Художественная обработка кожи (26ч)

Учебная программа

Факультативных занятий

«Эстетика жилища»

для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений

Учитель трудового обучения

Высшей категории

ГУО СШ№31 г. Могилёва

Крутолевич Наталья Николаевна

2010

Учебная программа факультативных занятий «Эстетика жилища» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и организация факультативного курса «Эстетика жилища» обусловлена развитием олимпиадного движения по предмету, возрастанием роли предмета при профессиональной подготовке учащихся. Важная роль отводится данному курсу в целях удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся, организации занятости подростков в свободное от учёбы время, содержательного и интересного проведения досуга.

Предлагаемая программа призвана способствовать целостному развитию личности учащихся, предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных школьниками в процессе трудового обучения. Эти умения закрепляются в самостоятельной творческой деятельности при изготовлении более сложных изделий.

Целью изучения данного курса является формирование технологической грамотности учащихся как основы технологической культуры в процессе выполнения творческих проектов.

Реализация этой цели предполагает решение следующих основных задач:

* удовлетворение потребностей детей в реализации творческих замыслов, осмысленном применении имеющихся знаний, умений в процессе преобразовательной и творческой деятельности;

* формирование опыта трудовой деятельности, как необходимого условия успешной социализации личности в современных социально-экономических условиях;

* формирование культуры труда, умений планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, оценивать результаты работы;

* развитие познавательных интересов, технических, интеллектуальных, творческих способностей в процессе включения школьников в проектную деятельность.

Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.

Факультативный курс носит вариативный характер, поэтому учитель может планировать свою работу с учётом интересов, степени подготовки учащихся, потребностей и реальных возможностей школы. Учитель может менять практические работы на другие, отвечающие данной тематике курса. В качестве основных и вспомогательных материалов могут быть использованы различные производственные отходы, бросовые материалы.

Кроме основных методов трудового обучения: демонстрация, работа с дополнительными источниками информации, тренировочные упражнения, практические работы, которые реализуются в процессе изготовления учащимися конкретных изделий прикладного характера (сувениров, подарков, предметов быта, изделий для украшения интерьера и одежды, работ выставочного характера), в программу включён творческий проект.

Творческий проект учащихся предусматривает проектирование конструкции, технологии, изготовление законченного изделия, оценку учащимися качества выполненного изделия. В зависимости от сложности изделия проект может быть индивидуальным или коллективным.

По итогам обучения учащиеся смогут:

иметь представление: об основных художественных средствах создания комфортных условий помещения; приёмах композиционного оформления интерьера жилища;

распознавать: структуру, свойства, пластические возможности кожи; основные виды и техники бисерного рукоделия

различать: разнообразные приёмы вышивки крестом; характеризовать технические приёмы работы с кожей;

читать и понимать: планы, эскизы планировки, цветового решения жилых помещений;

разрабатывать: эскизные проекты дизайна помещений; изделия для оформления интерьера жилых комнат;

изготавливать: изделие декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера помещения, исходя из имеющихся материалов, заданных требований к изделию;

осуществлять: все этапы проектирования – от идеи и её реализации до формирования новой идеи при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера помещения.

Весь процесс обучения должен носить творческий характер, а выполненные изделия иметь определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

В конце учебного года подводятся итоги работы, организуются тематические выставки, конкурсы творческих проектов, проведение которых поможет определить успехи учащихся в данной области.

Тематический план

Наименование раздела, темы Количество часов
8 класс 9 класс
1. 2. 3.   4.   5. 6. .   Вводное занятие Эстетика жилища Технология ручной вышивки Творческий проект Художественная обработка кожи Творческий проект Бисерное рукоделие Выставка творческих работ Итого:        

Примерный тематический план (8 класс)

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
2.1 2.2   3.1   3.2   3.3 3.4   4.1   4.2   4.3 4.4 5.1   5.2   5.3 5.4 Вводное занятие Эстетика жилища Понятие о дизайне. Дизайн интерьера. Значение декоративно - прикладного творчества в оформления интерьера жилища.   Ручная вышивка Вышивка и интерьер. Современные направления в вышивке. Комбинированные техники вышивания. Вышивка крестом. Разновидности креста: простой, болгарский, полукрест, гобеленовый. Вышивка лентами. Материалы, приёмы вышивки. Творческий проект: Изготовление изделия для оформления интерьера жилища.   Художественная обработка кожи. Виды художественной обработки кожи. Инструменты, приспособления. Виды кожаных материалов. Способы получения свободной рельефной поверхности: морщение, драпировка, складывание, стягивание. Технология выполнения картин в технике аппликация из кожи. Технология выполнения мозаики из кожи. Творческий проект: Изготовление изделий для оформления интерьера школы.   Бисерное рукоделие. Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Способы низания. Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Низание дугами. Параллельное низание. Приёмы работы. Коллективная работа по изготовлению объёмной цветочной композиции.   Выставка творческих работ                          
  ИТОГО:

Программа 8 класс (70ч)

Вводное занятие (2ч)

Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения.

