Введение. Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Уголовно-исполнительное право для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская

Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Уголовно-исполнительное право для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и отражает специфику и профиль подготовки компетентных специалистов. Она определяет структуру и содержание курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, предусматриваемому учебными графиками.

На изучение данного курса для студентов очной формы обучения АФ «СГАП» отводится 126 часов. Из них лекционных – 44 часа, семинарских – 66 часов, самостоятельная работа - 60 часов.

На изучение данного курса для студентов заочной формы обучения АФ «СГАП» (3,5 года обучения) отводится 126 часов. Из них лекционных – 8 часов, семинарских – 4 часов, самостоятельная работа - 114 часов.

На изучение данного курса для студентов заочной формы обучения АФ «СГАП» (4 года обучения) отводится 126 часов. Из них лекционных – 8 часов, семинарских – 2 часа, самостоятельная работа - 116 часов.

На изучение данного курса для студентов заочной формы обучения АФ «СГАП» (6 лет обучения) отводится 126 часов. Из них лекционных – 10 часов, семинарских – 4 часов, самостоятельная работа - 112 часов.

Курс изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета, при подготовке к которому следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету.

На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы. Весь лекционный материал должен быть представлен с мультимедийным сопровождением.

К лекционным занятиям следует относиться с максимальным вниманием, поскольку традиционно лекция по теме является наиболее оперативным и доходчивым источником информации по той или иной проблеме. Это становится особенно очевидным, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы, ее недоступность для студентов. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется совершенно необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.

Активная работа на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету.

На семинарах рассматриваются теоретические и практические вопросы. На семинарских занятиях на ряду с теоретическими рассматриваются и практические вопросы. Большинство занятий носит интегративный характер, сочетает в себе черты семинара и практического занятия. Целью таких занятий не только проверить, закрепить и углубить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, но развить способность к творческому мышлению в ходе обсуждения вопросов на занятии, приобрести умение и навыки применения современных средств и методов.

При подготовке к каждому занятию студент должен ознакомиться с планом, изучить конспект лекций и рекомендуемую литературу, по контрольным вопросам самостоятельно проверить свои знания, полностью выполнить домашнее задание, данное преподавателем на предыдущем занятии.

При необходимости студент может получить консультацию у преподавателя. В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе дисциплины.

По каждой теме дается перечень основной и дополнительной литературы, которая имеется в основном фонде библиотеки СГЮА. Вместе с тем, студенту рекомендуется пользоваться периодической печатью.

В планах занятий приведена примерная тематика докладов и рефератов, которые согласовывается с преподавателем, ведущим занятия в группе. Время доклада на занятии 8-10 минут. В докладе рекомендуется использовать наглядное пособие (схемы, фото, видеофильмы, снимки и т. п.). Отдельным студентам может быть поручено рецензирование рефератов и оппонирование на семинаре, каждому студенту целесообразно принимать активное участие в дискуссии. Для проверки закрепления студентами полученных знаний к каждому занятию приведены контрольные вопросы. Проверка знаний может быть осуществлена как путем опроса безмашинного способа, так и с применением компьютеров. На заключительном этапе занятий возможно проведение конкурсов, олимпиад и т. п.

Самостоятельная работа предполагает индивидуальное изучение студентами теоретического материала по конкретной теме и подготовку к семинарским и практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации.

Залогом успешного освоения материалов курса является: активное научно-исследовательская работа студента, постоянное ознакомление с практической деятельностью правоохранительных органов во внеучебное время и добросовестная самостоятельная работа.

Инновационные методы: чтение лекций и проведение семинарских занятий с демонстрацией слайдов, показом учебных видеофильмов; проведение практических занятий с использованием интерактивной доски (демонстрация слайдов, показ учебных видеофильмов и др.), современного программного обеспечения, научно-технических средств, материалов судебной и следственной практики и др.).

Кроме того, возможно проведение открытых семинарских занятий с посещением судебных и следственных органов, при расследовании и рассмотрении уголовных дел.

Средства обеспечения освоения дисциплины (материально-техническое обеспечение дисциплины): мультимедийное сопровождение лекций (мультимедийный проектор); презентации; учебные видеофильмы; иллюстративные таблицы; схемы, электронные презентации.

Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий:

Во вводной (первой) лекции необходимо 10-15 минут уделить освещению организационных моментов: в общих чертах изложить цели и задачи курса, его структуру, практическую значимость, сроки изучения, установленные формы занятий и контроля знаний студентов, ответить на возникшие вопросы студентов;

В начале каждой лекции необходимо активизировать память студентов тезисно перечислив вопросы, рассмотренные на предыдущей лекции, а так же озвучить вопросы, входящие в план предстоящего лекционного материала по теме.

В ходе чтения лекций по курсу следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом и содержанием разделов курса. При изложении лекционного материала рекомендуется активно использовать предметно-наглядное сопровождение с применением интерактивных мультимедийных технологий (в форме презентаций и т.п.) или без таковых.

