Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Тема: «Есть у нас стеклянный дом, поселились рыбки в нем»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель:Закрепить представления детей об аквариуме как месте обитания рыб.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

· Развивать знания детей о характерных признаках обитателей аквариума, их внешнем виде, и образе жизни.

· Активизировать познавательную деятельность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

· Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

· Воспитывать бережное отношение к природе, чувство заботы и желание ухаживать за рыбками.

Образовательная область «Речевое развитие»:

· Расширять и уточнять словарь по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя, аквариум, песок, камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться; золотой, проворный, большой, маленький, красивый).

· Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, внимание, артикуляционную моторику.

· Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Образовательная область «Физическое развитие»:

· совершенствовать мелкую моторику кистей и пальцев рук;

· предупреждать нарушение осанки детей и зрительное переутомление путём выполнения специальных упражнений.

Материалы и оборудование:

Аквариум с рыбками, предметные картинки с изображением аквариумных рыбок.

Ход НОД:

Организационный момент

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы – знаменитые пловцы (аквариум)

- Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать какой сюрприз?

- Да.

- Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта…

- Золотая.

- Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А написал сказку «Золотая рыбка» Александр Сергеевич Пушкин.

- А где жила золотая рыбка в сказке?

- В море – океане.

- Правильно. Ну, раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа – диалог.

Педагог снимает ткань с аквариума и позволяет детям 20 – 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

- Кто это?

- Золотая рыбка.

- Как вы догадались?

- Она оранжевая, золотая, как в сказке.

-Что делает золотая рыбка?

- Она плавает.

- Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку.

- Она больше улитки. Она большая.

- Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

- Золотая рыбка красивая, проворная.

- Правильно, вот как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. Из каких частей состоит тело рыбки?

-У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники.

- Ребята, посмотрите, на голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Что ещё вы видите на голове у рыбки?

- У рыбки красивые золотистые глаза и небольшой рот.

- Тело золотой рыбки покрыто чешуей. На что похожи чешуйки?

- Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. - Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

- Чтобы плавать.

- Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники», повторите их. А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?

- Да, они опускаются и поднимаются.

-Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?

- Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.

- Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке).

- Чем мы кормим наших рыбок? Сколько корма нужно им давать? Как они едят? Что мы ещё делаем, чтобы рыбкам у нас хорошо жилось? (Чистим аквариум, доливаем свежую воду.)

-А пока рыбка кушает, давайте немного отдохнем и выполним упражнение «Рыбки».

-Закройте глаза, сейчас, я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой и вы превратитесь в золотых рыбок.

Игра малой подвижности с элементами психогимнастики «Что видела золотая рыбка?»

(детям раздаются разноцветные шёлковые ленты для имитации движения плавников, включается спокойная музыка, под которую дети «плавают»).

Рыбонька-рыбка, золотой хвостик! Где ты бывала, что ты видала Дети «плывут» по кругу  
«Плавала я в речке, плавала в пруду. Закручивают руками вперед – назад. Приседают, крутя туловищем.  
Видела я камешки, тинушку-траву. Приседают и стучат по полу кулачками.
Видела улиток, водоросль траву. Сначала идут на корточках, затем медленно встают и качаются словно водоросли.
И красивых рыбок, лилии в пруду! «Плавают» по группе.

Игра с мячом «Назови ласково».

Педагог приглашает детей встать на ковер.

-Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч, и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

Рыба – рыбка, трава – травка, улитка – улиточка, вода – водичка, песок – песочек, ракушка – ракушечка, лист – листочек, камень – камушек.

Игра «Аквариум».

Педагог приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

- Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

- Сосчитайте всех рыбок.

- А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

(Дети отвечают на вопросы).

Игра «Четвертый лишний».

Педагог помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку.

Зрительная гимнастика «Весёлые рыбки»

(дети следят за движением рыбки прикрепленной к тонкой палочке).

Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз.
То сожмутся, Глаза зажмурить.
Разожмутся, Глаза открыть.
То зароются в песке. Круговые вращения глазами.

Пазлы «Аквариумные рыбки».

Педагог раздает детям пазлы, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

- А теперь разберите картинки, перемешайте пазлы и снова сложите изображения.

Дети выполняют задание.

Педагог предлагает детям продолжить предложение. «У рыбки есть…». Каждый играющий называет один признак.

Наши рекомендации