Подготовка студентов бакалавриата психолого-педагогического направления к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Буслаева Елена Николаевна,

канд.пед.наук, доцент ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»,

г. Калуга, Россия

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование [10, c. 10].

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели понимания инвалидности приходит «социальная» модель, в которой ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы [12].

При социальной модели понимания инвалидности.

По данным пенсионного фонда РФ численность инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного РФ, по состоянию на первое января 2015 года составляет 12589 тысяч человек, из них инвалиды детства - 993 тысяч человек, дети-инвалиды - 605 тысяч человек [17].

В Калужской области на 1 октября 2014 года проживали 86,5 тыс. инвалидов или 8,6 % от общей численности жителей области. На протяжении последних лет относительно стабильным остается количество детей-инвалидов - около 3 тыс. человек (1,7 % от общей численности детского населения области) [3, 4].

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается российскими учеными (М.С. Артемьевой, Е.А. Екжановой, Н.Н. Малофеевым, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной, Н.Д. Шматко и др.) как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников [13, 14].

В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования [5].

Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования [9, c. 11].

Актуальными проблемами успешной реализации инклюзивного обучения является вопрос профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы [1].

Современные ученые в области педагогики выделяют в структуре профессиональной компетентности педагога такие её составляющие: знание, умение, отношение, которые позволяют личности эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии с установленными стандартами. Важным становится не только то, какие профессиональные функции должен выполнять педагог, но и то, чем он должен обладать для успешного их выполнения.

Педагоги инклюзивных учебных общеобразовательных заведений должны овладеть базовыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной учебно-воспитательной работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Присутствие знаний, умений и навыков педагога, безусловно, занимает важное место в подготовке к работе в инклюзивном образовательном учреждении, однако, ведущую роль также занимают определенные отношения к данной категории детей.

Появление в образовательном пространстве России инклюзивного образования диктует новые требования в подготовке педагогических кадров и специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во-первых, студенты-бакалавры должны быть хорошо информированы об особенностях детей со всеми видами проблем и нарушений в развитии; во-вторых, они должны уметь самостоятельно анализировать ситуации взаимодействия с детьми, в том числе и с «особыми», а также выбирать стратегии обучения, воспитания и социализации ребенка, а также помощи ему.

В современных условиях внедрения инклюзивного образования в массовое образовательное пространство немаловажным является формирование у студентов университета компетентности, относящейся к взаимодействию со всеми участниками инклюзивного процесса.

Компонентами данной компетентности являются:

· когнитивный компонент (система знаний студентов об инклюзивном образовании; об особенностях детей с ОВЗ; о специфике коммуникации с детьми, их родителями в условиях инклюзии;

· методическая подготовка к работе с учащимися с ОВЗ;

· мотивационный компонент (система гуманистических ценностей, отвечающих принципам инклюзивного образования);

· толерантные установки;

· психологическая готовность личности к работе в условиях инклюзивного образования);

· поведенческий компонент (владение навыками коммуникации с разными участниками инклюзивного образования; владение методами, формами, приемами и техниками педагогической работы в условиях инклюзивного процесса) [10].

Преподавательская деятельность в КГУ им. К.Э. Циолковского позволяет выделить возможные направления психологической подготовки студентов-бакалавров университета для работы в условиях инклюзивного образования:

1. Развитие личности студентов – будущих педагогов-психологов, социальных педагогов или организаторов работы с молодежью, способных осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Наиболее эффективный путь к толерантному миру лежит через воспитание зрелой, активной, терпимой личности, которая включают в себя ориентацию на общечеловеческие ценности, креативность, независимость суждений, уважительное отношение к чужой точке зрения.

Личностное развитие лежит в основе развития студента как профессионала (И.В. Дубровина), в основе развития его профессионально значимых личностных качеств. Студенты – это молодые люди, как правило, 17-22 лет. Они находятся на том этапе жизненного пути, когда их личность активно формируется.

