Обобщение знаний учащихся о былинах и сообщение новых сведений познавательного характера.

Учитель ведёт с учащимися беседу, в ходе которой определяются характерные особенности былин.

— Кто является главными героями былин? (Русские богатыри, защитники Родины сильные, смелые, мужественные люди.)

— Похожа ли былина на сказку? Чем? (В ней могут быть сказочный зачин и концовка, сказочные герои, например змей-Горыныч, сказочные действия, сказочные повторы и т.д.)

— Какими речевым своеобразием отличаются былины? В них, например, используются просторечные слова: отворять, разом, доныне, кабы и т.д. А ещё? (Слова с уменьшительно-ласкательным значением (приводятся примеры); устойчивые выражения (эпитеты) (приводятся примеры), повторы слов.)

Учитель делает обобщение и даёт дополнительные сведения о былинах.

— Былины — произведения искусства, жанр устного народного творчества. Да, действительно для них характерен некоторый вымысел, сказочность, но вымысел этот является поэтической правдой.

В былинах мы найдём много исторических достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу. (Эту амуницию воинов учитель показывает на иллюстрации.) Всё это есть и у богатыря. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Например, упомянутый в былине «Илья Муромец и Калин-царь» князь Владимир действительное лицо — князь Владимир Всеволодович Мономах, живший в XI веке в Киевской Руси.

Былины настолько достоверны в описаниях деталей жизни тех времен, что по ним учёные восстанавливают внешний вид зданий того времени, судят о том, как жили наши предки.

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях — ив этом тоже их правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали народ на подвиг во славу отечества, поднимали дух и настроение людей в годы испытаний. Былины воспитывали в юношах любовь к родной земле, презрение к врагам-захватчикам.

Однако не следует думать, что в былинах всё изображалось так, как было в действительности.

Былины наполнены и фантазией, и выдумкой народа. Так, чтобы подчеркнуть силу и смелость русского богатыря, в былины вводятся сказочные существа (например, Змей-Горыныч), с которыми сражаются былинные герои.

Поводом к созданию былины чаще служило какое-нибудь событие, а порой — песни, которые славили героев-воинов.

Мы слушали с вами, как рассказывались былины — будто песни пелись. Это потому, что некоторые былины были созданы на основе русских народных песен.

Так же, как и картины, изображающие русских богатырей, былины заставляют нас не забывать героическое прошлое, испытывать чувство гордости за смелых и мужественных её сыновей, самим любить свою Родину, а если будет необходимость, то и защитить её».

Часто в былинах употреблялись пословицы и поговорки русского народа.

— Вспомните, чем пословица отличается от поговорки.

Пословица — это меткое короткое суждение, вывод, сделанный народом из каких-либо случаев, событий. Пословица обычно состоит из двух частей, которые часто рифмуются, например: «Сделал дело — гуляй смело».

Поговорка — это часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которые можно заменить другими словом, близким по значению, например: «стучать зубами» — замерзать, «палец о палец не ударить» — бездельничать и т.д. В народе такие поговорки ещё называются «крылатыми словами».

Работа с учебником (с. 35)

Учитель предлагает прочитать в учебнике крылатые слова и выражения, а затем поразмышлять над ними.

— Из предложенных выражений выберите те, которые могут употребляться в былинах: «Аника-воин», «косая сажень в плечах». Остальные выражения могут встречаться в сказках, сказаниях.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:подготовиться к ответам на вопросы рубрики «Вспомните» по материалу «Повторяю и творю». Задания даются по рядам:

1-й ряд: определить, что такое пословица, вспомнить пословицы о Родине, о труде, о дружбе;

2-й ряд: определить, что такое загадка, скороговорка, вспомнить и загадать учащимся класса по две-три загадки, проговорить одну скороговорку;

3-й ряд: вспомнить различные виды песен — колыбельные, шуточные, обрядовые, привести примеры;

4-й ряд: вспомнить название народных сказок: о животных, бытовых, волшебных, подготовиться к пересказу одной из сказок;

5-й ряд: вспомнить, какие читали легенды; подготовить пересказ одной из легенд;

6-й ряд: вспомнить, какие читали былины; подготовить пересказ одной из былин.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наши рекомендации