Конспект занятия по ознакомлению окружающим и природой, развитию речи

Уточнение значений таких слов, как паровоз, электровоз, вагоново-окатый.

2. Научить детей отвечать на вопросы кратко и раз­вернуто.

Материал для занятия. Предметные кар­тинки.

Ход занятия.

— Дети, чтобы быстро попасть из одного места в другое, мы пользуемся разными машинами. На этих ма­шинах можно переехать из одного города в другой, по нашему городу мы тоже ездим на разных машинах. Се­годня мы рассмотрим несколько таких машин, но только на картинках. (Логопед вешает на доску картинку, на которой нарисован трамвай.)

— Кто знает, как называется эта машина? — Это трамвай.

— Правильно, Сережа. Это трамвай. (Вывешивается другая картинка, вопрос повторя­ется.)

— Это поезд.

— А ты, Саша, что хотел сказать?

— Это паровоз.

— Правильно, дети. Это поезд. Впереди у поезда па­ровоз, а за паровозом вагоны. Кто запомнил, что у поезда впереди?

— Впереди у поезда паровоз. — А что за паровозом?

— За паровозом — вагоны.

-— Правильно, дети, хорошо запомнили. А знаете ли! вы, кто управляет этими машинами?

После такого обобщенного вопроса, который относится ко всем машинам, логопед задает еще ряд конкретных вопросов:

— Электровозом кто управляет?

— Машинист.

— А кто водит трамвай?

— Вагоновожатый.

— Водитель трамвая.

— Кто ведет паровоз?

— Паровоз ведет машинист.

— Теперь мы внимательно рассмотрим первую картинку. Подумайте и назовите все части трамвая, кто ка­кие знает?

— Я знаю двери.

— Правильно. У трамвая есть двери. А как можно сказать про форму дверей, какие они?

— У трамвая двери прямоугольной формы.

— А как мы назовем эти двери, кто знает? (Логопед доказывает на передние двери.)

— Это передние двери.

— А какие еще есть двери у трамвая?

— Задние двери.

— Правильно. А еще какие части трамвая вы знаете?

— Я вижу колеса.

— Правильно, это колеса. (Логопед показывает указкой на все, что называют дети.) А что можно сказать про колеса?

— У трамвая много колес.

— У трамвая круглые колеса.

— У трамвая металлические колеса.

— А что вы еще заметили? Что еще есть у трамвая?

— Я заметил окна.

— А я вижу кабину.

— Да, у трамвая есть окна. Вот они. А это кабина. — Еще дуга есть, наверху.

Чтобы перейти к следующему вопросу, логопед обводит указкой корпус трамвая и говорит:

— А вот это называется корпус. Корпус прямоуголь-формы. А какой фо:рмы другие части?

— Окна квадратной формы.

— А двери прямоугольные.

— Кто скажет о колесах?

— Колеса круглой формы.

- Все ответили правильно. Только вы еще не рассказали о дзете машин и их частей.

Дети называют цвет паровоза, вагонов, электровоза, дверей, колес и т. д.

Затем логопед подводит детей к элементарному сравнению. Дети находят одинаковые части у паровоза, |мнля, вагонов (корпус, окна, колеса, двери). Для на­ция отличий можно задать примерно такой вопрос:

- А что есть у трамвая такое, чего нет у паровоза?

- У трамвая есть дуга, а у паровоза — нет.

— А теперь я задам вам трудный вопрос. Кто знает, куда можно ездить на этих машинах?

— На трамвае ездят на работу.

— Еще можно ездить в кино.

— Можно в тести ездить на трамвае.

— На поезде можно поехать в деревню. Логопед обобщает высказывания детей.

— Правильно, дети, на этих машинах можно ездить на работу, в кино, в гости, в деревню и в другие места. Все эти машины вместе называют одним словом — транс­порт. Поезд, трамвай и электропоезд ходят по рельсам. Вы, наверное, слышали, как говорят: «Поезд идет! Трамвай идет!»

Вопрос о том, куда можно поехать на этих машинах, можно задать в том случае, если дети уже подготовлены! к ответам по представлению. Для ответа на него вызыва­ются дети с более высокими возможностями пользования самостоятельной речью.

На примере этого конспекта четко прослеживается постепенное нарастание требований к речи детей в рам­ках одного занятия. Так, в начале занятия дети, опираясь на наглядный материал и конкретные вопросы логопеда, отвечают кратко, одним, двумя словами: «Это трамвай», «Это поезд». Далее логопед требует разверну­тых ответов: «У трамвая круглые колеса». И в конце за­нятия задаются вопросы отвлеченного характера, при ответе на которые дети частично опираются на представления: «На трамвае можно ездить на работу (в кино, в гости)».

Благодаря систематическим, ежедневным упражне­ниям в начале второго квартала дети уже способны не только отвечать без заикания одним словом или фразой, но и давать несколько вариантов ответа на один вопрос. Чтобы обеспечить достаточную упражняемость детей и! правильной речи при использовании предметных картав нок, планируется подробное (детальное) рассматривание всех предметов, их частей, знакомство с назначением! предметов, их качествами, действиями и т. д. Такие занятия могут проходить при большой активности детей лишь в том случае, если заикающиеся осознанно работают над речью. Для этого следует постоянно воспитывать! у детей умение быть внимательными к речи логопеда и своих товарищей, уметь, имея достаточный словарный запас, быстро формулировать фразы, удерживать в па­мяти ранее сказанное.

Наши рекомендации