В 5 классе по средствам проекта
Методика изучения темы
«Образ Родины в русской поэзии»
в 5 классе по средствам проекта
Выпускная квалификационная работа
Выполнила: студентка гр. 3 Н(Р)
специальности 050709
Преподавание в начальных классах
Терентьева Александра Сергеевна
Руководитель:
Грибова Валентина Николаевна
Допущена к защите | Работа защищена с отметкой | |
Дата | Председатель ГАК |
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
ВВЕДЕНИЕ | ||
Глава 1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ | |
Глава 2. Глава 3. АНА | МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
ЛИТЕРАТУРА | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Проект, как педагогическая технология зародился в начале XX века. Разработанные на рубеже прошлого столетия идеи метода проекта со временем претерпели определенную эволюцию, и он все больше становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. На сегодняшний день в современной школе существуют различные виды обучения: традиционное, развивающее, адаптивное, проект - обучение и многие другие методы и приемы. Современное понимание проектного обучения связано с понятием "проективность" - тенденцией, относительно недавно появившейся в образовании. Все возрастающее число исследователей и педагогов-практиков рассматривают проективность как одну из образовательных тенденций будущего. Учитывая ее направленность на формирование проектной культуры, которая, по словам И.А. Зимней, предполагает искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, проективность находит свое отражение в методе проектов.
Педагогическая наука, осваивая и применяя прогрессивные методообучения, продолжает двигаться вперед. Поэтому сегодня, наш взгляд, недостаточно только обратиться к тому, что накоплено в педагогической теории и практике прошлого. Необходимо расширять профессиональный инструментарий современного педагога продуктивными методами обучения. Обращение к интерактивным методам, в рамках которых можно рассматривать метод проектов, представляется наиболее современным.
На сегодняшний день метод проектов получает в современной педагогике всё большее распространение, поскольку даёт возможность учителю организовывать подлинную исследовательскую работу с использованием многообразия форм и методов самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.
Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения, обратившись к технологии проектного обучения, использования метода проекта на уроках литературы. Решению данной проблемы посвящена наша работа.
Отсюда вытекает актуальность нашего исследования: рассмотреть возможности применения метода проекта на уроках литературы.
Объектом исследования является проектная технология.
Предметом исследования является применение проектной технологии на уроках литературы в 5 классе при изучении темы «Образ Родины в русской поэзии»
Цель данной выпускной квалификационной работы: познакомиться с технологией проекта и разработать проект по теме «Образ Родины в русской поэзии» в 5 классе. В школе данная тема изучается в программах В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой. Мы в своей работе остановились на программе Т.Ф.Курдюмовой
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Освоение метода проекта как средства обучения.
2.Определение преимуществ использования метода проекта на уроках литературы.
3.Разработать проект по теме « Образ Родины русской поэзии» в 5 классе
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы и результаты нашего исследования могут быть использованы при изучении литературы в школе в дальнейшей профессиональной деятельности
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя:
1. Введение, в котором обосновываются проблема, актуальность темы, цели, задачи и практическая значимость.
2. Главу 1, рассматривающую теоретические основы проектного обучения.
3. Главу 2, объясняющую возможности применения методики проекта на уроках литературы.
4. Главу 3, представляющую собой анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Листья», А.А. Фета «Весенний дождь», «Учись у них – у дуба, у березы»
5. Заключение, содержащее выводы по теме исследования.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественной школе появились еще в 20-е годы XX века восходят к идее Д.Дьюи об организации деятельности детей по решению практических задач. При этом Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму. На основе теоретических построений Дьюи его последователь У.Килпатрик разработал проектную систему обучения, или метод проектов, суть которых заключалась в том, что исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. И хотя, как отмечают современники, энтузиазм учеников при таком обучении был весьма похвален, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла привести к тому, что школа не могла обеспечить учащихся необходимым объемом систематических знаний.
Вот почему в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.
Сегодня мы возвращаемся к нему в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов. Собственно технология учебного проектирования является одним из вариантов организации продуктивного обучения.
Проект «Новые ценности образования» определяет продуктивное обучение — как практику личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе ее свободного выбора учащимися с учетом их интересов.
class=WordSection2>В этом проекте отмечается, что во многих странах государственные структуры образования полностью институциализированы — от детских садов до систем производственного обучения. В этом контексте школа воздействует на молодое поколение (от 7 до 18 лет) и .унифицирует их развитие. Такая «школьная» социализация характеризуется тем, что всем ученикам одного образовательного уровня преподаются одни и те же образовательные программы. Учебный план состоит из 10-12 предметов, которые не связаны друг с другом и не соотносимы с жизнью и ожиданиями молодых людей.
