Курс (2 ч в неделю в 8 классе, 2 ч в неделю в 9 классе, всего за два года

обучения 140ч, из них 10ч - резервное время)

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы, число часов, отводимых на данный раздел   Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (58 ч)
1. Предмет химии (8ч) Предмет химии как науки. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Описание хода эксперимента и результатов наблюдений. Оборудование школьной химической лаборатории. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Очистка веществ. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Демонстрации.1. Образцы лабораторного оборудо­вания и приемы безопасной работы с ним. 2. Чистые вещества: сера и железо и их смесь. 3. Разделение смеси серы и железа. 4. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. 5. Нагревание сахара. 6. Нагревание парафина. 7. Горение парафина. 8. Взаимодействие растворов карбоната натрия и со­ляной кислоты. 9. Взаимодействие растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия. 10. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди (II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании. Лабораторные опыты.1. Рассмотрение веществ с разными физическими свойствами. 2. Примеры фи­зических явлений: плавление парафина, испарение воды. 3. Примеры химических реакций: окисление меди при нагревании, действие соляной кислоты на мрамор. Практические занятия.1. Приемы обращения с ла­бораторным оборудованием. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Изучение строения пламени Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Разделять смеси. Изучать строение пламени
2. Первоначальные химические понятия (12ч) Атом, химический элемент. Знаки химических элементов. Металлы и неметаллы. Молекула. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность: определение валентности по формуле бинарных соединений и составление формул бинарных соединений по валентности. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Демонстрации.11. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. 12. Шаро- стержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). 13. Опыты, ил­ люстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Лабораторные опыты.4. Ознакомление с образцами простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ, минералов и горных пород. 5. Составление шаростержневых моделей молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов.
3. Оксиды (8 ч) История открытия кислорода. Состав воздуха. Кислород как химический элемент и простое вещество. Озон. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, медью, железом, метаном. Горение и медленное окисление. Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и пероксида водорода. Методы собирания газов: вытеснением воздуха, вытеснением воды. Оксиды: состав, номенклатура. Демонстрации.14. Ознакомление с физическими свойствами кислорода. 15. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 16. Условия возникновения и прекращения горения. Лабораторные опыты.6. Ознакомление с образцами оксидов. Практические занятия.4. Получение кислорода и изучение его свойств. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и фи­зические превращения изу­чаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабо­раторного экспериментов. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу.
4. Кислоты и соли (10ч) История открытия водорода. Водород - химический элемент и простое вещество. Меры безопасности при работе с водородом. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди (П), оксидом железа (III). Кислоты: состав, номенклатура. Классификация кислот по основности, наличию атомов кислорода в молекуле, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной среде. Химические свойства кислот: взаимодействие с ме­таллами, оксидами металлов. Средние соли: состав, номенклатура. Растворимость солей в воде. Демонстрации.17. Ознакомление с физическими свойствами водорода. 18. Горение водорода на воздухе и в кислороде. 19. Взрыв смеси водорода и кислорода. 20. Взаимодействие водорода с серой и хлором. 21. Восстановление меди из оксида меди (II) водородом. 22. Меры безопасности при работе с кислотами. Действие концентрированной серной кислоты на органические вещества (целлюлоза, сахароза). 23. Образцы солей. 24. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании. Лабораторные опыты.7. Проверка водорода на чистоту. 8. Сравнение окраски индикаторов в разных средах. 9. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов. 10. Взаимодействие солей с металлами. Практические занятия.5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Получение раствора медного купороса из оксида меди (II) и серной кислоты Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результа­тов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам
5. Вода. (12ч) Основания   Вода как растворитель. Растворы. Очистка воды. Аэрация воды. Химические свойства воды: реакции с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V). Основания: состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин, универсальный индикатор. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Генетические связи между классами неорганических веществ. Демонстрации.25. Взаимодействие воды с натри­ем, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором. 26. Образцы ос­нований. 27. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ. Лабораторные опыты.11. Взаимодействие оснований с кислотами. 12. Получение нерастворимых оснований. 13. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Практические занятия.7. Генетические связи между классами неорганических соединений Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических со­единений