Интерактивные мультимедийные технологии рекомендуется применять в каждой лекции.

Материал с применением таких технологий должен быть наглядным, доступным, понятным, дополняющим и поясняющим теоретические положения освещаемой темы;

Освещая вопросы темы, следует акцентировать внимание студентов на практической значимости излагаемой проблемы, сопровождать теоретический материал примерами из практики.

Давая в ходе лекции теоретические положения по темам курса, следует логично и последовательно излагать материал, периодически выясняя у студентов о существовании проблемных моментов в усвоении материала; при выявлении таких проблем следует их устранить альтернативной и более доступной интерпретацией изложенного материала;

В конце каждой лекции необходимо подвести итог по освещенным положениям, а так же ответить на возникшие у студентов вопросы по изложенным материалам темы.

При проведении семинарских занятий:

– на вводном (первом) семинаре следует осветить организационные вопросы предстоящих занятий: их общее количество, виды работ на предстоящих занятиях и

правила оценки знаний студентов;

– в ходе проведения семинарского занятия следует придерживаться вопросов тем, установленных учебно-методическим планом и содержанием разделов курса;

– в начале каждого семинара следует огласить вопросы, предстоящие обсуждению на занятии, а так же довести до сведения студентов формы предстоящей работы на занятии (просмотр видеофильма, презентация по теме и т.п.)

– перед рассмотрением вопросов рекомендуется тезисно побеседовать со студентами по материалам лекций по данной теме, ответив, в случае необходимости, на возникшие вопросы, а так же обозначить связь положений, изложенных на лекции с вопросами предстоящими обсуждению на предстоящем занятии;

– в ходе проведения семинара следует призывать студентов к активной работе на занятиях в различных формах (устные ответы, выступление с докладами, ответ с использованием презентаций и т.п.), а так же к участию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам тем семинарских занятий;

– при рассмотрении теоретических положений на занятии необходимо так же обеспечить (по возможности) наглядно-предметными материалами по теме (приговорами, определениями и постановления судов, следственных органов, постановления пленума Верховного суда и т.п.);

– в случае существования возможности обеспечения наглядно-предметными материалами по теме следует активно их использовать в учебном процессе;

– при рассмотрении вопросов по темам следует активно использовать учебные фильмы при рассмотрении тем семинарских занятий, предусмотренные учебно-методическим комплексом по курсу;

– в конце каждого семинара необходимо ответить на возникшие вопросы у студентов по теоретическим и практическим аспектам проведенного занятия, а так же подвести его итоги, огласив оценки знаний проявленных студентами и отметив показавших наиболее активную работу на занятии.

При изучении дисциплины «Уголовно-исполнительное право» приобретение теоретических знаний студентами должно осуществляться в неразрывной связи с изучением практики исполнения наказания.

Достижение необходимой степени усвоения учебного материала по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» возможно путем сочетания методов дискуссии, деловой игры, анализа проблемной ситуации с традиционными формами обучения (опроса, обсуждения и защита курсовых работ, подготовленных по актуальным проблемам теоретической и практической направленности, и пр.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - I

Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Категория слушателей студенты

Срок обучения: 5 лет.

Форма обучения: очная.

Семестр– 9

Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа.

№№ Наименование темы Количество часов
    Лекции Семинары Самост. работа
1. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права
2. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика      
3. Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования
4. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
5. Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям
6. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных
7. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных.
8. Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих
9. Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества
10. Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными.
11.   Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др.
  ИТОГО:
  Форма контроля: ЗАЧЕТ      

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - II

Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Категория слушателей студенты

Срок обучения: 3,5 лет.

Форма обучения: заочная

Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа

Наименование темы Количество часов
    Лекции Семинары Самост. работа
1. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права      
2. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика      
3. Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования      
4. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания      
5. Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям      
6. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных          
7. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных.          
8. Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих      
9. Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества      
10. Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными.      
11.   Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др.      
  ИТОГО:
  Форма контроля: ЗАЧЕТ      

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - III

Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Категория слушателей студенты

Срок обучения: 4 года

Форма обучения: заочная

Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа

№№ Наименование темы Количество часов
    Лекции Семинары Самост. работа
1. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права          
2. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика
3. Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования  
4. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
5. Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям    
6. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных  
7. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных  
8. Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих    
9. Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества      
10. Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными.          
11.   Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др.      
  ИТОГО:
  Форма контроля: ЗАЧЕТ      

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - IV

Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Категория слушателей студенты

Срок обучения: 6 лет

Форма обучения: заочная

Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа

Наименование темы Количество часов
    Лекции Семинары Самост. работа
1. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права      
2. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика
3. Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования  
4. Система учреждений и органов исполняющих уголовные наказания
5. Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям  
6. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных          
7. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных      
8. Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих  
9. Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества    
10. Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными.          
11.   Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др.        
  ИТОГО:
  Форма контроля: ЗАЧЕТ      

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем часов, выделяемых на отдельные виды занятий, может варьироваться в зависимости от формы и сроков обучения.

Наши рекомендации