Доминирование такого характера школьной социализации сегодня приводит к тому, что именно она определяет будущие профессиональные возможности. Школьная социализация влияет на развитие молодых людей в разной степени. Можно утверждать, что молодые люди «проходят» такие темы, которые не затрагивают их глубоко, и они не имеют возможности изменить учебные предметы, а позже не станут проявлять интереса к своей профессиональной работе. Они приучаются быть неактивными, или их активность выражается только на словах. Это рождает соответствующее отношение к профессиональному развитию.
Общая оценка эффекта школьной социализации, в проекте подчеркивается, что образование монополизировано школой, которая может способствовать индивидуальному развитию только тех, кто в силу своих индивидуальных особенностей уже готов к саморазвитию и может обеспечить себе индивидуальную карьеру в этом направлении, однако речь идет о более широкой педагогической поддержке.
Продуктивное учение, в противовес традиционному образованию, следует целям опережающего развития автономности и активности. Продуктивная деятельность - индивидуальное действие, которое производит или новый материал, или нематериальный продукт.
На сегодняшний день метод проектов получает в современной педагогике всё большее распространение. Метод проектов даёт возможность учителю организовывать подлинную исследовательскую работу с использованием многообразия форм и методов самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся. Компьютерные технологии способствуют реализации проектного метода на всех его этапах.
На ПК оформляется вся сопроводительная документация, а также создаётся конечный «продукт» проекта.
На сегодняшний день одним из эффективных форм нетрадиционной организации учебного процесса является проектный метод. Анализ зарождения, становления и развития в мировой педагогической практике метода проектов позволяет понять современный подход к сущности проектного обучения. Разные источники дают следующие определения понятия «проект»:
1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дает толкование понятия "проект" как замысел, разработанный план сооружения, механизма, устройства.
2. В «Философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова данное понятие трактуется так: «Проектирование» - создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, .новых образовательных программ.
3. «Педагогический словарь» под редакцией Г.М.Коджаспировой дает толкование проектной деятельности - пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления учреждения гуманистической направленности.
В педагогической и методической литературе содержится большое количество определений понятия "проектирование" - наиболее общим является мнение, что проектирование - это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Результатом проектной деятельности выступает проект. В своем понимании проекта мы разделяем точку зрения Л.Н.Ковиной о, том что проект - это мысленная реализация замысла, и мнение Л.В.Черепановой о посреднической функции проекта между людьми, имеющими общность взглядов на предмет, цели и ценности предлагаемой ими деятельности. Мы определяем проект как результат для внедрения в практику, полученный в процессе индивидуального или группового решения практически значимой в образовательном плане проблемы.
На наш взгляд основным отличительным признаком проектной технологии от всех остальных педагогических технологий является наличие конкретного продукта деятельности.
Мы в своей работе будем понимать метод проектов, как способ достижения дидактической цели через длительную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности.
Существующие проекты можно охарактеризовать с различных позиций. Например, с точки зрения доминирующей в проекте деятельности, проект может быть исследовательским, творческим, информационным, прикладным, игровым С точки зрения предметно-содержательной области проект может быть: монопроектом (если реализуется в рамках одной области зрения), межпредметным (если отражает разные области знания). С точки зрения характера координации проекта, он может быть открытым и скрытым. С точки зрения характера контактов проект может быть: внутренним (среди участников одной школы); региональным, межрегиональным, международным. С точки зрения количества участников в работе над проектом он может быть: индивидуальным, парным, групповым. С точки зрения продолжительности выполнения проекта: краткосрочным (не более недели); среднесрочным (не более месяца); долгосрочным (свыше месяца). Анализ изученной литературы показал, что к методу проекта предъявляются требования, которые необходимо соблюдать, чтобы данная технология была реализована и достигла своего результата. Основные требования к использованию метода проекта:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей для своего решения интегрированного знания из разных областей, исследовательского поиска;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, наглядность их представления (доклад, серия репортажей с места событий, видеоклип, план мероприятий.)
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся при обязательном разделении обязанностей между участниками проекта.
