Художественная обработка разных материалов
Тема:ВЫШИВАНИЕ
План:
1.Из истории вышивки.
2.Виды швов и их назначение.
3.Применение вышивки в детском саду.
1.Из истории вышивки.
2.Виды швов и их назначение.
Шов «вперед иголку» выполняют справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными.
В вышивке этот шов используют как вспомогательный (для настила, прокладки контура) и как самостоятельный, декоративный. Нитками разных цветов этим швом можно создавать интересные узоры (в основном геометрические).
При выполнении шва сначала в одном , а потом в обратном направлении получается непрерывная линия стежков. Этот вид шва называется «шов вперед иголку в два приема». Швом «вперед иголку» можно заполнять участки ткани в горизонтальном и вертикальном направлениях, образуя интересные наборы.
Шов «назад иголку» выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят ее с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки имеют равную длину. Швом «назад иголку» можно образовать шов «строчка», он напоминает машинную строчку. Швы «назад иголку» и «строчка» используют для вышивания узоров и настилов.
Стебельчатый шов. Стебельчатым швом можно вышивать на материале любого типа и лучше слабо кручеными нитками (ирисом, мулине, хлопчатобумажными). Этим швом обычно вышивают стебельки цветов, откуда он и получил свое название.
Вышивают на указательном пальце левой руки: игла двигается вперед от работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя-тремя последовательными стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперед, иглу вкалывают в ткань на расстоянии 2-3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону, вплотную к предыдущему стежку.
Затем снова, отступив на такое же расстояние от предыдущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с изнаночной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую сторону ткани. Величина стежка зависит от толщины ниток. Стебельчатый шов красив тогда, когда все стежки одинаковой длины и натяжение нитки равномерное.
Петельный шов используют при обработке петель, откуда он и получил свое название.
Петельный шов выполняют на любой материи сильно кручеными нитками. Состоит он из отдельных петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нитка при этом всегда остается под иглой. Рабочую нитку протягивают через ткань равномерно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли, что портит вид вышивки. Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то получится прочный край и контурная линия при этом образует вид шнура. Если петлеобразную сторону располагать внутри рисунка, стежки образуют отдельные лучи. Стежки можно вышивать разной длины: расположенные симметрично, они образуют своеобразный узор.
Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации. Этот шов может быть использован в сочетании с другими швами и образовывать с ними узор.
Шов «козлик»выполняют между двумя параллельными линиями слева направо, игла при этом повернута всегда острым концом налево. Ткань придерживают в натянутом положении на указательном пальце левой руки. Нитку закрепляют двумя последовательными стежками в нижнем ряду, затем делают иглой прокол с лицевой стороны в верхней линии справа налево. Образуется стежок. И снова прокол на нижней линии. С левой стороны образуются пересекающиеся параллельные строчки, напоминающие шов вперед иголку.
Шов тамбур состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из середины предыдущей, связывая их в рисунок. Общий вид тамбурного шва напоминает ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных к ткани.
Выполнение тамбурного шва несложно. Иглу вводят в ткань вертикально сверху вниз, делают стежок. Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягивают и, придерживая слегка петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нитку. Следующий стежок делают из предыдущего стежка.
3.Применение вышивки в детском саду.
Тема:АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ
План:
1.Оформление изделий аппликацией из ткани.
2.Материалы и оборудование.
3.Способы соединения деталей.
1.Оформление изделий аппликацией из ткани
Аппликация из ткани является разновидностью вышивки как широко распространенного вида декоративно-прикладного искусства. Аппликация из ткани состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укрепить куски другой ткани путем пришивания или приклеивания.
2.Материалы и оборудование.
Материалом служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр, замша.
Оборудование составляют иголка с ниткой, большие и маленькие ножницы, пяльцы, булавки, наперсток. Клей подойдет синтетический, ПВА, БФ-2 либо мучной или крахмальный клейстер.
При наклеивании деталей клеем намазывается фон. При пришивании детали сначала прикрепляются к фону булавками, затем пришиваются петельным швом. Есть и другой способ: под ткань, из которой вырежется форма, подкладывают полиэтиленовую пленку. На фон кладется форма из полиэтилена, сверху – деталь из ткани, затем всё это проглаживают утюгом. Мелкие части можно выполнить вышивкой.
Применение подобная аппликация находит в предметах домашнего обихода: портьерах, скатертях, салфетках, детских ковриках, подушках, фартуках, грелках, детской и кукольной одежде и др.
Аппликация из ткани может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Фоном для аппликации может быть шелк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, редина, мешковина предпочтительно пастельных тонов. Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация.
Ткань и нитки можно окрасить. Чтобы при вырезании изображения и обшивке края ткань не осыпалась, ее крахмалят: ситец, сатин, бумазею, полотно - жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шелк, батист, кружева, синтетические ткани - желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают. Гладить нельзя!
Для выполнения аппликации нужна писчая бумага для эскизов и копировальная бумага для переведения эскиза на фон.
