Соответствии с профессиональным стандартом педагога у студентов бакалавриата психолого-педагогического направления
Козлова Елена Борисовна,
канд. психол. наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»,г. Калуга, Россия
Сегодня образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с обучающимися и их родителями, коллегами, обществом в целом. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Попытка определения умений и компетенций современного учителя в условиях построения общества знаний во многих странах ЕС стала важнейшим элементом образовательной политики применительно к начальным программам педагогического образования. Во многих случаях эти попытки оказались направленными на разработку профилей и стандартов, которые могли бы послужить основанием для построения не только программ подготовки учителя, но и его введения в профессиональную деятельность и сертификацию. Определение таких профилей компетенций ставится в соответствие тем профессиональным задачам, которые современный учитель должен быть способен решать. Таким образом, особый акцент в готовности будущего учителя к профессиональной деятельности переносится сознания конкретного содержания образовательной программы на те компетенции, владение которыми учитель должен продемонстрировать в своей профессиональной деятельности [5].
Программа модернизации педагогического образования в России на 2014–2017 годы ставит перед педагогическим сообществом чрезвычайно серьезные задачи, основной среди которых названа разработка новой системы подготовки педагогов. Её практико-ориентированный характер должен способствовать усилению развития практических компетенций через длительную практику и стажировку в школах-партнерах [1], что будет обеспечено учебным процессом, спроектированным в инновационной – модульной структуре [2].
Основная цель модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога (и профессиональных стандартов других педагогических работников).
Исходя из этой цели, выпускник программы подготовки педагогических кадров должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте. Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления.
Модернизация ОПОП в этой связи предполагает, прежде всего, профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечивает, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования [4].
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется новыми компетенциями, призванными помочь учителю в решении стоящих сегодня перед ним проблем, во многом обусловленных началом реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В данном документе в четвертом параграфе «Содержание профессионального стандарта педагога» сформулированы требования к должностным обязанностям педагога, реализация которых должна повлечь изменение стандартов высшего педагогического образования и, как следствие, актуализацию учебных программ по дисциплинам профессионального цикла.
Необходимость личного и профессионального развития будущего бакалавра в условиях освоения федеральных государственных образовательных стандартов потребовала создания новой информационно-образовательной среды, требующей сформированности у студентов новых профессиональных компетенций [3].
Идея компетентностного подхода в отечественной науке не нова. Компетентностный подход в образовании широко представлен работами И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и мн. др. Новый этап в исследовании компетенций связан с работами В.Д. Шадрикова, которые вносят значительный вклад в развитие компетентностного подхода [8]. В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.«Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [8, с. 15].
Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на её составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева [6] определяет профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нём и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Таким образом, современное понимание понятия «компетентностный подход» – это попытка по-новому посмотреть на цели образования.
Для разделения общего и индивидуального необходимо отличать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].
Необходимо отметить, что подготовленный и квалифицированный учитель должен соответствовать широкому спектру требований, включающему знания, умения и компетенции, профессиональные ценности и практический опыт. Это предполагает гораздо более широкий взгляд на формирование развития профессиональных компетенций учителя, нежели узкое понимание компетенций как способности к применению знаний. С этой точки зрения следует рассматривать компетенции как своеобразные комплексы, объединяющие теорию, практику и способность рефлексивного отношения к ней (своей и чужой). При этом нужно отметить, что некоторые компетенции и квалификации могут быть освоены только после начала профессиональной деятельности.
Невозможно переоценить роль и квалификацию преподавателей в программах подготовки учителя.Важно отдавать себе отчет в том, что уровень квалификации преподавателей в программе подготовки учителей должен предполагать не только высокий уровень академических знаний и исследовательской деятельности, но и практический опыт в том виде профессиональной деятельности, в котором осуществляется подготовка будущих учителей. Иначе говоря, учителя будущих учителей в программах профессиональной подготовки должны быть частью учительской профессии и располагать существенной квалификацией в этой области [5].
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.
Библиографический список:
1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017 [Электронный ресурс]. URL: /http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14.
2. Каспаржак А.О. О разработке модулей основных профессиональных образовательных программ академического бакалавриата [Электронный ресурс] / URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/19.
3. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
5. Описание предложений по модернизации содержания педагогического образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога. Материалы для общественно-профессионального обсуждения. Приложение 3 к письму от 17 июля 2014 г., исх. № 03.06.068 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippk.ru/attachments/article/3511/приложение%203%20проект%20модерн%20в%20части%20ПСП%2017072014.pdf
6. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности [Текст] / Краснорядцева Ольга Михайловна, Морозова Валентина Евгеньевна ; Барнаул. гос. пед. ун-т, Алт. краев. ин-т повышения квалификации работников образования. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. - 69 с.
7. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. [Текст] / А.В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)
8. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Психология, № 1, 2006, с.15-21.