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых на каждом этапе результатов).
5) использование исследовательских методов.
Проектное обучение отвечает идеям компетентностного подхода - нового явления в отечественной дидактике. Компетентность представляет собой сложный синтез когнитивного, предметно-практического ж личностного опыта. Это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, признания личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Обзор этапов педагогического проектирования показал, что в подходе к данному вопросу принципиальных различий у авторов нет. Каждый этап, представляющий часть проектировочной деятельности, характеризуется собственными задачами, механизмом и результатом. Нам наиболее близка позиция С.В Клименко. Мы в своем подходе к реализации проекта выделяем следующие этапы:
· подготовка;
· планирование;
· сбор информации;
· анализ;
· представление и оценка
При этом каждый этап можно считать частью образовательного процесса, где наряду с получением продукта педагогической деятельности формируется целый комплекс умений, в том числе и гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские, осознаются ценности, установки, инициируются творческие способности.
В процессе проектной деятельности, что является несомненным достоинством данного метода, у учеников (на этапах прогнозирования, проектирования, реализации, представления) формируются гностические умения, связанные с переработкой информации, ученики учатся:
· пользоваться учебной, научной литературой при разработке проекта;
· формулировать цели индивидуальной и групповой работы по интегрированным вопросам учебных дисциплин и определять способы их достижения;
· выделять в информации главное, логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные);
· сравнивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и
отношение к фактам, событиям, явлениям;
· составлять тезисы своего сообщения, доклада и др.
В ходе реализации проекта у школьников формируются проектировочные умения, которые включают в себя совокупность следующих действий как умений:
· выявление проблемы, прогноз изменения ситуации;
· определение источников, способов сбора информации;
· определение содержания, объема, частей проекта;
· проектирование этапов работы над проектом, выявление особенности
деятельности на каждом из них, выработка плана действий;
· овладение элементами исследования в процесс е работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее проверка и др.);
· формулирование личностных и коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
· установление критериев оценки процесса и результатов педагогической деятельности др.
Также в ходе проектной деятельности у учащихся формируются коммуникативные умения, которые предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с учителем, консультантами на всех этапах работы над проектом. В основе данных умений лежит система внутренних средств, необходимых для построения эффективного взаимодействия. В составе коммуникативных умений выделяют три составляющие:
• умение передавать информацию в процессе общения;
• умение устанавливать позитивные контакты, воздействовать на партнера;
• умение понимать других или социоперцептивные умения.
Последняя составляющая является определяющей и может
рассматриваться как ориентировочная основа коммуникативного действия. В процессе обсуждений в ходе работы над проектом, связанным с профориентационными интересами учащихся, формируются умения профессионального общения, которые в свою очередь образуют коммуникативную компетентность человека. Последняя предполагает общность, сходство, взаимное устремление соизмерять, понимать и принимать иное мнение, не только реагировать, но и эмоционально сопереживать.
Особое внимание следует уделить формированию организаторских умений, которые проявляются на всех этапах педагогической деятельности в организации получения информации, собственной деятельности каждого участника проекта, а также деятельности и общения членов группы в процессе работы над проектом. Другими словами, они представляют собой умения и навыки управления и самоуправления и включают в себя следующие умения:
• рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность;
• распределять функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности, объем материала, время выполнения индивидуальных частей проекта и деятельности в целом;
• осуществлять контроль и самоконтроль, как процесса, так и результата деятельности;
• корректировать свои собственные действия и действия членов проектной группы, добиваясь цели проектной деятельности и др.;
• организовывать помощь и взаимопомощь в процессе работы над проектом.
Рассматривая формирование учебных умений в процессе проектного обучения, следует выделить следующие особенности:
1. Учитывая диалектическую взаимосвязь между знаниями и умениями, можно сказать, что знание, приобретенное учеником в процессе проектной деятельности, отличается большей гибкостью, широтой, актуализацией на применение в новых условиях. Тем самым оно становится основой формирования умений, которые в свою очередь являются источником приобретения новых знаний.
2. Проектное обучение представляет широкие возможности для творческого применения сформированных умений, придавая им тем самым творческий характер.
Творчество в проектной деятельности выступает, на наш взгляд, связующим звеном, объединяющим рассматриваемые умения в интегральную совокупность. Как высшая форма гуманной, созидательной, активной, самостоятельной, мыслительной и практической деятельности человека, оно становится ценностью и позволяет формировать творческие умения школьников.