Оборудование: ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, наперсток, пяльцы.
Аппликацию из ткани начинают с выполнения эскиза общего вида вещи, устанавливают размер аппликации, где и как она будет размещаться. Элементы аппликаций должны быть стилизованными.
Эскиз делают в двух экземплярах. Один разрезается и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля правильного расположения элементов. Элементы надо вырезать из соответствующих кусков ткани. Для этого бумажные выкройки накладывают на материю, прикрепляют к ней булавками или приметывают, затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую. Если одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то ткань тоже сложить в несколько раз. Кроить фигуры надо по долевой нити, иначе они растянутся. Вырезанные фигуры раскладывают на фоне в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур.
3.Способы соединения деталей.
Закрепляется ткань двумя способами: пришиванием и приклеиванием.
Пришивать можно по-разному: все вырезанные формы приметывают на фоне. Если аппликация сложная, с большим количеством деталей, то приметывание делают по частям, по мере выполнения аппликации.
Приметанные фигуры обшивают по краям катушечной ниткой, мелкими частыми стежками. Стежки кладут косые, тогда легче прихватываются выбившиеся из материала концы нити. Края аппликации можно обшить разными способами: шнуром подходящей толщины и цвета ( шнур пришивают сначала с одной, а потом с другой стороны), цветной пряжей, швами «петельным», «тамбурным», «веревочкой»; гладью, на швейной машине.
Второй способ – приклеивание. Он более быстрый, чем пришивание, применяется при изготовлении картин, ковриков, панно или вещей, не подлежащих стирке.
Клеящие составы: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2, ПВА. На фоне аккуратно проклеивается то место, куда будет накладываться заготовленная форма (сама форма не проклеивается). Готовая форма придавливается тряпочкой от середины к краям.
Второй способ: под ткань, из которой будут вырезать форму, подкладывают один слой полиэтиленовой пленки и одновременно вырезают нужную форму. На фон кладут полиэтиленовую форму, на нее – деталь из ткани, после чего проглаживают горячим утюгом.
Аппликация может быть плоскостной и рельефной. Чтобы получить рельефное изображение, под вырезанные фигуры подкладывают вату, тряпочки, поролон. Рельефная аппликация красива, но ее труднее чистить, стирать. Она деформируется от стирки и чистки.
Практическая работа:Изготовление изделий, оформленных аппликацией из ткани (декоративное панно, салфетки, прихватки).
Задание на дом:циркули, бумагу, ножницы.
Задания для самопроверки:
1.Из каких материалов выполняют аппликацию из ткани?
2.Назовите виды аппликации.
3.Назовите способы закрепления деталей на ткани.
Ответы:
1.Материалом служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр, замша.
2.Аппликация из ткани может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
3.Закрепляется ткань двумя способами: пришиванием и приклеиванием.
Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.
Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 1998г.
Тема:МАКРАМЕ
План:
1.История возникновения макраме. Макраме - узелковое плетение.
2.Материалы, приспособления, инструменты.
3.Плетение в три, четыре, восемь прядей.
4.Основные узлы (простой, петельный, двойной плоский и др.).
5.Использование искусства макраме в ДОУ.
1.История возникновения макраме. Макраме - узелковое плетение.
Узелковое плетение – макраме, на протяжении тысячелетий использовалось людьми для создания одежды, добывания пищи и даже помогло придумать узелковую письменность. Позже мореплаватели довели до совершенства это ремесло, а женщины средневековья сумели придать ему изысканность и тонкость, подняв до уровня прикладного искусства. Таким мы и получили это наследство с коротким названием «макраме». Современные умельцы, овладев узелковым плетением, продолжают развивать и совершенствовать это искусство. Казалось бы, серые унылые веревки, бумажный безликий шпагат, плоская тесьма, бельевая веревка и вдруг весь этот будничный материал оживает под руками мастера и удивляет изысканной игрой светотени, своеобразной фактурой и совершенством форм. Чтобы овладеть этим древнейшим из рукоделий, кроме желания нужны увлеченность, терпение, немного выдумки и фантазия.
2.Материалы, приспособления, инструменты.
Для плетения используют самые разнообразные нити и веревки: льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, сизалевые. Мелкие вещи плетут из суровых нитей, кордовой рыболовной лески, мулине, «ириса», сутажа. Для крупных изделий берут бельевую веревку, бумажный шпагат, шторный шнур.
Чем сильнее скручены нити, тем больше они подходят для плетения: узлы получаются четкими, рельефными, изделия из них не деформируются.
Слабо скрученные ворсистые нити в процессе работы лохматятся, и узлы из них получаются с невыразительной фактурой. Подобные веревки нашли применение в другом: из них делают объемные плетеные игрушки-сувениры, настенные панно-портреты, панно-пейзажи с самой разнообразной фактурой: гладкой, рельефной и ворсистой одновременно.