Специально организованная работа с личностными образованиями (самооценкой, принятием себя и других, эмоциональными характеристиками, установками и др.) – это путь преодоления интолерантных установок в общении с другими людьми, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Активные методы обучения как нельзя лучше способствуют решению проблем, связанных профилактикой интолерантных установок. К ним относят социально-психологические тренинги, игры, групповые дискуссии, упражнения и др. Не последнюю роль играет в этом процессе личность вузовского преподавателя.

2. Включение в содержание курсов психолого-педагогических дисциплин теоретического и практического материала, относящегося к характеристике детей с нарушениями в развитии.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Институт социальных отношений) на кафедре Социальной адаптации и организации работы с молодежью осуществляет подготовку бакалавров и магистрантов (очной и заочной форм обучения) по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Организации работы с молодежью», в ходе которой студенты изучают дисциплины, связанные с проблемой инклюзии и детьми с ОВЗ.

Такие, как: «Технологии работы по социальной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии реализации прав молодежи на образование в инклюзивном пространстве», «Технологии социальной адаптации в инклюзивном образовании»; «Поддержка молодежи с ограниченными возможностями», «Методика воспитательной работы в оздоровительном лагере»; «Основы инклюзивного образования», «Организация социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья», «Дефектология», «Специальная психология», «Технологии работы дефектолога в образовательном учреждении», «Технология социально-педагогической работы с детьми с разными типами нарушенного развития», «Нетрадиционные технологии коррекции детей с ОВЗ», «Арттерапия в работе с детьми с разными типами нарушенного развития», «Практикум волонтерской деятельности в специальном и инклюзивном образовании»; «Практикум по современным информационным технологиям в инклюзивном образовании», «Дефектология», «Научные основы инклюзивного образования», «Основы специальной педагогики и специальной психологии», «Основы логопедии», «Основные направления инклюзивного образования», «Основы дифференциальной социально-психолого-педагогической диагностики», «Технология социально-педагогической работы с детьми с разными типами нарушенного развития», «Социально-психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Социальная адаптация детей с разными типами нарушенного развития в учреждениях интернатного типа» и др.

Кроме того, проведение практик в КГУ им. К.Э. Циолковского осуществляется в учреждениях и организациях, реализующих специальную (коррекционную) и инклюзивную образовательную и воспитательную деятельность.

Таких, как ГКС(К)ОУ КО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Обнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида «Надежда»; ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мещовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»; ГКС(К)ОУ КО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для слабослышащих и позднооглохших детей им Ф.А. Рау г. Калуги»; МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» «Детский сад комбинированного вида» г. Калуги; Научно-исследовательский коррекционно-реабилитационный Центр комплексной социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья КГУ им. К.Э. Циолковского и др.

Осуществляя психологическое сопровождение студентов в период прохождения ими производственной практики, руководитель включает в содержание практики психологические задания, связанные с анализом студентами ситуаций общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ситуаций наблюдения за особенностями проведения занятий в условиях инклюзивного образования.

Работа в условиях инклюзивного образовательного пространства студент-бакалавр во время прохождения практики осуществляет контакт со школьным педагогом-психологом, логопедом, социальным педагогом для обсуждения возможных проблем при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3.Разработка программ спецкурсов, обучающих семинаров для будущих учителей-предметников, которые учитывали бы особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Калужской области.

Целесообразно включить в содержание программы работу с эмоциями, стрессовыми состояниями, формирование коммуникативных навыков, помощь в работе с личностными образованиями и др., а также знакомство с различными методиками обеспечения социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательное пространство массовой школы.

Полезным будет включение в программу подготовки и усвоение методов работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и родителями детей, не имеющих таких ограничений, с целью формирования у тех и других толерантных установок во взаимодействии, терпимости и т.п.

4.Составление учебно-методических пособий по подготовке студентов-бакалавров к работе в условиях инклюзивного образования в Калужской области.

5.Включение в работу Научно-исследовательского коррекционно-реабилитационного центра КГУ им. К.Э. Циолковского мероприятий по формированию психолого-педагогической компетентности студентов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В содержание работы Центра включаются диагностические исследования личностных особенностей студентов университета, индивидуальные консультации, тренинговые занятия.