Также у учащихся формируется мотивационный компонент творческой деятельности связан с готовностью учащихся участвовать в процессе педагогической деятельности: определять темы, проблемы, задачи, источники информации проекта. Результатом выступает не только реальный продукт, но и самораскрытие личности.
Структуру операционного компонента творческой деятельности составляют:
• личностно-мотивированное выполнение проекта, его интерпретация, вычленение важных в профессиональном плане проблем, активный поиск информации;
• профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей
в процессе творческой разработки проекта;
• принятие решения об использовании его результатов в педагогической практике;
• формулирование целей проекта и средств их достижения, прогнозирование трудностей в процессе проектной работы, выявление возможности использования продукта.
Опыт применения проектного обучения позволяет отметить рост креативности школьников, усиление и появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность я проблемам.
Таким образом, рассматривая в данной главе теоретические основы обучения мы можем сделать вывод, что метод проектов - это эффективная форма нетрадиционной организации учебного процесса, потому что в ходе проекта у учащихся формируются различные навыки (гностические, практические, теоретические, коммуникативные), позволяющие им наиболее эффективно социализироваться в современном мире. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Одной из важнейших составляющих проектной технологии, выгодно- отличающей ее от других методов обучения, является конкретный результат.
Глава 2. МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В этом отношении нетрадиционные способы организации учебного процесса можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, формы, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок по литературе - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Методика проектной деятельности на уроках литературы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством учителя, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому стилю общения. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.
class=WordSection3>Главная цель проектной деятельности на уроках литературы - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при ее решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту «не заметить». Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость выполнения общего дела.
В зависимости от целей, задач и объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды проектов:
· проекты, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов;
· проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический;
· проекты, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно- публицистического очерка.
Выделяются основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей для своего решения интегрированного знания из разных областей, исследовательского поиска;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, наглядность их представления
(доклад, серия репортажей с места событий, видеоклип, план мероприятий.)
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся при обязательном разделении обязанностей между участниками проекта.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых на каждом этапе результатов).
5. Использование исследовательских методов.
Если итог работы - мультимедийная презентация, то учитель может её использовать на других занятиях. Целесообразно обратиться к проектной деятельности на уроках, предполагающих углубление в творческую лабораторию писателя или интеграцию в смежные учебные дисциплины. Функция учителя на таких уроках становится совершенно иной: он координатор, консультант, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации.
Интересно проходят уроки, в подготовке которых принимают участие дети. Сообщение по теме, анализ различных трактовок образа, составление списка информационных ресурсов по заданной теме, обращение к другим видам искусства с целью использования их при изучении литературного произведения - задания, которые окажутся вполне посильными ученику. Позиция ребят на таких занятиях становится иной: они чувствуют себя партнёрами учителя, следовательно, повышается ответственность за результаты работы.
Информационные и компьютерные технологии способствуют реализации метода проекта на всех его этапах. Помимо специальных умений, проверяются умения учащихся находить информационный ресурс как в традиционных источниках, так и в сети Интернет, публичной защиты проведённой работы, развиваются навыки исследовательской деятельности. Результатом деятельности на занятиях станет творческая работа различного вида (доклад, статья, презентация). Учителю здесь отводится роль консультанта.
Так при изучении поэзии ХIX века в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой можно организовать и реализовать проект по теме «Образ Родины в русской поэзии» с презентацией по творчеству представителей данной эпохи. Наша работа направлена на приобретение новых знаний и освоение новых для учеников способов деятельности. Проводя проектную работу, необходимо обучить ребят приемам и способам учебно-исследовательской и практической деятельности; коммуникативным умениям и навыкам: вести диалог, работать в группе, презентовать свои идеи. Не менее важным нужно научить способам и приемам самостоятельной работы со специфическими источниками информации.
При организации работы над проектом перед нами была поставлена цель: сформировать у учащихся представление о образе Родины в русской поэзии как особом художественном явлении русской литературы и культуры XIX века.
Данные цели были реализованы через ряд задач:
1. познакомить с технологией проекта.
