Безопасной образовательной среды как условие подготовки студентов магистратуры психолого-педагогического направления к профессиональной деятельности

Козлова Елена Борисовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ФГБОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

Актуальность проблемы психологической безопасности ребёнка и взрослого (педагогов, родителей воспитанников) в образовательной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности, которая могла бы успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими угрозами современного мира. Важным условием этого является исключение психологического травмирования личности в детстве, так как оно имеет необратимые последствия для развития, способствуя формированию комплекса неполноценности и возникновению проблем в социальной адаптации.

На основе теоретического анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что в России представления о безопасности в образовании в её современном понимании стали складываться ещё в первой половине XIX в, но сам термин «психологическая безопасность» был введен в 1995 году С.К. Рощиным и В.А. Сосниным, по мнению которых это «…состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем» [16, с.133].

Исследования учёных по проблеме психологической безопасности способствовали многообразию подходов к её пониманию. Так, И.Н. Панарин [11] под психологической безопасностью понимает состояние психики населения государства, при котором обеспечивается успешное психическое развитие и адекватное отображение внешних и внутренних угроз. И.И. Приходько считает психологическую безопасность многоуровневой динамической системой, определяющей защищённость психики человека, её оптимальный уровень функционирования, способной устранять внешние и внутренние угрозы для обеспечения высокой дееспособности личности [12].

Б.А. Еремеев под психологической безопасностью в широком смысле понимает «осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни, обеспечивающее его душевное равновесие и развитие» [5, с.101]. Он рассматривает психологическую безопасность в связи с уровнем развития человека (на уровне индивида-личности-индивидуальности).

О.И. Ерёмина считает психологическую безопасность младших школьников целостным личностным образованием, определяет её через психологическую суверенность личности в сфере межличностных отношений, обеспечивающих становление индивидуального стиля осознанного саморазвития [6].

Проблема психологической безопасности образовательной среды и субъектов образовательного процесса в последние годы активно разрабатывается в отечественной психологии И.А. Баевой, Е.Н. Волковой, Л.А. Гаязовой, С.Н. Илларионовым, А.Г. Ибрагимовой, С.П. Ивановой, Е.Б. Лактионовой, В.В.Семикиным, Л.А. Регуш, Б.А. Еремеевым, О.Н. Истратовой, М.Б. Калашниковой, Н.А. Лызь, С.Т. Посоховой и другими учёными. Большинство исследований психологической безопасности проведено на подростках, юношах, взрослых, на уровне младших школьников проблема изучалась лишь некоторыми исследователями (О.И. Еремеева, Н.И. Лушпаева и некоторые другие). Следует отметить недавние исследования психологической безопасности личности младшего школьника в образовательной среде школы и типах межличностных отношений её участников [1; 15].

По мнению Т.С. Кабаченко, психологическая безопасность должна рассматриваться как самостоятельное измерение в общей системе безопасности совместно с физической безопасностью. Специфика психологической безопасности заключается в том, что она связана с социальными опасностями (наказаний, потери авторитета, уважения и т.п.) и «духовными» (переживания по поводу совершенных ошибок, оплошностей, нанесения кому-то вреда). Т.С. Кабаченко понимает под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)» [9, с.6].

Участники образовательной среды и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать её) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами её обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт общества, образуют систему обеспечения психологической безопасности.

В настоящее время выделяются два взаимосвязанных аспекта исследований - психологическая безопасность образовательной среды и психологическая безопасность личности в образовательной среде, при этом можно констатировать недостаточную разработанность именно второго аспекта проблемы.

Таким образом, феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке рассматривается на нескольких уровнях:

- макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности);

- мезосоциальном (на уровне локальной среды обитания и взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде);

- микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение её целостности, психическая устойчивость индивида, адаптивность функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, сопровождающееся переживанием своей защищённости).

Учёные рассматривают понятие психологической безопасности среды и личности. Понятие «психологическая безопасность» в различных исследованиях относят как к социальной среде, так и к личности. Конечно, существует взаимосвязь психологической безопасности личности и социальной среды, но в то же время их не следует отождествлять.

