Конспект занятия по развитию речи

Тема занятия. Рассматривание картины «Кош­ка с котятами».

Цель занятия. Упражнять детей в построении распространенных ответов с называнием характерных признаков внешнего вида кошки и котят, их действий. Придумать клички.

Материал для занятия. Картина (рис. 10).

Ход занятия.

Логопед сообщает детям о том, что они будут рассматривать картину, и просит отвечать под­робно на все вопросы; вопросы к детям сопровождаются показом.

— Кто нарисован на картине?

— На картине нарисована кошка.

— Вы показали кошку на картине.

— Кто это?

— Это маленький серый котенок. — А это?

— Это черный с белыми полосками котенок.

— Как сказать про всех вместе, кто здесь нарисован? -— На картине нарисована кошка и котята.

— Сколько кошек и сколько котят?

— На картине одна кошка и три котенка.

— Теперь давайте посмотрим, чем они занимаются. Кто расскажет про кошку?

Это занятие доступно по речевым возможностям в конце вто­рого — начале третьего квартала.

— Кошка лежит на ковре.

— Кто скажет подробнее?

— Кошка лежит на полосатом ковре и смотрит.

— Правильно, а кто придумал иначе?

— Кошка лежит и смотрит на своих котят.

— А что делает серый котенок?

— Серый пушистый котенок пьет молоко.

— Как можно сказать по-другому?

— Серый котенок не пьет, а лакает молоко.

— Вы забыли рассказать, откуда он лакает молоко.

— Серый котенок лакает молоко из блюдца.

— Чем занимается рыжий котенок?

— Рыжий котенок играет нитками (клубками).

— Какими нитками играет котенок?

— Рыжий котенок играет разными нитками.

— Рыженький котенок играет с белыми и голубыми

клубками.

— Что же делает этот котенок?

— Этот черный с белым котенок лежит около кошки.

— Этот пестрый котенок 'спит около кошки.

— Вы очень хорошо рассказываете: все говорите подробно и по-своему. Давайте посмотрим: что есть у

кишки?

— Это у кошки туловище. А это голова у кошки.

— А это хвост пушистый.

— Кто знает, что это?

— Это усы (рот, нос, глаза и т. д.).

— А что мы еще забыли назвать у кошки?

— Мы забыли назвать лапки.

— Сколько их у кошки?

— У кошки четыре лапки.

Аналогично рассматриваются котята, а потом прово­дится сравнение кошки и котят по размеру («Да, у кош­ки все большое: и хвост, и голова, и туловище, и лапы, а у котят все маленькое»).

— А кошек, дети, зовут по-разному. Давайте приду­маем, как зовут наших кошку и котят.

— Кошку зовут Мурка.

— Нет, лучше назвать Барсик.

— Дети, Барсиком зовут кота, а кошку лучше на­звать Мурка. А как мы назовем котят?

— Серого котенка можно назвать Пушок, потому что он пушистый.

— А рыжего очень просто, его надо назвать Рыжик.

— А черного с белым назовем Пеструшка.

— А я еще придумал: можно называть Полосочка, по­тому что у него есть полосочки.

Логопед подводит итог:

— На картине мы рассмотрели кошку и котят. Кош­ка — домашнее животное. Она приносит пользу челове­ку. Кошка ловит мышей. Поэтому человек держит ее у себя дома, кормит, заботится о ней.

Если останется время, а дети еще не очень утомились, можно подробно рассмотреть корзиночки, в которых ле­жат нитки, скамейку, на которой стоит корзиночка, и блюдечко, из которого котенок лакает молоко.

Большое внимание уделяется обучению детей расска­зыванию. Во втором квартале дети на занятиях развития речи уже составляли рассказы по вопросам логопеда. В третьем квартале этот вид упражнений используется широко и многообразно. Развивая навыки пользования самостоятельной контекстной речью, логопед упражняет заикающихся в составлении рассказов без наглядной опоры, выходя за рамки изображенного на картине дей­ствия. Отвлечение от наглядной опоры способствует раз­витию контекстной речи. Теперь от детей требуется по­фантазировать. Надо придумать, что было раньше или будет позже изображенно на картине действия. И не только придумать, но и понятно рассказать об этом ок-ружающим. Для этого вида упражнений надо подбирать картины не статичные, а с изображением действия, т. е. когда дети обедают, моют руки, лепят и т. д. Сначала заикающиеся рассказывают отом, что изображено на картине, а потом отвечают на вопросы, выходящие за пределы рисунка. Например, логопед говорит:

— На (Этой картине изо­бражено, как дети обедают. Интересно, что они делали до обеда? А что они будут делать после обеда?

Или рассматривается картина «Чья лодочка?» На ней нет ребенка, который пустил лодочку по воде. А Таня стоит и с удивлением смотрит на плы­вущую лодочку. В данном случае заикающиеся постав­лены в такие условия, когда им нужно придумать начало к тому, что изображено на картине. Разные варианты ответов убеждают в готовности детей отвлечься от конк­ретного, наглядного материала и правильно сформули­ровать ответ на вопрос. Сначала они придумывают еди­ничные фразовые ответы, а затем переходят к построе­нию целого рассказа без опоры на картину.

