Определение структуры системы, представляющей собой совокупность связей между его компонентами

Следует подчеркнуть многоструктурность любой системы.

Пример. На предприятии существует:

• организационная структура, т. е. совокупность так называемых отношений субординации и координации, иначе говоря, отношений подчиненности и согласованности;

• информационная структура, выражающаяся в определенных формальных и неформальных потоках информации;

• потоки материалов, сырья, деталей, готовых изделий, составляющих свои структуры;

• структура, представляющая собой совокупность отношений собственности;

• морально-психологическая структура сугубо человеческих отношений -симпатии и антипатии между работниками;

• отношения между различными группами работающих, часть из которых носит политический характер, например, между членами профсоюзов, партий, общественных движений.

7. Определение функций активных элементов системы, их "вклада" в реализацию роли системы в целом.

Принципиально важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных элементов системы. Эта проблема особенно актуальна для подразделений, цехов крупных предприятий, чьи функции часто во многом "несостыкованы", недостаточно подчинены общему замыслу

8. Выявление причин, объединяющих отдельные части в систему, в целостность.

Они носят название интегрирующих факторов, к которым в первую очередь относится человеческая деятельность. В ходе деятельности человек осознает свои интересы, определяет цели, осуществляет практические действия, формируя системы средств для достижения целей. Исходным, первичным интегрирующим фактором является цель.

Цель в любой сфере деятельности представляет собой сложное сочетание различных противоречивых интересов. В пересечении подобных интересов, в своеобразной их комбинации заключается истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет судить о степени устойчивости системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего развития.

Определение всех возможных связей, коммуникаций системы с внешней средой.

Для действительно глубокого, всестороннего изучения системы недостаточно выявить ее связи со всеми надсистемами, которым она принадлежит. Необходимо еще познать такие системы во внешней среде, которым принадлежат компоненты исследуемой системы. Так, следует определить все системы, которым принадлежат работники предприятия — профсоюзы, политические партии, семьи, системы социокультурных ценностей и этических норм, этнические группы и т. д. Необходимо также хорошо знать связи структурных подразделений и работников предприятия с системами интересов и целей потребителей, конкурентов, поставщиков, зарубежных партнеров и т. д. Нужно также видеть связь между используемыми на предприятии технологиями и "пространством" научно-технического процесса и т. п. Осознание органического, хотя и противоречивого единства всех систем, окружающих предприятие, позволяет понимать причины его целостности, предотвращать процессы, ведущие к дезинтеграции.

Рассмотрение исследуемой системы в развитии.

Для глубокого понимания любой системы нельзя ограничиваться рассмотрением коротких промежутков времени ее существования и развития. Целесообразно по возможности исследовать всю ее историю, выявить причины, побудившие создать эту систему, определить иные системы, из которых она вырастала и строилась. Также важно изучать не только историю системы или динамику ее нынешнего состояния, но и попытаться, используя специальные приемы, увидеть развитие системы в будущем, т. е. прогнозировать ее будущие состояния, проблемы, возможности.

Пример. Необходимость динамического подхода к исследованию систем легко проиллюстрировать сравнением двух предприятий, у которых в какой-то момент времени совпали значения одного из параметров, например, объем продаж. Из этого совпадения совсем не вытекает, что предприятия занимают на рынке одинаковое положение: одно из них может набирать силу, двигаться к расцвету, а другое, наоборот, переживать спад. Поэтому судить о любой системе, в частности о предприятии, нельзя лишь по "моментальной фотографии", по одному значению какого-либо параметра, необходимо исследовать изменения параметров, рассмотрев их в динамике.

Изложенная здесь последовательность процедур системного анализа не является обязательной и закономерной. Обязательным является скорее сам перечень процедур, чем их последовательность. Единственное правило заключается в целесообразности многократного возвращения в ходе исследования к каждой из описанных процедур. Только это является залогом глубокого и всестороннего изучения любой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системный анализ возник в ответ на требования практики: в результате появления необходимости изучать и проектировать сложные системы, управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени.

Системность не есть некоторое нововведение, последнее достижение науки Системность есть всеобщее свойство материи, форм ее существования, а значит, и неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление Было бы неверным говорить, что мышление стало "системным" только во второй половине XX в. Мышление системно всегда и другим быть не может. "Несистемного" знания не бывает, системность — это не такое качество, которым можно обладать или не обладать, просто системность имеет разные уровни [10]. Успешность всякой деятельности тем более вероятна, чем выше уровень системности, а неудачи вызваны недостаточной системностью Появление проблемы — признак недостаточной системности, решение проблемы — результат повышения системности

В заключение можно привести такое определение системного анализа.

Системный анализ — совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.

В целом можно сказать, что в процессе системного анализа:

• решаются такие проблемы, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами;

• используются не только формальные методы, но и методы качественного анализа, т е методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов — эвристики;

• объединяются разные методы с помощью единой методики;

• появляется возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;

• основное внимание уделяется целям и целеобразованию;

• сначала рассматривается объект (проблема) как цельное связанное образование, а затем производится более детальный анализ с установлением причинно-следственных связей между элементами и окружающей средой.

Лекция 11

Наши рекомендации