Приобретя общекультурные и профессиональные компетенции в процессе обучения, бакалавр в сфере инклюзивного образования, сможет работать в образовательном учреждении в качестве тьютора, педагога-психолога, педагога сопровождения.

Магистр должен быть готов к решению профессиональных задач, связанных с организацией, управлением и исследованиями в области инклюзивного образования.

Выпускники магистратуры могут работать руководителями, координаторами по инклюзии, председателями консилиумов в инклюзивных образовательных учреждениях, руководителями ресурсных центров, методистами и специалистами, курирующими развитие инклюзивного образования в системе образования.

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки бакалавров других направлений подготовки, но работающих или собирающихся работать с детьми с ОВЗ, возможно как через двухуровневое обучение в рамках психолого-педагогического направления (бакалавр - магистр), так и через обучение бакалавров или специалистов в магистратуре по направлению «Психолого-педагогическое образование» по основной образовательной программе «Организация инклюзивного образования».

В дальнейшем, в результате самостоятельной работы при наличии установки на самореализацию, через профессиональную деятельность компетентность будет трансформирована в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией.

Только самообразование, саморазвитие, самодвижение личности может обеспечить этот переход. Учебное же заведение может и должно заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, которые станут фундаментом для дальнейшего углубления в теорию и практику реализации инклюзивного обучения детей имеющих ОВЗ.

Следовательно, судьба инклюзивного образования в России во многом зависит от позиции высших учебных заведений, от единой политики в подготовке кадров, работающих с детьми с ОВЗ, от понимания необходимости интеграции научных и методических усилий специалистов общего и специального (коррекционного) образования.

Библиографический список:

1. Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] /Под общей редакцией Е.А. Репринцевой, Е.Н. Российской. – Курск: Изд-во «Мечта», 2013. – 527 с.

2. Артюшенко, Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст]. /Н.П. Артюшенко //Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 57-76.

3. Буслаева, Е.Н. Сопровождение детей с нарушениями в развитии – от раннего вмешательства к инклюзивному образованию. Научные труды КГУ им. К.Э. Циолковского [Текст] /Сборник, Серия Гуманитарные науки, Калуга, Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. – С. 541 – 545.

4. Буслаева, Е.Н., Макарова, В.А., Морозова, В.С., Козлова, Е.Б., Симоненко, П.П., Попова-Бузданова И.А. Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Калужской области. Сборник РГНФ, 2014. – С. 186 - 196.

5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]. – СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

6. ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52142-2003

7. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») [Текст]. /С.В.Алехина; Е.Н.Кутепова; Т.Ю.Сунько, Е.В.Самсонова. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.

8. Дмитриев, А.А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» [Текст]. /А.А. Дмитриев //Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 57-68.

9. Инклюзивное образование в России © Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ). - М.: ООО «БЭСТ-принт», 2011. - 88с., С. 10-11.

10. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник № 65 научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) [Текст]. / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород: 2014. – 448 с.

11. Инклюзия в образовании – комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов заочных региональных педагогических чтений [Текст]. – Вологда, 2014. – 134с.

12. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106) http://base.garant.ru/2565085/

13. Малофеев, Н.Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя [Текст]. /Н.Н. Малофеев //Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 3-17.

14. Малофеев, Н.Н. Школа должна учить ребенка быть независимым: образование детей с ограниченными возможностями [Текст]. /Н.Н. Малофеева //Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 121-125.

15. Молчанова, Г.В. Координирующая роль центра обучения и реабилитации в образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития [Текст]. /Г.В. Молчанова //Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 30-36.

16. Обеспечение права детей с инвалидностью на образование [Текст]: Межрегиональный тематический доклад. — М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. — 52 с.

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

18. Семаго, Н.Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика [Текст]. /Н.Я. Семаго //Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-9.

19. Соловьева, Т.А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе [Текст]. /Т.А. Соловьева //Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 23-29.

20. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии [Текст]. /Е.В. Клочкова //Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 1-18.

21. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

22. Хохлова, Н.А. Социальная адаптация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования [Текст]. /Н.А. Хохлова //Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 37-43.

Наши рекомендации