Анализ исследований по психологической безопасности личности свидетельствует о различии подходов к пониманию данного феномена.

Первый подход представлен исследователями, которые относят психологическую безопасность к свойствам личности, характеризующим её защищенность и внутренний ресурс противостояния неблагоприятным воздействиям (Н.А. Лызь, О.Н. Истратова, И.А. Баева).

Другой подход характеризуется пониманием психологической безопасности как «осознанного, рефлексивного и действенного отношения человека к условиям жизни» (Б.А. Еремеев), как «системы отношений к разным сторонам действительности и другим людям». Авторы, придерживающиеся этой позиции, подчеркивают роль в генезе феномена психологической безопасности собственной активности личности, а также важности субъективных переживаний, выражающихся в отношении к элементам действительности.

В рамках третьего подхода исследователи изучают психологическую безопасность как результат протекания психических процессов, сложное структурированное образование, целостную систему процессов, позволяющую обеспечивать соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта характеристикам окружающей действительности (Н.Л. Шлыкова), многоуровневую динамическую систему, определяющую уровень защищенности психики человека (И.И. Приходько), целостное личностное образование (О.И. Ерёмина), многомерную и многоуровневую систему (В.М. Львов, С.А. Багрецов, Н.Л. Шлыкова).

Четвёртое направление представлено пониманием психологической безопасности как психологического состояния: состояние сознания (С.К. Рощин, В.А. Соснин), состояние психики (И.Н. Панарин), состояние защищенности психики (Г.В. Грачев, И.К. Мельник, Т.И. Колесникова).

Г.В. Грачёв понимает психологическую безопасность как «состояние защищённости психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [4, с.33].

Следует отметить, что в данном определении подчеркивается объектный характер явления психологической безопасности, так как, по мнению Е.П. Ильина, «состояние психики (состояние объекта), является интегральной характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени» [8, с.15].

Наконец, представители пятого направления (И.А. Баева, Б.А. Еремеев, Н.М. Емелин) считают психологическую безопасность психическим состоянием, «характеристикой состояния личности», переживание личностью своей защищённости, состоянием готовности человека «предупреждать появление опасности и готовности адекватно реагировать на возникающую опасность» (Б.А.Еремеев).

В этой позиции, по нашему мнению, наиболее чётко прослеживается взаимосвязь личности и среды в контексте формирования психологической безопасности, подчёркивается, что сущностью психического состояния является «согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средовых факторов и силой их воздействия» [14, с.174].

В определении параметров, критериев, принципов и условий формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды нам более всего близка позиция И.А. Баевой, которая под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников [1].

Для полноценного развития личности ребёнка необходимо обеспечить психологическую безопасность образовательного пространства. Общими принципами психологически безопасной образовательной среды являются: формирование субъект-субъектных отношений; сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка; субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности [1].

Исследований, посвящённых изучению характеристик психологически опасных или безопасных условий взаимодействия в системе «учитель-ученик», недостаточно. В некоторых исследованиях раскрывается и обосновывается в рамках единого концептуального подхода влияние уровня личностно-профессионального развития учителей на психологическую безопасность обучающихся [2].

Вместе с тем, профессиональный стандарт педагога [13] чётко определяет как основную компетенцию педагога умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Кроме того, к профессиональным компетенциям педагога, обозначенным в стандарте и которые, на наш взгляд, являются определяющими в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, относятся следующие:

· умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

· умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

· умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

· умение строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

· умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);

· умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

· умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

· поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Современные отечественные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают изучение курса «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» на уровне магистратуры по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование». Материалы курса были разделены на 4 блока.

1. Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды.

2. Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды

3 Управление стрессом и профилактика выгорания

4 Психологическая диагностика безопасности образовательной среды

В первой теме рассматриваются общетеоретические вопросы, связанные с проблемой взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой. Приводятся подходы к раскрытию понятия образовательной среды как части социокультурной среды, дается психологический анализ основных параметров об­разовательной среды, опирающийся на теорию отношений, систему представлений экологической психологии и антропологический принцип в психологии развития. В теме представлено определение психологической безопасности и предложена модель психологической безопасности образовательной среды, описаны механизмы и принципы ее создания.

Во второй теме производится обзор современных моделей деятельности службы сопровождения в образовании, рассматривается идеология психологического сопровождения и обосновываются тех­нологии создания психологической безопасности образовательной среды школы. Особо выделяются критерии психологического здоровья участников образовательной среды как показатели эффективности деятельности службы сопровождения, с одной стороны, и показатели, в которых отражается качество образовательной среды, — с другой.

В третьей теме делается обзор моделей и методов измерения психического выгорания, моделей профилактических программ профессионального выгорания педагогов и моделей тренингов антивыгорания. Рассматриваются действия, позволяющие справиться с синдромом выгорания, в том числе социальная поддержка и социальная интеграция как защита от выгорания.

В четвертой теме рассматривается экспериментальное доказательство действенности модели психологической безопасности образовательной среды, детально разбирается методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», направленная на изучение качества социальных условий, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие всех участников учебно-воспитательного процесса. Здесь же приводятся данные психометрической характеристики предложенного психодиагностического инструментария.

Основное время для изучения дисциплины представлено самостоятельной работой студентов.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Психология безопасности как направление психологической науки и практики;

2. Система образования как объект и субъект безопасности;

3. Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды;

4. Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса;

5. Проблема обеспечения безопасности учащихся;

6. Проблема психологической безопасности в семье;

7. Технологии формирования психологически безопасной образовательной среды.

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды во многом зависит от педагога. Л.М. Митина в концепции личностно-профессионального развития педагога [10] рассматривает две модели профессионального труда учителя: адаптивного функционирования и профессионального развития. Учитель, работающий в модели развития, обладает высоким уровнем развития интегральных характеристик личности (направленности, компетентности, гибкости и самосознания), которые позволяют педагогу в ходе осуществления профессиональной деятельности обеспечить психологически безопасные условия для развития и творческой самореализации обучающихся. В адаптивной модели созданию условий психологической безопасности учащихся препятствует низкий уровень развития личностных характеристик, приспособление учителя к сложившимся условиям среды, жёсткое ролевое поведение, проявление защитных психологических реакций.

На основании анкетирования [7, с. 98] обучающихся можно утверждать, что представления магистрантов о психологически комфортной и безопасной образовательной среде существенно изменились в сторону адаптивной модели.

Библиографический список:

1. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 271с.

2. Барцевич В.Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся. автореферат дисс….канд. психол. наук. Москва – 2012.

3. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы. дис. … канд. психол. наук. Великий Новгород, 2013.

4. Грачёв Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.

5. Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. - С. 101 – 103.

6. Ерёмина О.И. Обеспечение психологической безопасности младшего школьника в условиях образовательной среды начальной школы [Электронный ресурс] //Сайт www.Onoo.ru. URL: http://Режим доступа: http://onoo.ru/load/3-1-0-5 (дата обращения: 22.02.2007).

7. Иванова В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста // Мир психологии. - 2007. - №3. - С. 98-110.

8. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 411 с.

9. Кабаченко Т.С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала. автореф…д-ра психол. наук. М., 2000.

10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., Академия, 2004, 320 с.

11. Панарин И.Н. Психологические аспекты обеспечения национальной безопасности России. Часть 1. М., 1995. - 40 с.

12. Приходько И.И. Влияние гражданского общества на психологическую безопасность личности [Электронный ресурс] //Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». URL: http://rikmosgu/students/informatization/Prikhodko/ - 05.12.2009176]. (дата обращения: 25.06.2009).

13. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071(дата обращения: 08.09.2015).

14. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы / Под ред. проф. И.А. Баевой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 288 с.

15. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений её участников. автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2005.

16. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. - № 6. - С. 133-145.

Наши рекомендации