2. формировать коммуникативную компетентность в процессе работы над проектом;
3. раскрыть характерные художественные особенности в изображении в поэтических произведений, и в произведениях живописи;
4. развивать ассоциативное мышления, активизировать творческую деятельность учащихся, дальнейшее формирование и развитие навыков анализа и интерпретации художественного текста;
5. воспитывать эстетический вкус, любовь к литературе, искусству. Реализация проекта осуществлялась исходя из следующих этапов:
1. Определение темы;
2. Деление учеников на группы.
На первом этапе анализа ситуации нами было определено, что по программе Т.Ф. Курдюмовой в 5 классе невозможно изучить данную тему в полном объеме из-за ограниченного количества часов (3 часа), поэтому было принято решение об организации проекта по данной теме.
При разработке проекта нами были выделены следующие этапы:
1. Определение темы.
В ходе этого этапа учитель предлагает ученикам сформулировать тему проекта. В результате обсуждения мы остановились на теме «Образ Родины в русской поэзии».
Тема проекта не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся у них знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им организаторскую деловую поддержку. Задача учителя - вызвать интерес к той или иной проблеме. Если ему это удается, занятие становится интересным и целенаправленным, освоение материала - осмысленным, а работа учащихся - увлекательной, познавательной и мотивированной.
2. Деление учеников на группы.
Для изучения данного занятия учитель делит всех учеников на микрогруппы, каждая из которых должна будет создать свой мини-проект по определенной теме, а затем все группы соединят свои мини-проекты в один большой проект.
Ученикам нужно будет подобрать материал по темам, обратиться к различным источникам.
I ГРУППА «Биографы»
Данная группа должна собрать материал по биографии второв.
II ГРУППА «Литературоведы»
Данная группа представит классу анализ стихотворений, посвященных образу Родины
III ГРУППА «Художники»
Данная группа должна представит классу картины русских художников подходящих к теме проекта.
Проведя учебное исследование по теме «Образ Родины в русской поэзии» учениками было собрано большое количество материала. Совместно с учителем ученики создали проект под названием «Образ Родины в русской поэзии» и продемонстрировали свои знания и умения на учебном занятии.
При организации проекта по теме «Образ Родины в русской поэзии» мы придерживались обязательных структурных требований предъявляемых к данному виду учебной деятельности:
Подготовка (1час) Задача этого часа - обсудить в малых группах методом «мозговой атаки» возможные способы решения поставленной перед: учениками задачи, в результате обсуждения выдвинуть гипотезы ее решения и определить методы исследования. Ученикам необходимо также распределить роли в группе - кто, за что будет отвечать. Тот, кому предстоит защищать проект, докладывает всему классу о принятых решениях. Учащиеся класса включаются в обсуждение и либо принимают предложения группы, либо предлагают какие - то дополнения, коррективы. В это время у учителя на столе должны лежать аргументированные решения каждой группы об их программе поиска, подобранный материал, интернет - сайты
На этапе планирования были продуманы и обсуждены цели и задачи проекта, разделены на подгруппы. (1 час)
Сбор информации (2 часа). Учащиеся определяют источники информации (учебники, энциклопедии, справочники, интернет). Определяют способы, сборы и анализ информации. Определяют способы представления результатов (формы отчета: компьютерная презентация). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Разрабатывают общий план, сценарий своей части проекта. В это время учитель предлагает идеи, высказывает предложения.
Анализ и обобщение (4 часа). Анализируют собранную группами информацию, полученную в результате сбора и анализа информации. Завершают сбор информации и ее обсуждение по группам. Учитель наблюдает, советует.
Представление или оценка (2 часа). Формулируют выводы по направлениям, аргументация. Распределяют роли для защиты проекта. Возможные формы представления результатов: устный или письменный отчет. Учитель слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового ученика. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки. Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета.
Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.
В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
• помогает ученикам в поиске источников, оказывает помочь им в работе над проектом;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную связь, чтобы помог ученикам продвигаться в работе над проектом»
Таким образом, в ходе работы над проектом учащиеся получают опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на поставленную проблему, учащийся активизирует личностную позицию, что положительно влияет на качество образовательного процесса.
Глава 3. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам...
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».
Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.
Ф.И. Тютчев «Листья»
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшися,спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в посе!...
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее,скорей!
Скорей нас сорвите
С докучный ветвей.
Сорвите ,умчите,
Мы ждать не хотим...
Летите,летите!
Мы с вами летим!...
Стихотворение «Листья»: листья - символический образ яркой, но краткой жизни.
Все стихотворение построено на олицетворении: листья предстают перед нами как живые существа, которые чувствуют и мыслят; от их имени ведется рассказ.
Главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.
Символический уровень: иглы сосен и елей — люди, которые не умеют ярко жить и чувствовать. Их ощущение жизни бедно, тускло, сравнимо с «тощей зеленью» иголок. Они не чувствуют опустошения (их зелень «ввек не желтеет»), но никогда не ощущают подлинной полноты жизни («ввек не свежа»). Листья — символический образ людей, проживающих свои дни насыщенно, полно и глубоко, не желающих чувствовать вполнакала. Листья не желают мириться с невозможностью жить так же богато и радостно, как прежде, и готовы лучше отказаться от такой жизни, нежели прозябать на докучных ветвях.
Восхищение мастерством Тютчева - поэта. Яркие эпитеты (тощая зелень, буйные ветры), олицетворения сосны и ели спят, сравнение (как иглы ежа), А что такое "лёгкое племя"?
Отметьте особый поэтический синтаксис (синтаксический параллелизм в предпоследней строфе, риторический вопрос и обилие с заключительной строфе восклицательных предложений и многоточий Именно поэтому вы взмываете ввысь и летите с листьями вместе! Лирическое переживание достигает наивысшей точки!
А.А. Фет «Весенний дождь»
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А.А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы».
Учись у них – у дуба, у березы
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердце рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы» было написано в начале 80–х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» очень характерно.
Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.
В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы»
Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.
Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич).
Данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что проектная технология - это организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, результатом которого является создание продукта, изготовленного в процессе проектирования. Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий, познакомились с новым способом обучения. Учащимся представилась реальная возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельность, формировать чувства ответственности за её результаты.
Использование проекта на уроке литературы позволяет развить навык исследовательской деятельности учащихся, творческие способности, коммуникативные умения. Метод проекта целесообразно использовать на уроках литературы только в том случае, когда возникающая проблемная ситуация не может быть решена никакими другими методами и приемами.
В ходе своего исследования нами был разработан проект по литературе «Образ Родины в русской поэзии». Целью данного проекта было получение учащимися представления о образе Родины в русской поэзии. В ходе реализации цели проекта, мы заметили, что проектная методика на уроках литературы наиболее эффективна при изучении обзорных тем, когда по программе отводится небольшое количество часов, а изучаемый материал обширен. Результатом проектной деятельности стала компьютерная презентация в программе PowerPoint «Образ Родины в русской поэзии» включающая в себя биографии авторов, анализы стихотворений и репродукции художников. В презентации содержится 38 слайдов. Слайды 2-7 краткая биография Фёдора Ивановича Тютчева, слайды 8 и 11 картины И. Левитана и И.И. Шишкина, слайды 9 – 13 стихотворение и анализ Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Слайды 15 – 18 стихотворение и анализ Ф.И. Тютчева «Листья». Слайды 19 – 25 краткая биография Афанасия Афанасиевича Фета, слайды 26, 32 картины И. Левитана, И.И. Шишкина, С. Боева. С 27 – 31 слайды стихотворение и анализ А.А. Фет «Весенний дождь», слайды 32 – 38 стихотворение и анализ А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образоания [ Текст]. - Ростов - на - Дону, 2000. - 352 с.
2. Петрова, В. А Метод проектов / В. А. Петрова – М. :1929. – 321 с.
3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат – М. : 1999. – 130 с.
4. Шкель В. Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – Саратов ООО Изд-во «Научная книга» 2007
5.http://www.openclass.ru/user/login?destination=comment/reply/116548%2523comment-form
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
7. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2000. - 9. - С. 177-180.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
9. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 1998. - 4. - С. 3-10.
10. Проектно-исследовательская деятельность учащихся. / История № 23. 2007,с39-42
11. Сенько Ю.Н. Диалог в общении// Вестник высшей школы .[Текст] /Ю.Н.Сенько.- М.: Просвещение, 1991.-№8.-с.3-15. 12. Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ .[Текст] /В.А. Доманский; Под ред. В.А.Доманского.- Томск: ТГУ, 2004.-с.4-5, 161-172.
13. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
14. Новые педагогические и информационные технологии. /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999.
15. Даутова, О. Б. Современные технологии в профильном обучении / О. Б. Даутова – СПб. : 2006. – 176 с.
16. Современные гимназии: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 1999.