Художественная обработка бересты

Изделия из бересты были широко распространены в крестьянском быту с давних времен. Из бересты делали туеса, детские погремушки и шкатулки, а позднее даже чемоданы. Одни предметы плелись из полос, другие оформлялись тиснением и ажурной резной берестой. Использовалась и роспись, и выскабливание (гравировка) по бересте. Эти техники просты, но дают большую возможность достигнуть разнообразия узоров и обогатить поверхность изделия выразительными рельефными рисунками. При декоре бересты мастера широко использовали солярные знаки и символы, растительный орнамент, образы животных, птиц, иногда сцены из жизни и быта.

Плетение, из всех ремесел плетение самое, возможно древнее. С незапамятных времен люди плели необходимые в повседневной жизни вещи – одежду и обувь, шляпы и корзины, колыбели, коляски и мебель, посуду, украшения и даже лодки и жилица. Красота изделия зависит от правильного подбора толщины и цвета. Нужный цвет подбирают по целому пласту. Правильная форма плетеного изделия, плотность и устойчивость зависят от точности нарезки лент. В работе с берестой используют преимущественно один вид плетения – клетчатый узор, сходный с рисунком шахматной доски. В зависимости от расположения клетки могут быть прямыми и наклонными. Большинство изделий выплетают в два слоя, что повышает их прочность. Обычно при плетении изнаночная сторона бересты становится лицевой на изделии. Изнаночная сторона бересты бывает бледно-желтой, с различными оттенками и «иголками». Такое разнообразие цветов и оттенков дает возможность делать изделия из бересты красочными и нарядными. Береста, имеющая двустороннюю окраску, используется для однослойного плетения. Такие изделия получаются легкие, красочные и более изящные. Внешнюю сторону бересты можно использовать для отделки, выплетая цветы, звездочки и угольники. Оформление края плетеного изделия может быть прямым и ажурным (зубчиками), комбинированным. Часто изделия усложняются выплетением ножек.

Изготовления туесов. Туес – еще одно часто встречающееся изделие из бересты, для хранения сыпучих и жидких продуктов. Существует несколько способов изготовления туесов: 1. из сколотня и берестяного пласта соединенным замком. Для придания жесткости в туес можно вставить пласт бересты. Края берестяного пласта соединяют замочным креплением. Такие туеса используют для хранения жидких и быстро портящихся продуктов. Донышко и крышку выполняют из древесины ели, кедра или сосны; 2. внутреннюю и наружную часть соединяют швами, вместо сколотня используют цилиндр с замочным креплением. Такой туес используют для сыпучих продуктов. Многими поколениями мастеров выверены размеры туесов, соотношение их высоты и диаметра. В одних районах привились туеса приземистые, коренастые, в других – стройные высокие. Внешний слой туеса украшали росписью, резьбой или теснением, гравировкой.

Роспись. Расписная береста – один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои особые приемы росписи берестяных изделий. Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, иногда очень мягка по тональности. В Архангельской области туеса украшали пермогорской и уфтюжской росписью. На различных предметах Пермогорья, в растительный и геометрический орнамент включали сюжетные сцены катаний в санях и каретах, посиделок, чаепитий, охоты, изображали домашних животных, птиц, колесных пароходов, появившихся на северных реках в то время. Помимо сюжета в узор вписывались птица «Сирин», декоративные птицы, лев, единорог. Для большинства изделий композиция сводилась к свободному заполнению изделий узором иногда без симметрии. Основу росписи составляет растительный орнамент, состоящий из гибких побегов на которые нанизаны трехлопастные листья, ягоды, цветы. Роспись сочная, яркая. Под сюжетами делались надписи нравоучительного характера, восхваляющие красоту и качество изделий, иногда помещали даты, фамилии заказчиков, очень редко фамилии мастеров. В XIX веке вокруг деревень Верхней Уфтюги на Северной Двине работала артель, объединявшая мастеров росписи берестяных туесов и лукошек. Промыслом занимались жители многих окрестных селений, отправляя на базары вверх и вниз по Двине груженые туесками баржи. Природная красота бересты служила естественным фоном для скромной росписи в виде изящной веточки, несущей цветок на изогнутом стебле. С противоположной стороны изображали птицу. Спокойная гамма красок дополняла гармонию формы и росписи, сохраняя благородную красоту декора.

Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте.Наиболее известны изделия с тиснением по бересте кировских мастеров, для них он является ведущим приемом. Такой же прием характерен для изделий, выполненных мастерами г. Семенова Нижегородской области. На Севере также использовали эту технику. Для чеканки или тиснения использовали специальные штампики из твердых пород дерева, кости или лосиного рога. С помощью такой палочки с рельефным узором на конце, выбивали орнамент на поверхности берестяного листа, который затем служил стенкой корзины или цилиндром туеса. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с естественным цветом.

Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом. Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью инструментов: циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску. Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются. Получаются слои различные по цвету.

Центр художественного искусства обработки бересты сложился в Великом Устюге и деревнях на реке Шемокса. В народном обиходе берестяная резьба называется шемогодская. Этот вид народного искусства возник в к. 17-н. 18 веков. Берестяной орнамент во многом совпадает со сложившимися традициями устюжских мастеров деревянной резьбы, просечного и кованного железа. Берестяные узоры созданные первыми мастерами представляли сложные сюжетные композиции – городские пейзажи с домами, садами, смешными человечками и забавные бытовые сценки из провинциальной жизни: гуляние, чаепитие, игра кавалера и барышни в карты. Образцами для мастеров служили народный лубок, книги с баснями Эзопа, повестью о похождениях Александра Македонского, и тогда на шкатулках в берестяном узоре из растительных побегов появлялись птицы, львы, олени, лисы, загадочные чудовища, сказочные грифоны. Со второй половины XIX в. центром искусства резьбы по бересте становится Шемогодье. В то время лучшими резчиками по бересте были мастера из династии Вепревых. Легкие, почти невесомые шкатулки с секретами, табакерки, портсигары, бураки, украшенные ажуром солнечной бересты, положенной на разноцветную блестящую фольгу, напоминали дорогие изделия с резной костью. Со временем традиционный скромный изящный побег превратил в цветущее дерево с утолщенным стволом, раскидистой кроной, четырехлепестковыми цветами, кругами-семечками, трилистниками, удлиненными прорезными листьями. Обогатили резьбу сюжетные композиции, темами которых чаще всего была охота. И в настоящее время основу шемогодской прорезной бересты составляет растительный орнамент. Основная линия узора наносится на бересту при помощи шила через кальку с рисунком. Затем специальным, острым ножом удаляется фон, остается лишь силуэтное изображение рисунка. Основные мотивы прорабатываются тиснение, гравировкой, прорезью, что оживляет узор и делает его более рельефным. Узоры прорезной бересты всегда производят впечатление вырастающих друг из друга форм. Крутые завитки, возникающие из плавно изгибающегося стебля, нередко переходят в спирали, один из наиболее широко распространенных орнаментальных мотивов традиционной шемогодской резьбы: он повторяется в разных вариантах, на разнообразных изделиях. Иногда этот узор свободно стелется по плоскости. В центре спиралей или на концах изгибающихся стеблей располагаются круглые розетки, иногда одинокие и парные листочки, трилистники. Стебли делаются обычно со множеством побегов, ответвлений, листочков. Центральная часть композиции в туесах и на других изделиях заканчивается широкими каймами, состоят они из простых геометрических, чаще всего ромбовидных и пунктирных форм, сильно напоминающих народные узоры вышивки и ткачества. В композициях прямоугольной формы (шкатулки, папиросницы и т.д.) центральная ажурная часть обычно заключается в рамку, нередко состоящую из очень напоминающих аналогичные мотивы орнамента на холмогорских изделиях из резной кости к.18–н.19 века. Со временем прорезная береста была завезена устюжанами на Урал и в некоторые другие районы Севера. Однако шемогодский промысел остается наиболее интересным и самобытным.

