Введение. Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью единой правовой системы, представляющей собой совокупность однородных норм высшего органа

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью единой правовой системы, представляющей собой совокупность однородных норм высшего органа государственной власти, которые устанавливают основания, цели, задачи, принципы и иные правила правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний является практической сферой деятельности специальных подразделений Министерства юстиции Российской Федерации. Оно рассматривается как одна из самостоятельных организационно-правовых форм государственной деятельности, обеспечивающих успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в стране, осуществлению принципов социальной справедливости.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина занимает важное место среди других учебных дисциплин, составляющих основу профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции. Оно, являясь самостоятельной учебной дисциплиной, тесно связано с другими юридическими и общественными учебными курсами (уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, трудовым правом, криминологией, юридической психологией, педагогикой и др.).

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина имеет следующие цели:

· сформировать у студентов представление об уголовно-исполнительной политике и уголовно-исполнительном законодательстве государства;

· закрепить усвоение студентами механизма исправления осужденных, профилактики и предупреждения совершения новых преступлений;

· дать характеристику порядка и условий исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

· дать характеристику порядка и условий исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни;

· изучить основания и порядок освобождения от отбывания наказания; специфику контроля за поведением условно осужденных.

В процессе изучения курса «Уголовно-исполнительное право» студент должен освоить необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.

По завершению изучения учебного курса «Уголовно-исполнительное право» студенты должны знать:

· нормативные правовые акты в области правового регулирования уголовно-исполнительных отношений;

· основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач в области исполнения уголовных наказаний, исправления осужденных и психолого-педагогического воздействия на них;

· основные организационно-правовые принципы и направления деятельности органов по исполнению уголовных наказаний.

· основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Студент должен уметь:

· юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, имеющие значение для назначения, отбывания и исполнения уголовных наказаний;

· уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе осужденных к отбыванию уголовных наказаний;

· эффективно осуществлять правовое воспитание;

· осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, имеющих действие в сфере уголовно-исполнительных правоотношений.

Студент должен владеть:

· навыками выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

· способами предупреждения правонарушений и преступлений, выявления и устранения причин и условий, способствующие их совершению, в том числе в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;

· навыками правильного и полного отражения результатов деятельности, связанной с назначением и исполнением уголовных наказаний, в юридической и иной документации.

Изучение учебного курса «Уголовно-исполнительное право» предполагает самостоятельный анализ положений уголовно-исполнительного законодательства, его научно-практического комментария, теоретических выводов в учебных и научных изданиях. Это предопределяет необходимость самостоятельного изучения некоторой части программы настоящего курса.

Данное учебно-методическое пособие имеет целью способствовать более полному и глубокому изучению данной дисциплины. Оно составлено в соответствии с требованиями учебной программы и определяет последовательность изучения всего курса уголовно-исполнительного права. По каждой теме определены конкретные вопросы, которые необходимо проработать во время самостоятельной работы при подготовке как к семинарским занятиям, так и к экзамену.

Для более качественного изучения курса необходимо использовать основные положения Конституции РФ, положения смежных учебных дисциплин, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и комментарии к нему, иные подзаконные акты, публикации в специальных юридических периодических изданиях, например, «Российский следователь», «Российский судья», «Законность», «Государство и право», «Преступление и наказание» и др. В целях обеспечения возможности углубленного изучения той или иной проблемы и выработки научного мировоззрения в настоящем пособии приводится список дополнительной литературы по каждой теме настоящего учебного курса.

Виды занятий и методика обучения.Курс «Уголовно-исполнительное право» включает следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, консультации и индивидуальные занятия. Применяются и различные формы самостоятельной работы. Лекцииявляются важной составной частью учебного процесса, читаются по темам, предусмотренным учебно-тематическим планом курса. Лектор акцентирует внимание на наиболее актуальных и сложных проблемах рассматриваемой темы. Лекции призваны вовлечь студентов в активную мыслительную деятельность и дополнительную самостоятельную работу. Посещение лекций является обязательным для студентов. Тематика лекций и их объем приведены в разделе «Содержание дисциплины».

