Художественная обработка камня

Изделия из твердого камня выпускаются на девяти предприятиях народных художественных промы­слов: в Бурятии и Коми, Хабаровском. Алтайском краях. Мурманской, Иркутской, Читин­ской, Пермской, Челябинской областях, а также на заводе «Русские самоцветы» в Екатеринбурге.

Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения Подобный принцип использования твердого камня в настоя­щее время особенно плодотворен, так как современные син­тетические камни — корунды с их граненой поверхностью могут конкурировать с естественными камнями. Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Промыслы по обработке мягкого камня находятся на Урале, в Нижегородской области, на Северном Кавказе, в Архангельске. Искусство обработки мягкого камня не имеет таких традиций, как обработка твердых пород. К мягким камням относятся различные породы гипсового камня. Ме­сторождения мягких камней есть на Урале, в Пермской, Ар­хангельской, Нижегородской областях. Краснодарском крае. Мягкий камень необычайно разнообразен по своим расцвет­кам. В камнерезном промысле чаще всего используются бе­лый или серый камень с темными прожилками и вкрапления­ми, кальцит - камень бурого цвета, талькохлорид - густого серо-черного цвета с зеленоватым оттенком.

Селенит, называемый уральским самоцветом, имеет зо­лотисто-желтый, иногда нежно-розовый оттенок. Он слоист по структуре, полупрозрачен, поверхность его переливается шелковистым блеском. Талькохлорид - зеленовато-серый ка­мень, но при полировке он становится черным. Эту особен­ность используют мастера. Комбинируя полированную чер­ную блестящую поверхность с неполированной серой мато­вой, камнерезы добиваются интересных эффектов. Обраба­тывают мягкий камень в основном вручную, с применением металлических инструментов. Из куска камня выпиливают заготовку, опиливают ее рашпилями до нужной формы. Скульптурные детали вырезают металлическими стамесками. Для шлифовки используют мелкий речной песок. Полируют мягкий камень гашеной известью и мыльной пеной. После прогрева в печи изделие покрывают парафином, под слоем которого особенно хорошо выявляются блеск камня и его природный рисунок. Податливый в обработке материал по­зволяет мастеру свободнее проявить свои возможности твор­ческого характера, особенно если создается скульптура или изделие с декоративными скульптурными деталями. Ведущая анималистическая тема оттеснила сказочные образы и стала более реалистичной по своему содержанию. Скульптура уральских резчиков все дальше уходит от статичности, дви­жения фигур становятся более пластичными, не нарушая скульптурной монолитности.

В настоящее время в Краснодарском крае существуют два предприятия по художественной обработке камня: отраднинская фабрика камнерезных изделий и хаджохский завод «Русские самоцветы», расположенные поблизости от место­рождения мягкого камня. Мастера ходжохского завода ис­пользуют светлый гипсовый камень с его мягкими оттенками желтоватых, светло-серых, молочных тонов. Особую пре­лесть камню придают живописные темные вкрапления, про­жилки. Из него создают вазы, декоративные ковши и т.д.

Резьба по кости

Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности. Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Наиболее древний центр обработки кос­ти сформировался на Чукотском побережье. Старейший про­мысел, получивший развитие в XVII в., находился близи г.Холмогоры Архангельской области. Расположенные в устье Северной Двины, у Белого моря, Холмогоры были крупным торговым центром. Другой традиционный промысел резьбы по кости возник в середине XIX в. в Тобольске - крупном го­роде Западной Сибири, богатом ископаемой мамонтовой ко­стью.

Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа. Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета. Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Своего наибольшего расцвета холмогорское искусство достигло в XVIII в. Для на­чала этого века типично изготовление ларцов, имеющих тра­диционную форму сундучков. Деревянная основа ларцов оклеивалась костяными пластинками (моржовой костью), часть из которых окрашивалась в интенсивно зеленый цвет.

Ритмичное чередование белого и зеленого создавало декоративное звучание вещи. Ко второй половине XVIII в, ассортимент и декор костяных изделий становятся особенно многообразными и богатыми. В праздничном и пышном оформлении изделий гармонично сочетались ажурная и рель­ефная резьба, отличающаяся своеобразием сюжетов и пла­стическим богатством, гравировка, окраска кости, подкладка цветных фонов под ажурный узор.

В первой половине XIX в. характер изделий меняется. Оформление изделий становится более строгим, лаконичным, а его формы — строго геометрическими. Ажурный орнамент теряет свою сочность, превращается в тончайшую ромбовид­ную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды из мелких цветов и листьев. В изделиях остаются не укра­шенными большие плоскости гладкой кости.

К концу XIX века холмогорский промысел, не способ­ный конкурировать с промышленными изделиями, почти умирает. Возрождение промысла начинается в 1930 г. Моло­дые мастера начинают осваивать традиционные художест­венно-технические приемы: тонкую ажурную резьбу, изящно моделируемые рельефные изображения. В последние два де­сятилетия в искусстве холмогорских мастеров преодолевает­ся тенденция к созданию сложных, чрезмерно украшенных изделий. Постепенно создается новый тип орнамента, в осно­ве которого декоративно переработанные мотивы северной природы: ветви деревьев, северное сияние, цветы и травы.

Тобольская резьба по кости. Возникновение косторезного промысла в Тобольске относится к 60-м годам XIX века. В 1872 г. была открыта первая косторезная мастерская. В тобольской резьбе основное место занимала скульптура. В начале XX века косторезный промысел приходит в упадок. В конце 1920-1930 гг. вновь возрождается тобольский промысел и организуется артель, объединившая мастеров резьбы по кости.

Излюбленным сюжетом косторезных изделий стали так называемые «поездки», изображающие охотника, сидящего в санях и погоняющего оленей или собак. Мастера умело пере­давали стремительность бега животного, динамичную позу ездока.

Мастера Тобольска создали множество скульптурных изображений жителей Севера - рыбаков, охотников. С любо­вью изображали они играющих детей, мать с ребенком. Эти маленькие скульптуры обобщенны по форме, выразительны, просты по композиции.

До настоящего времени мастера умело используют зуб кашалота, строя композицию скульптуры в соответствии с его формой, выявляя оригинальную красоту материала.

Хотьковский косторезный промысел. Это один из от­носительно молодых промыслов. Возникновение его в Под­московье, очевидно, связано со старинными традициями обычной резьбы по дереву, бытовавшей в с. Богородское еще в XVI в., а также плоскорельефной резьбы в селах Абрамцево и Кудрино. Широко употребляя простую животную кость (цевку), мастера сумели всесторонне использовать свойства этого материала. Необходимо отметить, что объемная резьба по цевке имеет свои трудности. У нее тонкие стенки, ограни­чивающие возможности объемного изображения. Кроме того, не обладая такой красивой фактурой, как мамонтовая или моржовая кость, цевка требует сложной предварительной об­работки. Тем не менее в последнее время создаются интерес­ные работы, в которых срезы простой кости соединяются ме­жду собой, образуя площадь для резьбы.

Излюбленна хотьковскими мастерами и миниатюрная скульптура, которую они выполняют из цевки и, частично, из зуба кашалота. Это персонажи русских народных сказок, а также изображения животных (играющие медвежата, лось, косуля). Значительное место в искусстве промысла занимает создание украшений из кости. Они представлены браслетами, подвесками, серьгами, отличающимися тонкой, искусной, рельефной резьбой, в которой изображаются цветы, ягоды, листья.

Наши рекомендации