6. Естественные семейства химических элементов (8 ч) История открытия естественных семейств химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности в реакциях с кислородом, водой. Магний и естественное семейство щелочно-земельных металлов. Изменение физических свойств и химической активности щелочно-земельных металлов при увеличении относительной атомной массы. Кислород и сера. Сравнение физических свойств и химической активности кислорода и серы. Галогены - самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением отно­сительной атомной массы. Изменение активности галогенов с увеличением относительной атомной массы при взаимодействии с водородом, металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей. Демонстрации.28. Физические свойства щелочных металлов. 29. Взаимодействие натрия с водой. 30.Взаимодействие калия с водой (в видеозаписи). 31.Взаимодействие магния и кальция с водой. 32. Взаимодействие кислорода и серы с водородом, железом. 33. Физические свойства галогенов. 34. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом, иодом. Лабораторные опыты.14. Испытание индикатором водных растворов водородных соединений кислорода и серы. 15. Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества (24 ч)
7. Периодический закон и периодическая система хи­мических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (15ч) Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Две формы представления периодической системы: вербальная (периодический закон) и графи­ческая (таблица). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»: А- и Б-группы, периоды. Ядерная (планетарная) модель строения атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Физический смысл порядкового (атомного) номера. Современное содержание понятия «химический элемент». Массовое число, изотопы, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого — третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Научный подвиг Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических эле­ментов в периодической системе. Демонстрации.35. Модели атомов элементов первого — третьего периодов   Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды. А- и Б-группы. Моделировать строение атома. Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности
8. Химическая связь (9ч) Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Заряд иона. Степень окисления. Демонстрации.36. Модели ионных, молекулярных и атомных кристаллических решеток. Лабораторные опыты.16. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей Конкретизировать понятия «химическая связь», «крис­таллическая решетка». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью
Раздел 3. Многообразие химических реакций (20 ч)
9. Классификация химических реакций (8 ч) Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Первоначальное представление о катализе. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Демонстрации.37. Примеры экзо- и эндотермических реакций. 38. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 39. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. 40. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. 41. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. 42. Горение серы в расплавленной селитре. Лабораторные опыты.17. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Практические занятия.8. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции
1 0. Химические реакции в водных растворах (12ч) Растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (без механизма диссоциации). Уравнения электролитической диссоциации. Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Демонстрации.43. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. 44. Демонстрация движения ионов в электрическом поле. 45. Опыты по выявлению условий течения реакций в растворах электролитов до конца. Лабораторные опыты.18. Реакции обмена между растворами электролитов. 19. Опыты по выявлению условий течения реакций обмена в растворах электролитов до конца. Практические занятия.9. Свойства кислот, оснований и солей как электролитов Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов
Раздел 4. Многообразие веществ (28 ч)
11. Неметаллы (18ч) Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами второго и третьего периодов. Демонстрации.46. Простые вещества, образованные неметаллами второго и третьего периодов. 47. Получение водородных соединений хлора, серы, азота и испытание индикатором их водных растворов. 48. Получение оксида серы (VI) и ознакомление с его свойствами. 49. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. Лабораторные опыты.20. Взаимодействие соляной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. 21. Взаимодействие раствора серной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах пе­риодической системы. Прогнозировать свойства не­изученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе
12. Металлы (10ч) Общая характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения впериодах и группах физических и химических свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов, образованных металлами I—ША-групп. Демонстрации.50. Простые вещества, образованные металлами второго и третьего периодов. 51. Сравнение условий взаимодействия с водой: а) натрия и магния; б) магния и кальция. 52. Сравнение отношения к воде оксидов магния и кальция. 53. Сравнение отношения к растворам кислот и щелочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия. Лабораторные опыты.22. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей. 23. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с растворами кислот и солей. Практические занятия.10. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы»   Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать хи­мические реакции с помощью естественного (русского, род­ного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах перио­дической системы. Прогнозировать свойства не­изученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе

Наши рекомендации