Сообщение новых знаний, показ новых приемов, работы.
Выполнение заданий детьми.
Анализ деятельности детей по овладению содержанием занятия.
5. Подведение итогов занятия(обсуждение результатов, оценка работ).
Педагогические условия, реализующие воспитательные возможности занятия:обеспечение интереса к занятию, степень трудности задания; прямая помощь педагога с учетом особенностей детей, их личностных черт (нерешительности, замкнутости, неумения сосредоточиться, стеснительности); использование методов по организации поисковой деятельности детей; введение новых мотивов побуждающих к выполнению задания.
Главную роль в развитии дошкольников играют современные программы обучения и воспитания детей: "Типовая программа обучения и воспитания в детском саду", "Истоки", "Детство", "Радуга", "Развитие", "ТРИЗ", "Из детства в отрочество", региональные программы воспитания и обучения. Н.Н. Поддьковым разработана универсальная программа умственного развития и обучения дошкольников построенная на принципах оптимального соотношения процессов развития и саморазвития; соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития детей; противоречивости содержания воспитательно - образовательной работы как основы детского саморазвития и развития; "развивающейся интриги"; формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
3.В переводе с греческого "технология" обозначает науку о мастерстве, или науку об умениях. Педагогическая технология определяется как способ исследования педагогического мастерства, в которых выделяются общие составляющие для использования в деятельности других педагогов.
В педагогике существуют следующая классификация:
1. технология личностно – ориентированного подхода;
2. частно – педагогическая технология, охватывающая одну из сторон процесса образования (технология сенсорного развития М. Монтессори, игровые технологии в обучении, технология эвристического обучения;
3. локальная технология – технология организации групповой деятельности;
4. технология «переключения» детей от одного вида деятельности к другой;
5. технология безотметочного оценивания результатов ученической деятельности младших школьников;
6. технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Технология личностно – ориентированного подхода к детям основывается на Концепции развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). обучение и воспитание строится на принципах природосообразности, развитие ребенка происходит посредством приобщения его к традициям своего народа, признается уникальность ребенка, вера в его возможности, побуждения к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.
Инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию включают: признание субъективности ребенка, диалогизацию, дифференциацию и индивидуализацию; поддержку ребенка в деятельности; построение образовательного процесса обучения с учетом ЗБР, сензитивных периодов детства; использование в обучении, воспитании и развитии детей идей культурологической концепции Р, М. Чумичевой, экономического воспитания А.Д. Шатовой, индивидуально – ориентированного обучения А.Д. Давидчук, индивидуально – дозированного обучения Е.И. Ерофеевой.
Технологии личностно – ориентированного подхода повышают требования к личностным качествам педагога, его профессиональным умениям, признанию ценностей педагогической деятельности.
Инновационным является направление технологии витагенного образования с голографическим подходом. Суть технологии, разработанной А.С. Белкиным, заключается в раскрытии творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Опора на витагенный (жизненный) опыт ребенка – средство сформировать новое отношение к нему, сделать его равноправным участником педагогического процесса. Взаимодействие педагога с детьми – это и духовный обмен, и взаимообогащение учащих и учащихся. Основными направлениями педагогической деятельности выступают: игра, помощь семье в организации полноценного общения, формирование разумных потребностей.
Приемы формирования (разумных) потребностей: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение к погашениям», «эмоциональное обволакивание», «эмоциональный контакт»,»эмоциональная установка», «положительное подкрепление», «переключение деятельности». Данная технология расширяет возможности использования опыта детей и взрослых, формирует интимно – личностные основы взаимодействия.
Современной педагогической технологией является ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Технология появилась в связи с исследованиями искусственного интеллекта. Разработана Г.С. Альтшуллером. Основная цель – развитие интеллекта и предпосылок творческой деятельности дошкольников. ТРИЗ разработана для разных уровней образования – дошкольного возраста до обучения в ВУЗе.
В настоящее время созданы оригинальные методы и средства развития интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности.
