коннотациями, связанными с идеей гармонии и духовности.
В работе кафедр физического воспитания проявился тревожный плеоназм – при избыточности использования здоровьесберегающих брэндов, не достигалось прогрессивных результатов. Созидательно-творческие формы физической культуры оказались представлены в структуре жизнедеятельности студентов на недопустимо низком уровне, а в структуре досуга остались востребованными лишь пассивно-созерцательные средства.
В числе причин, порождающих кризисные тенденции, являются:
– противоречие между целями, поставленными перед физической культурой, и реальным положением дел;
– использование технологий «вчерашнего дня», препятствующее раскрытию жизненного потенциала, приводящее к снижению физической подготовленности и здоровья студентов;
– утрата соревновательного характера физической культуры;
– неразвитость в вузах спортивной инфраструктуры, недостаточное материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса;
– недостаточная координация социального, воспитывающего и физкультурного потенциалов физического воспитания, студенческого спорта, ЛФК, физической рекреации в системе физкультурного образования.
Решение этих проблем связано с формированием ЗОС, как многоуровневой социально-педагогической структуры со свойственным для нее своеобразием и функциональными связями между ее компонентами. Ее интеграция в образовательное пространство вуза с целью внесения структурных изменений в социокультурные процессы, является инновацией физкультурного образования. Основу инновационной модели составляет процесс формирования многоуровневой ЗОС как целенаправленной совокупности действий по реализации целей и задач развития, способной наиболее полно удовлетворить потребности студентов в физкультурно-спортивных услугах, повысить их качество.
Анализ функций ЗОС показывает, что она выходит за традиционные рамки материально-преобразующей, профессионально-прикладной и воспитательной функции физической культуры, выполняя в новых условиях более широкую миссию:
– адаптивную, обеспечивающую оперативность приспособления физической культуры к динамично меняющимся условиям;
– интегративную, связанную с повышением креативности учебно-воспитательного процесса путем усиления взаимосвязи социально-экономического, образовательного и человекотворческого процессов;
– ценностно-ориентирующую, определяющую личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности путем оптимизации субъектно-объектных связей;
– программирующую, обеспечивающую культурную преемственность высшей школы в реализации физкультурных традиций;
– дифференцирующую, определяющую целевой отбор педагогических средств, методов и организационных форм физической культуры;
– консолидирующую, объединяющую студентов по формам и внутренним мотивам физкультурно-спортивной деятельности при реализации воспитательных целей.
Целью инновации является целостное развитие физической культуры в вузах на основе создания ЗОС, обеспечивающей здоровый образ жизни, систематические занятия физической культурой и спортом. Она ориентирована на решение следующих задач:
1. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде в студенческой среде ценностей здорового стиля жизни и спорта.
3. Развитие инфраструктуры физической культуры, материального и информационного обеспечения учебного процесса.
4. Включение ЗОС в оценочную шкалу инновационного развития вуза.
5. Развитие сектора оздоровительных услуг, обеспечивающих полноценную реализацию личностного потенциала студентов.
6. Приобретение опыта конструктивного, социально-значимого гражданского участия в организации спортивной работы.
7. Повышение конкурентоспособности молодежи за счет получения первичного опыта в организации физкультурного движения и формирования базовых личностных социальных компетенций.
Суть механизма развития следующая: поскольку интегративным звеном ЗОС является личность студента, в его целостности, в многообразии связей и отношений с окружающим миром, для нее характерна определенная предметная область и характер содержания двигательной активности, где ЗОС является личностным пространством познания и физического развития. Таким образом, ЗОС ставит студента в центр педагогического воздействия, обеспечивает условия для личностного развития, его самореализации, способствует сохранению здоровья, повышению физического и умственного потенциала, формирует мировоззрение и духовность.
Средовое влияние на мировоззрение студентов обусловлено смещением педагогических акцентов с программы двигательной деятельности на коррекцию потребностно-мотивационной сферы, которое может быть реализовано на уровне самоуправления. Физическая культура постепенно начинает входить в мейнстрим жизненных ценностей студентов, где ее влияние распространяется на все ощущения жизни, вторгается в зону чувств и настроений студентов, поднимая общий жизненный тонус. Это вторжение новых, неосвоенных представлений об эталонах и свойствах качества жизни.
ЗОС преломляет гетерономные воздействия и создает тем самым необходимый баланс потребностей студентов в двигательной активности, основанных на специфической идентичности. У студентов формируется чувство сопричастности к процессу обучения, их роль в процессе обучения становится более активной. Объяснение этого явления строится на понимании того, что формирование среды направленно на усиление воспитательных функций, снижение энтропии педагогического процесса, расширение видов самостоятельной деятельности студентов. Тем самым формируется новая организационная основа управления физической культурой в вузе, совершенствуется система проводимых физкультурных и спортивных мероприятий.
В этой неординарности проявляется новая роль, имманентный и экзистенциальный характер деятельности кафедры физического воспитания. В ней присутствует феноменологическое начало, обращенность к многообразию физкультурно-спортивной деятельности, создается новая реальность управления учебным процессом. Не будет преувеличением утверждение, что развитие ЗОС в вузе является стержневым стратегическим ресурсом модернизации физической культуры, на основе которой осуществляется организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным ресурсам система двигательной активности студентов.