Цели и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса.

Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими проектами, иллюстрационным материалом, банком идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.

Эстетика жилища (2ч)

Понятие о дизайне. Дизайн интерьера.

Роль предметов декоративно-прикладного творчества в создании единства характера среды. Современные направления моды в украшении интерьера жилища.

Практическая работа

· изучение вариантов использования предметов декоративно-прикладного творчества при оформлении интерьера жилища по журналам, книгам по рукоделию.

Ручная вышивка (24ч)

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Вышивка и интерьер.

Вышивка крестом. Разновидности креста: простой, болгарский, полукрест, гобеленовый.

Вышивка лентами, основные приёмы вышивания.

Комбинированные вышивки: вышивка крестом и шов строчка, соединение вышивки простым крестом и вышивки лентами, болгарским крестом и гобеленового шва.

Практические работы:

· тренировочные упражнения в вышивании элементов лентами;

· тренировочные упражнения в выполнении болгарского креста;

· тренировочные упражнения в выполнении гобеленового шва.

Творческий проект

Изготовления изделия для оформления интерьера жилища в технике вышивка (по выбору).

Алгоритм работы над проектом:

· выбор изделия, согласование с учителем;

· выбор рисунков, схем, творческая переработка схем;

· выполнение эскиза разрабатываемого изделия в интерьере помещения;

· подбор ткани, нитей, дополнительных материалов для вышивки;

· обоснование выбора изделия, материалов, инструментов;

· подготовка ткани для вышивки;

· вышивка изделия в выбранной технике;

· окончательная отделка, контроль качества, оформление готовой работы;

· оформление проектной папки.

Художественная обработка кожи (26ч)

Кожа – возможности её использования в декоративно-прикладном творчестве. Виды кожаных материалов: натуральная кожа, искусственная кожа, замша, лаке.

Виды кожи по биологическим признакам (крупного рогатого, скота, свиная, козья, овечья, конская) и качеству выработки (юхт, опойка, сафьян, замша).

Материалы, инструменты и приспособления для работы с натуральной кожей. Способы художественной обработки кожи: тиснение, оплётка, вышивка по коже. Способы получения свободной рельефной поверхности: морщение, драпировка, складывание, стягивание.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Технология выполнения аппликации, мозаики из кожи.

Практические работы:

· раскрой элементов и деталей аппликации из кожи;

· изучение пластических возможностей кожи (техника «жмурка»);

· тренировочные упражнения в изготовлении аппликации из кожи;

· сборка аппликации из кожи;

· тренировочные упражнения в нарезке мозаичных элементов;

· упражнения в составлении мозаичных полотен.

Творческий проект

Изготовление картин из кожи в технике мозаика для оформления интерьера школы по теме: «Времена года», «Мой родны кут» и т.д.

Алгоритм работы над проектом:

· выбор темы, согласование с учителем;

· сбор и обработка информации по теме проекта;

· выполнение эскиза изделия в интерьере помещения;

· подбор материалов для работы;

· обоснование выбора темы, изделия, материалов, инструментов;

· подготовка кожи для работы;

· изготовление изделия в выбранной технике (по выбору);

· окончательная отделка, контроль качества, оформление готовой работы;

· оформление проектной папки.

Бисерное рукоделие (14ч)

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Техники изготовления изделий из бисера.

Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Материалы, инструменты, приспособления. Низание бисера на проволоку - параллельное низание, низание дугами. Схемы низания.

Практические работы:

· тренировочные упражнения в параллельном низании, изготовление лепестков цветов, листьев, фигурок животных;

· упражнения в низании дугами, изготовление листьев, лепестков цветов;

· упражнения в сборке цветка, ветки.

Коллективная творческая работа учащихся

Изготовление объёмной цветочной композиции из бисера для украшения интерьера мастерской, школы:

· цветовое решение композиции;

· распределение работы в группе;

· изготовление цветов, листьев и других элементов из бисера в выбранной технике;

· сборка цветов, бутонов, композиции;

· оформление объёмной композиции.

Наши рекомендации