НЕНОКСА – ЗЕМЛЯ ПОМОРОВ

Нёнокса - село, более 600 лет сто­ящее на северной земле, в 74 верстах от Архангельска на Летнем берегу Белого моря. Широко раски­нулся Посад Нёнокса по берегам двух, некогда бывших судоходны­ми, рек. А в центре села издалека видны два деревянных храма сере­дины XVIII века да колокольня, чу­дом дожившие до XXI. Жители Нёнокотского Усолья называли себя потомками знаменитой Марфы По­садницы, бывшей хозяйки Посада. Приведем несколько исторических справок. “Нёнокский посад, или Нёнокса, после Холмогор, едва ли не древнейшее поселение новгородцев. В XIV и в начале XV столетия, он славился своим народонаселением и богатством” (1). “Населен он, как и все посады Архангельской губернии ис­ключительно мещанами, издавна занимающимися солеварением” (2). Нёнокотская соль (“ключовка”) была известна всему Северу, ее вывозили на продажу в Холмогоры, а в Карго­поле она стоила уже в три раза доро­же. По преданию, живущему и сей­час в селе, на нёнокскую соль Петр I построил свой флот. Богато село ис­торией, поэтому “все узы, связывав­шие ненокшанина со стариной, долго сохраняли для него некий высший смысл и особую душевную настро­енность” (3).

Это было... Солеварный промысел, придя совершенно в упадок, прекра­тил свое существование к 1909 году. Нужно ли рассказывать, что проис­ходило потом? Сегодня же Нёнокса — село, оживающее летом, и засыпаю­щее зимой, когда все дети и внуки разъезжаются по своим городам. Такова сегодня судьба многих старинных сёл.

Но осталось в Нёноксе чудо, почти сверхъестественное явление! Иначе; не скажешь. Это праздник — Петров день (12 июля), день, когда только-только становится тепло, в здешней песне поется: “Не нападывай, поро­ша, на талую землю, на петровое го­венье...” (старожилы рассказывают, бывало и такое). Выходят нёнокшане вечером на улицу на “кружанье” за Устречный мост, а от церкви Троицы медленно парами идут женщины, одетые в старинные одежды, береж­но сохраненные их бабушками да мамами, и поющие протяжные песни о былой жизни:

Наша Нёнокса богатая,

Хлебом, солью тороватая,

У нас домы высокие,

В рамах стекла хрустальные,

Мужики у нас хорошие,

Мужики богоданные,

Пинжаки домотканые,

Кушаки носят красные,

У них жены прекрасные,

У них жены приветливые...

То же было и 100 и 200 лет тому назад. Вот что пишет архитектор В.В. Суслов, побывавший здесь в 1888 году: “Благодаря тому, что мы приехали сюда в день праздника Св. Петра и Павла, высокочтимого местными жителями, мне довелось познакомиться здесь с особым хара­ктером праздников, в которые более зажиточные посадские девушки на­ряжаются в старинные богатые кос­тюмы, имеющие по своему покрою прямое сходство с новгородскими одеждами ХУ1 – ХУП ст.

День был теплый и ясный; я пом­ню, как чинно выступали из церкви одна за другою нарядные девушки и парами приближались на нашу сто­рону. Но вот затянули песни, составились хороводы и пестрая толпа засверкала своими богаты­ми парчевыми нарядами, причем жемчуг плавно переливался то на одном, то на другом кокошнике” (4).

Особенно поражает своим велико­лепием девичий праздничный кос­тюм, бытовавший в этих местах в XIX веке и доживший до 20-х годов следующего столетия в качестве свадебного, состоящий из рубахи, юбки, полушубка и по­вязки (Рис.1).

В том или ином варианте этот костюм встречается в разных ме­стах Русского Севера. В Нёноксе его называли “штофным”, т. к. юбка сшита из штофа, плотной с одно­цветным рисунком шелковой ткани, выпускавшейся в России. Старожи­лы села, а также соседних деревень Красной Горы и Солзы, хранят па­мять о том, что именно в таких кос­тюмах их матери выходили замуж.

Елена Ивановна Тряпицына рас­сказывает, что для ее матери, уро­женки Красной Горы, в 1910-е годы для венчания был куплен за боль­шие деньги уже не новый костюм. Потом он хранился долгие годы, как драгоценность: в голодные 20-е, в го­ды ссылки (семья считалась зажи­точной).

Татьяна Михайловна Малетина вспоминает: “Моя прабабушка в начале 900-х годов купила своим трём внучкам такой костюм. Все внучки, пока были в невестах, ходи­ли на гулянье в нём по очереди. Ког­да младшая вышла замуж, каждой внучке был отдан один предмет кос­тюма на память ”.

Основа любого русского тради­ционного костюма — рубаха. В костюме, о котором мы хотим рассказать, присутствует рубаха наиболее позднего варианта - с пря­мой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой по­купной ткани. Рукава - широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой (рис. 2, 3). На кокетке, ман­жетах, оборках - вышивка цветоч­ных мотивов крестиком, тамбуром, гладью. Нижняя часть (“стан”, “станушка”) - из бо­лее грубой, “самотканой” ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, уз­кой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

На рубаху одевалась широкая штофная юбка, сшитая из 5-6 полот­нищ ткани, собранная на талии в складки, по низу юбки пришивались ленты или мишурный галун. Юбку стали носить вместо сарафана - “штофника”. “Праздничные косоклинные штофники шили из крас­ного штофа разных оттенков, от брусничного до малинового, и укра­шали спереди широким галуном и рядом шарообразных серебряных и позолоченных пуговиц” (5).

Описываемые рубаха и юбка, поя­вившиеся в костюме, скорее всего, в конце XIX столетия, совершенно ор­ганично сочетаются со стариннейшими полушубком и девичьей по­вязкой.

Поверх рубахи и юбки надевали полушубок. Так здесь называлась душегрея - нагрудная женская одежда без рукава из дорогих фабрич­ных тканей. В этих местах душегреи шились из парчи.

Интересно происхождение назва­ния этой одежды: полу-шубок. (Не имеет никакого отношения к “совре­менной шубе”.) “Термин шубка был известен с XIII в. и имел восточное происхождение. Первоначально он обозначал комнатную женскую глухую одежду с рукавами или оде­жду в виде косоклинного распашно­го сарафана” (6).

Итак, шубка - косоклинный рас­пашной сарафан, а полушубок — укороченный его вариант, потому что крой нашего полушубка повто­ряет крой сарафана.

Выкроен полушубок так, что сзади ткань ложится крупными складка­ми, а впереди полочки имеют ров­ную трапециевидную форму.

Парча при раскрое укреплялась (проклеивалась) грубой холщовой тканью, иногда прокладывалась га­зетой, для того, чтобы держалась прямая форма полочек, стояли складки на спинке. Впереди вдоль застежки и верхнего края полочек пришивался широкий галун. На не­широких лямках - узкий галун или кружево. Застегивался полушубок только на брошь, которая закалыва­лась вверху или завязывался на бант из широких лент. Это свиде­тельствует о том, что раньше его носили с сарафаном.

Не менее старинным представля­ется и головной убор - девичья по­вязка (Илл.14). (“Один из старин­ных головных уборов девушек, из­вестных еще в XVI-XVII веках, а возможно, и в Древней Руси” (7).

Повязка представляет собой широкую полосу, верхняя часть кото­рой обшита мишурным галуном, а нижняя часть по центру сделана из фольги и оформлена в виде 5 “око­шек” с одинаковыми рисунками, вы­шитыми бисером, бусом, жемчугом, перламутровыми плашками. На лоб “спускается бисерная или жемчужная поднизь в виде фес­тонов” (8). Сзади повязка завязыва­ется на широкие ленты из ткани и галуна (Илл. 14-17).

Наши рекомендации