В дошкольные образовательные учреждения ТРИЗ пришла в 1987г. ее цель – развить у детей познавательные процессы, изобразительную смекалку и творческое воображение. Главным в технологии ТРИЗ для дошкольников лежит принцип природосообразности в обучении с опорой на положения Л.С. Выготского о ЗБР.
Тризовская технология – подбор коллективных игр и занятий, прогулок, бесед с детьми на исторические темы, рассматривание объекта в его временном развитии, что позволяет ребенку понять причину постоянного совершенствования, изменения и дополнения
К методам, приемам и средствам технологии ТРИЗ относятся: метод фокальных объектов, типовые приемы фантазирования. Решение сказочных задач и придумывание новых сказок, «системный оператор», морфологические таблицы, метод «маленьких человечков». Универсальным в технологии ТРИЗ является метод фокальных объектов. Сущность его в том, что объект или предмет становится основным (в центре внимания) в организации деятельности детей. этот метод может использоваться в игре, конструировании, развитии речи. При использовании данного метода у детей формируется умение анализировать объект, увидеть главное, устанавливать взаимосвязи.
Данный метод позволяет ставить такие задачи: придумать что – либо новое, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, проанализировать художественное произведение или картину. Метод фокальных объектов способствует развитию воображения.
Типовые приемы фантазирования:
1. «очеловечивание» предметов и явлений;
2. изменение эпизода сказки;
3. изменение сюжета сказки;
4. изменение конца.
Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи, при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.
Морфологическая таблица, с помощью которой выделяются части объекта, предмета, явления или основные части сказки. Например, в сказке «Царевна – лягушка» главный герой – Иван – Царевич, второстепенный герой – Царь, дополнительный атрибут – шкура лягушки. Основным в этом методе является формирование таких умений, как умение видеть главное в структуре объекта.
Метод «системный оператор» - как и морфологическая таблица, формирует умение видеть главное в предмете, объекте.
Метод «маленьких человечков» используется при анализе вещества: жидкого, газообразного, твердого. Каждому состоянию соответствуют свои человечки. С помощью этого метода ребенок научается видению структуры объекта.
Частно – педагогическая технология - одна из первых педагогических технологий разработанная М. Монтессори. Главной целью технологии является развитие сенсорных ощущений дошкольников. Для этой цели была разработана система дидактических средств:
1. средства, рассчитанные на свободное манипулирование (включает развитие тактильных, слуховых, кинестетических чувств ребенка);
2. средства, предполагающие полезную практическую деятельность (включает средства, способствующие совершенствованию чувственных анализаторов, а так же приобщению детей к практической деятельности: рамки – вкладыши, решетка для застегивания пуговиц и др.).
Условия использования дидактических материалов:
1. освоение дидактических средств в свободном манипулировании;
2. стимулирование интереса детей к манипулированию;
3. использование дидактических материалов в определенной системе и последовательности;
4. длительное манипулирование предметами.
М. Мотессори утверждала, что свободное манипулирование дидактическими средствами приводит к развитию произвольного внимания, сосредоточенности и самодисциплины.
Локальные педагогические технологии созданы Н. Потаповой и Б. Зайцевым. Суть локальной системы Н. Потаповой состоит в том, что к зрительным и моторным анализаторам, участвующим в усвоении детьми написания букв, добавляются тактильные анализаторы. Для этого разработана система средств изображения букв или их элементов из бумаги. Автором предложена система приемов работы с этими элементами.
Б. Зайцевым разработана технология раннего обучения чтению. В ее основе лежат дидактические средства в виде наборов кубиков, на которых в определенно последовательности и сочетании расположены отдельные звучащие кубики, разработаны приемы манипулирования этими кубиками.
В дошкольной педагогике существуют и отдельные приемы развития интеллекта,широко используемые педагогами в практике: прием переключения деятельности; положительное подкрепление (одобрение позитивного поведения); прием отрицательного подкрепления (предупреждение нежелательных поступков); прием «эмоциональная установка» (яркое выражение положительных или отрицательных эмоциональных отношений – «эмоциональный контраст»).