Конспект занятия по ознакомлению окружающим и природой, развитию речи
Уточнение значений таких слов, как паровоз, электровоз, вагоново-окатый.
2. Научить детей отвечать на вопросы кратко и развернуто.
Материал для занятия. Предметные картинки.
Ход занятия.
— Дети, чтобы быстро попасть из одного места в другое, мы пользуемся разными машинами. На этих машинах можно переехать из одного города в другой, по нашему городу мы тоже ездим на разных машинах. Сегодня мы рассмотрим несколько таких машин, но только на картинках. (Логопед вешает на доску картинку, на которой нарисован трамвай.)
— Кто знает, как называется эта машина? — Это трамвай.
— Правильно, Сережа. Это трамвай. (Вывешивается другая картинка, вопрос повторяется.)
— Это поезд.
— А ты, Саша, что хотел сказать?
— Это паровоз.
— Правильно, дети. Это поезд. Впереди у поезда паровоз, а за паровозом вагоны. Кто запомнил, что у поезда впереди?
— Впереди у поезда паровоз. — А что за паровозом?
— За паровозом — вагоны.
-— Правильно, дети, хорошо запомнили. А знаете ли! вы, кто управляет этими машинами?
После такого обобщенного вопроса, который относится ко всем машинам, логопед задает еще ряд конкретных вопросов:
— Электровозом кто управляет?
— Машинист.
— А кто водит трамвай?
— Вагоновожатый.
— Водитель трамвая.
— Кто ведет паровоз?
— Паровоз ведет машинист.
— Теперь мы внимательно рассмотрим первую картинку. Подумайте и назовите все части трамвая, кто какие знает?
— Я знаю двери.
— Правильно. У трамвая есть двери. А как можно сказать про форму дверей, какие они?
— У трамвая двери прямоугольной формы.
— А как мы назовем эти двери, кто знает? (Логопед доказывает на передние двери.)
— Это передние двери.
— А какие еще есть двери у трамвая?
— Задние двери.
— Правильно. А еще какие части трамвая вы знаете?
— Я вижу колеса.
— Правильно, это колеса. (Логопед показывает указкой на все, что называют дети.) А что можно сказать про колеса?
— У трамвая много колес.
— У трамвая круглые колеса.
— У трамвая металлические колеса.
— А что вы еще заметили? Что еще есть у трамвая?
— Я заметил окна.
— А я вижу кабину.
— Да, у трамвая есть окна. Вот они. А это кабина. — Еще дуга есть, наверху.
Чтобы перейти к следующему вопросу, логопед обводит указкой корпус трамвая и говорит:
— А вот это называется корпус. Корпус прямоуголь-формы. А какой фо:рмы другие части?
— Окна квадратной формы.
— А двери прямоугольные.
— Кто скажет о колесах?
— Колеса круглой формы.
- Все ответили правильно. Только вы еще не рассказали о дзете машин и их частей.
Дети называют цвет паровоза, вагонов, электровоза, дверей, колес и т. д.
Затем логопед подводит детей к элементарному сравнению. Дети находят одинаковые части у паровоза, |мнля, вагонов (корпус, окна, колеса, двери). Для нация отличий можно задать примерно такой вопрос:
- А что есть у трамвая такое, чего нет у паровоза?
- У трамвая есть дуга, а у паровоза — нет.
— А теперь я задам вам трудный вопрос. Кто знает, куда можно ездить на этих машинах?
— На трамвае ездят на работу.
— Еще можно ездить в кино.
— Можно в тести ездить на трамвае.
— На поезде можно поехать в деревню. Логопед обобщает высказывания детей.
— Правильно, дети, на этих машинах можно ездить на работу, в кино, в гости, в деревню и в другие места. Все эти машины вместе называют одним словом — транспорт. Поезд, трамвай и электропоезд ходят по рельсам. Вы, наверное, слышали, как говорят: «Поезд идет! Трамвай идет!»
Вопрос о том, куда можно поехать на этих машинах, можно задать в том случае, если дети уже подготовлены! к ответам по представлению. Для ответа на него вызываются дети с более высокими возможностями пользования самостоятельной речью.
На примере этого конспекта четко прослеживается постепенное нарастание требований к речи детей в рамках одного занятия. Так, в начале занятия дети, опираясь на наглядный материал и конкретные вопросы логопеда, отвечают кратко, одним, двумя словами: «Это трамвай», «Это поезд». Далее логопед требует развернутых ответов: «У трамвая круглые колеса». И в конце занятия задаются вопросы отвлеченного характера, при ответе на которые дети частично опираются на представления: «На трамвае можно ездить на работу (в кино, в гости)».
Благодаря систематическим, ежедневным упражнениям в начале второго квартала дети уже способны не только отвечать без заикания одним словом или фразой, но и давать несколько вариантов ответа на один вопрос. Чтобы обеспечить достаточную упражняемость детей и! правильной речи при использовании предметных картав нок, планируется подробное (детальное) рассматривание всех предметов, их частей, знакомство с назначением! предметов, их качествами, действиями и т. д. Такие занятия могут проходить при большой активности детей лишь в том случае, если заикающиеся осознанно работают над речью. Для этого следует постоянно воспитывать! у детей умение быть внимательными к речи логопеда и своих товарищей, уметь, имея достаточный словарный запас, быстро формулировать фразы, удерживать в памяти ранее сказанное.