Инструмент для макраме прост. Его совсем немного: подушка для плетения, булавки с большими головками, ножницы, сантиметровая лента, тонкий и толстый вязальные крючки для протягивания нитей в сложных узорах и спица или шило для развязывания неправильно затянутых узлов. Иногда требуются небольшие струбцины, грузики для вытягивания плетеных изделий.
3.Плетение в две, четыре, восемь прядей.
Плетение изделий начинается с нарезки нитей определенной длины, которую следует определить по изготовленному для этого образцу. Нити для плетения следует прикрепить к основе-несущей нити, которая может быть из тонкой или толстой веревки, пучка нитей. Основой обвязывают подушку и навешивают на нее нити для плетения. Иногда можно обойтись и без основы, достаточно сложить нити вдвое и каждую приколоть за сгиб булавками. Если же вещь громоздкая, то основой может служить деревянная рейка.
Определенное количество нитей, набранные на основе называют наборным рядом. Существует несколько способов набора. Вот один из них: сложить нить пополам, положить основу петлей вверх, перегнуть петлю назад за основу, продеть в петлю два конца нити и затянуть ее, потянув оба конца вниз.
Узлы из двух нитей.Если узлы выполняют из двух нитей, то нить, вокруг которой завязывают узлы, называется узелковой, а которой работают – рабочая. Функции их могут меняться. Узелковая нить при плетении укорачивается медленнее, чем рабочая, при одних и тех же условиях.
4.Основные узлы (простой, петельный, двойной плоский и др.).
Петельный узел. В зависимости от того, какая нить выбирается в качестве основной-левая или правая, узел может быть левым или правым. Для его выполнения закрепить на основе веревку длиной 80 см, перепустив концы на 20 см (правый) и на 60 см(левый). Натянуть правой рукой правую нить и левой рукой положить на нее левую нить, обогните узелковую и вытяните рабочую нить из под узелковой поверх рабочей – получится узел. Продолжая плести таким образом цепочка закрутится по спирали.
Двойной плоский. Древние лекари пользовались им при перевязывании ран или переломов; моряки связывали им тросы. Им связывали концы туники на плече. Для его выполнения потребуется две нити по 50 см каждую из которых необходимо приколоть за конец к подушке. 1-ю свободную нить расположить на подушке горизонтально (слева направо) и наложить на нее 2-ю, обогнуть ею 1-ю и опустить 2-ю вниз-получилась половина узла. Снова положить горизонтально 1-ю нить (справа налево), наложить на нее 2-ю нить, обогнуть ею 1-ю и опустить вниз 1-ю нить Взять две левые нити в левую руку, две правые-в правую и затянуть узел по горизонтали, разведя руки в противоположные стороны.
Узел «фриволите». Так называется узел, пришедший из челночного кружевоплетения. Один узел «фриволите» состоит из двух петельных узлов, и в зависимости от того, правый он или левый зависит и его название. Затянуть на основе метровую нить, перепустив концы на 20 см правый и на 80 см левый. Натяните правой рукой короткий конец и выполните левой рукой рабочей нитью левый петельный узел. Затем завести рабочую нить под узелковую и выполнить второй левый петельный узел: обогните узелковую нить снизу вверх и вытяните из-под рабочей.
Репсовый узел. Это один из самых популярных узлов. Он состоит из двух петельных узлов. Репсовый узел называют горизонтальным, диагональным или вертикальным в зависимости от положения узелковой нити. Для горизонтального репсового узла закрепляют на основе 4 нити длиной по 1 м, сложенные пополам. Положить крайнюю левую нить горизонтально слева направо поверх всех остальных-рабочих. Заколоть место сгиба узелковой нити булавкой и натяните ее правой рукой. Левой возьмите соседнюю левую нить-рабочую, перебросьте ее поверх узелковой налево и вытяните снизу. Образовалась половина узла. Чтобы закончить узел, эту же рабочую нить поднимите кверху, перебросьте поверх узелковой и вытяните через образовавшуюся снизу петлю. Получилось два петельных узла. Подтяните их друг к другу и уровняйте – репсовый узел готов. Следующие узлы завязываются поочередно каждой рабочей нитью, плотно их подтягивая.
5.Использование искусства макраме в ДОУ.
Использование искусства макраме в детском саду позволяет не только организовать интересное занятие, но и способствовать развитию памяти, пространственного мышления, развития мелкой моторики, развития речи.
Задание на дом:изготовление плетеных украшений.
Задания для самопроверки:
1.Что такое «макраме»?
2.Какие нити и веревки используют для плетения?
3.Назовите инструменты для макраме.
4.Назовите основные узлы.
Ответы:
1.Макраме - узелковое плетение
2.Для плетения используют самые разнообразные нити и веревки: льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, сизалевые.
3.Инструмент для макраме: подушка, булавки, ножницы, сантиметровая лента, тонкий и толстый вязальные крючки, спица или шило, струбцины, грузики.
4.Основные узлы: петельный, двойной плоский, репсовый, «фриволите».
Литература: Кузьмина М.:-М., Легпромбытиздат, 1992. Стр.12
РАЗДЕЛ IY .