В результате постоянной работы речевые навыки до­стигают такого уровня, когда дети легко, без заикания подробно рассказывают о содержании картины, точно подбирают фразы, логично строят рассказ.

К этому времени детей уже не удовлетворяет простое слушаниерассказов товарищей. Они активно задают вопросыдруг другу. Но и этот вид работы вводится постепенно.(Начала логопед только некоторым детям, имеющим самые высокие навыки пользования самостоятельной речью, предлагает задавать вопросы, а затем привлекаются остальные.

На занятиях по развитию речи дети учатся псрсска зывать прочитанные тексты. Сначала пересказ проводит ся по вопросам логопеда, а затем без вопросов. Для пе­ресказа используются короткие рассказы Л. Н. Толстого, К- Д. Ушинского и позже сказки. Дети слушают два раза произведение, затем отвечают на вопросы логопеда. С помощью вопросов и ответов восстанавливается содер­жание. Такая работа необходима для восстановления в памяти всего рассказа, для установления последователь­ности развития действия и для построения фраз. Отвечая на вопросы логопеда, как и в предыдущих видах работы с картиной, дети в ответах используют слова и фразы текста. Позже они самостоятельно пересказывают всс произведение.

Работа над пересказом литературных произведений с заикающимися детьми отличается от такого же вида ра­боты в обычном детском саду. Наибольшие отличия от­носятся к начальному этапу работы, т. е. когда впервые вводится пересказ. С заикающимися пересказ текста нужно 'проводить целиком по вопросам логопеда, тогда как в массовом детском саду дети пересказывают худо­жественные произведения самостоятельно и при переска­зе им задается один-два вопроса для того, чтобы напом­нить 'последовательность. Но и это делается в группах предыдущей возрастной ступени. С заикающимися деть­ми можно подходить к этому этапу лишь тогда, когда у них появится возможность пересказывать без заикания все содержание текста.

Целесообразно использовать и такой вид работы над текстом, как развертывание рассказа. Для этого подби­рается короткий рассказ и читается детям целиком. Ло­гопед ставит перед ребятами цель — сделать этот рас­сказ большим интересным, чтобы его было приятно слушать. Вновь читается первая фраза рассказа и пред­лагается передать то же самое, но подробнее и по-разно­му: «Пришла весна», «Пришла ранняя весна», «Пришла солнечная весна», «Наступила теплая весна», «Наступи ла радостная весна» и т. д. Дети одновременно с развер­тыванием фразы упражняются в различных варианта;; построения ее. Этот вид работы над речью способствует развитию мышления, умению производить отбор необхо­димого речевого материала, учитывать ответы товари­щей, не повторяться и т. д.

На всех видах занятий широко используются такие приемы, как сравнение предметов и анализ работ.

В третьем квартале вводится еще один вид работы для усложнения самостоятельной речи: развитие умения давать ответы рассуждающего характера. Детям зада­ются вопросы, отвечая на которые они объясняют неко­торые причинно-следственные связи. Цель этих упражне­ний состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно мыслить (делать выводы, объяснять, рассуждать), т. е. добиваться более сложной речи без заикания. Вопросы, как правило, начинаются со слов почему, зачем, для че­го. (Для чего зайцу нужна теплая шуба? — Чтобы ему зимой было тепло.) Сначала на такие вопросы дети отве­чают очень кратко, а затем переходят к подробному объ­яснению, рассуждению.

— А почему заяц зимой белый?

— Чтобы его лиса не заметила на белом снегу.

— А что может случиться, если заяц зимой останется серым?

— Его быстро заметит лиса. Она поймает зайца и съест.

— Еще волк может быстрее заметить зайца, если он будет серый.

— И охотник тоже быстрее увидит серого зайца.

В третьем квартале заикающиеся знакомятся с но­вым видом занятий — беседой. В беседе речь детей опи­рается на их собственные представления, которые накап­ливаются постепенно на различных занятиях и вне их. Как и в массовом детском саду, беседе должна предше­ствовать определенная подготовительная работа. Цель беседы — подвести итог знаниям, уточнить некоторые понятия, обобщить накопленное в определенные катего­рии (времена года, животные, птицы и т. д.), сделать до­ступные пониманию детей выводы.

Как и в обычном детском саду, беседе может пред­шествовать экскурсия (ее проводит воспитатель по согла­сованию с логопедом), рассматривание одной или не­скольких картин, чтение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, стихов)", ежедневные наблюдения во время прогулок, изображение изучаемых предметов на занятиях по рисованию, лепке, апплика­ции. Когда у детей знаний по теме накоплено достаточ­но, можно проводить беседу.

Наши рекомендации