Студентам рекомендуется вести конспект лекций, который представляет собой краткое изложение или запись содержания лекции.

Семинарские занятияпредставляют собой групповую форму занятий при активном участии студентов, способствуют более глубокому изучению актуальных и сложных проблем курса «Уголовно-исполнительное право». Они дополняют лекции и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. Тематика семинаров, их объем и планы приводятся в разделах: «Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям», «Планы семинарских занятий».

Консультацииявляются одним из видов учебных занятий, которые представляют собой совет, беседу преподавателя со студентом. На консультации преподаватель поможет разобраться с неясными вопросами, научит работать с нормативными источниками и литературой, готовить доклады и т. д. Консультации бывают групповые и индивидуальные. Групповые консультации обычно проводятся в начале и в конце семестра по темам, интересующим всех студентов. Индивидуальные консультации проводятся со студентами, желающими получить дополнительные рекомендации и разъяснения. Предэкзаменационная консультация проводится накануне курсового экзамена и требуется для более подробного ознакомления студентов с порядком проведения экзамена, вопросами экзаменационных билетов, критериями оценок. Кроме того, студенты получают разъяснения по темам, вызывающим затруднения в процессе подготовки к экзамену.

Самостоятельная работавключает всю совокупность самостоятельной деятельности студентов, которая может выражаться в изучении теоретической литературы, нормативно-правовых материалов, практической и статистической информации, а также в научно-исследовательской работе и т. д. Нормативный объем самостоятельной работы студентов указан в таблице раздела «Содержание дисциплины».

Формы контроля.В целях контроля и оценки знаний и умений студента по курсу «Уголовно-исполнительное право» применяется оперативный, рубежный контроль и экзамены.

Оперативный контрольпроводится с целью определения качества усвоения лекционного материала и представляет собой опрос студентов (письменный или устный) по основным вопросам рассматриваемой темы.

Усвоение каждого фрагмента курса должно подтверждаться письменными или устными ответами студентов на контрольные вопросы.

Рубежный контрольвыражается в самостоятельной проверке студентами полученных знаний по рассматриваемому курсу. Руководствуясь учебно-тематическим планом, студенты отвечают на контрольные вопросы или решают тестовые задания по каждой теме образовательной программы.

Для итогового контроля по курсу «Уголовно-исполнительное право» предусмотрен экзамен. Целью экзамена является проверка знаний студентов, степени и глубины усвоения ими учебной дисциплины, умения анализировать современные явления общественной жизни, творчески мыслить. Подготовка к экзаменам является ответственным и весьма трудным периодом самостоятельной работы студентов. Готовиться к ним необходимо на протяжении всего семестра, руководствуясь данным учебно-методическим комплексом, так как здесь изложены основные проблемы, рекомендована соответствующая литература, представлен перечень вопросов для повторения курса.

Экзаменам предшествует 4-часовая консультация. К экзамену допускаются студенты, которые полностью выполнили учебный план. Экзамен в период сессии, как правило, принимает преподаватель, ведущий семинарские занятия. Студенты, пропускавшие занятия и не выполнившие учебный план, могут быть допущены к экзаменам только по решению кафедры и сдают экзамен специальной комиссии из преподавателей кафедры, созданной на период экзаменационной сессии. Экзамены студенты сдают по экзаменационным билетам, утвержденным кафедрой и включающим вопросы по всему курсу. Преподаватель, принимающий экзамен, имеет право задать дополнительные вопросы по программе учебной дисциплины. На подготовку к ответу на экзамене предоставляется 30 минут. В течение этого времени рекомендуется определить нормативную правовую базу, составить план, тезисы, сформулировать наиболее важные мысли. Ответ должен быть точным, немногословным, раскрывать существо вопроса.

Оценка, поставленная на экзамене, является итоговой по курсу и проставляется в приложении к диплому.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации