Художественная обработка металла

Батик

Холодный батик одна из разновидностей батика. Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирущий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика.

Горячий батик одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Гобелен один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Нитяная графика графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

Художественная резьба

Резьба по камню

Резьба по дереву

Резьба по кости

Керамика изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.[1]

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех[источник не указан 442 дня] неорганических неметаллических материалов.

Вышивка общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Древнерусское лицевое шитье вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.

Вязание процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

Вязание крючком

Вязание спицами

Макраме Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.

Ковроделие

Ворсовый ковёр

Безворсовый ковёр

Ювелирное искусствоэто термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно быть уникальным — то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

Художественная обработка кожи1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий

Художественная обработка металла

Христианская оловянная миниатюра современный вид христианского декоративно-прикладного искусства по созданию миниатюрной скульптуры малых форм. Ремесло появилось в конце XX века в России на фоне возрождения жизни Русской Православной Церкви после коммунистических гонений. Представляет собой отдельное направление от военно-исторической оловянной миниатюры, в котором используют сочетание христианской круглой скульптуры, иконографии и старинной технологии оловянного литья металлопластики.

Художественная ковка

Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни

Художественное литье из чугуна

Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.) техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В отличие от пиротипии (буквально: «горячая печать») эта техника в прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный приём при гравировке по дереву, кости, коже[источник не указан 647 дней]. Во второй половине XX века, благодаря изобретению электрического пирографа — прибора для выжигания (горячей гравировки) — пирография получила развитие как самостоятельная техника не только в ДПИ, но и в художественной графике. В то же время, пирография по дереву является одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира

Работа со стеклом

Витраж произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

Мозаика декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Набойка вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

2.Принципы создания произведения декоративно-прикладного искусства. Принципы анализа и критерии оценки произведений декоративно-прикладного искусства.


3.Русское народное искусство и художественные промыслы.

Резьба по дереву
Географические центры резьбы по дереву. Россия:
Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).
Скульптурная резьба.
Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.
Используется древесина липы, ольхи и осины.
Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.
Самая популярная игрушка - "Кузнецы", изображающая мужика и медведя,
поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.
Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.
Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).
Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.
Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),
Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты.
Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.

Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись "Золотом" на цветном фоне
деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы.
Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.

Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.
Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.
Часто применяется мореный дуб.
Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:
штриховка белой краской. Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.

Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.

Художественная керамика
Гжель (Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.
Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.
Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.
Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.
Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.
Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном - кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика - это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий - матовая с красноватым оттенком.
Резьба по кости.
Чукотка. Резьба и гравировка на моржовых клыках. Изделия: ножи, гарпуны, амулеты в форме разных животных тундры, многофигурные композиции. Данным промыслом занимаются чукчи и эскимосы. Центр резьбы по кости - пос. Уэлен.
Пос. Холмогоры (Архангельская обл.). С 17 века. Специализация - резьба по "рыбьему зубу" (моржовая кость или цевка). Изделия: ларцы, коробочки, вазы, кубки, шкатулки, стаканы. Рисунок: растительный орнамент. Особенность: ажурная резьба.
Тобольск (Тюменская обл.). С 1860 года. Резьба по мамонтовой кости, как следствие нахождения в вечной мерзлоте ископаемых останков. В основном занимаются ханты и манси. Изделия: разные композиции, где главная фигура - это собака. Также - курительные трубки, мундштуки, женская бижутерия. Особенность: инкрустация твердыми породами дерева.
Пос. Хотьково (Московская обл.). С середины 20 века. Изделия из цевки с инкрустацией самшитом: шахматы, броши, браслеты, серьги, кулоны

Декоративная живопись на металле (в основном - железо) и лаковая живопись.
Нижний Тагил (Свердловская обл.). С начала 18 века. Расписные уральские подносы с мифологическими и историческими сюжетами, с городскими и сельскими пейзажами. Основной фон: красный, синий, зеленый.
Село Жостово (Мытищинский район Подмосковья). Расписные подносы с растительным орнаментом и изображением птиц. Фон: черный.
Красноярск, Кемерово: декоративная роспись на алюминии.
Село Федоскино (Подмосковье). Лаковая живопись на шкатулках, табакерках. Пейзажи Подмосковья и "чаепитие". Фон: черный. Некоторые изделия инкрустируют филигранью.
Село Палех Лаковая миниатюра на черном фоне шкатулки или пластины. Традиции иконописи. Рисунок выполнен темперными красками (цветные пигменты, разведенные на клею и яичном желтке). Рисунок мозаичный, выполненный в основном золотыми красками.
Село Мстера (Владимирская обл.). Лаковая живопись, опирающаяся на традиции древнерусской живописи. Особенность: светлый фон. Ведущую роль играет пейзаж. Основные цвета: белый (облака), синий (реки), зеленый (деревья). Изделия: шкатулки, браслеты, кулоны.

Узорное ткачество.
Можно выделить несколько географических районов, отличающихся стилевыми особенностями орнамента. Это:
I. Русский Север (Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская обл.).
Особенности: мелкие узоры, преобладание геометрического орнамента, красного цвета на белом или сером фоне.
II. Центр и южные районы Европейской части России.
Узор более плотный. Цвета более яркие и насыщенные.
III. Поволжье и Прикамье (Удмуртия, Башкирия, Татарстан, Ульяновская и Кировская области).
Сильное влияние традиций народов, населяющих данный регион. Основные изделия промысла: скатерти, салфетки, занавески, покрывала, коврики. Главные центры промысла: Череповец (Вологодская обл.), Елань-Коленовка (Воронежская обл.), Ижевск (Удмуртия), Уфа (Башкирия), Алексеевка (Белгородская обл.). Особо следует отметить череповецкое, рязанское, воронежское и нижегородское узорное ткачество.


4.Скульптура как вид искусства: особенности исторического развития, выдающиеся мастера

лат. sculptura, от sculpo — вырезать, высекать, ваяние, пластика) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения {статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм.

По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и др.) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и т. п.)- Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.

Скульптура — одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из камня, кости, дерева. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.

Период античности характеризуется как один из самых важных в истории развития скульптуры (см. античное искусство). Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Они разработали возможность передачи движения в скульптуре. Например, в статуе «Дискобол» (скульптор Мирон, V в. до н. э.) изображен кульминационный момент движения, его высшая точка, когда можно представить предшествующие и последующие действия.

Достижением средневековой скульптуры явилась передача духовного, внутреннего, эмоционального состояния человека. В это время скульптура имела в основном религиозный характер (см. готика).

В эпоху Возрождения вновь пробудился интерес к реальному человеку как прекраснейшему созданию природы, а гений Микеланджело воплотил эту идею в необычайных по глубине и эмоциональной содержательности образах. Античность вдохновляла и скульпторов эпохи классицизма в XVIII—XIX вв.

Значительным явлением в развитии скульптуры было творчество О. Родена, который стремился выразить в своих произведениях идеи импрессионистов.

Выдающимися мастерами русской реалистической скульптуры были Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, М. Антокольский, А. Опекушин и др. В последующие годы разнообразные пластические качества скульптуры, психологические образы человека создали С. Коненков, А. Голубкина, А. Матвеев, В. Мухина, Н. Томский, Е. Вучетич и др.

В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.


5.Архитектура как вид искусства: исторические стили и выдающиеся мастера.

Наши рекомендации