Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания

Яворская А.А. аспирант БФУ им. И. Канта (Калининград)

В настоящее время проблема подготовки специалистов сферы обслуживания среднего звена средствами физической культуры является актуальной, поскольку, во-первых, профессии и специальности сферы обслуживания являются одними из самых востребованных, во-вторых, средства физической культуры располагают большим потенциалом в формировании личности профессионала.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей профессионально-прикладной физической подготовки специалистов сферы обслуживания в среднем специальном учебном заведении.

В связи с переходом на компетентностный подход в образовании, в том числе среднем профессиональном, и внедрением новых стандартов, целью профессионально-прикладной физической подготовки становится формирование профессиональной компетентности специалиста средствами физической культуры.

Одним из главных направлений, в котором в настоящее время идет решение задач по формированию профессиональной компетентности специалиста, является совершенствование организационно-методических основ как в рамках многолетнего процесса обучения, так и применительно к отдельным учебным занятиям по физической культуре.

Основным признаком компетентностного подхода в совершенствовании профессионально-прикладной физической культуры является опережающее развитие у будущих специалистов сферы обслуживания профессионально важных качеств. В итоге конечный уровень подготовленности специалистов сферы обслуживания должен характеризоваться совокупностью высокого уровня физических качеств, а также необходимых в профессиональной деятельности психических качеств.

В результате анализа содержания профессионально-прикладной физической подготовки в среднем специальном учебном заведении было выявлено, что средства физической культуры направлены, прежде всего, на развитие физических качеств, формирование знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, а также на устранение неблагоприятных воздействий профессиональной деятельности на организм студентов старших курсов и на профилактику профессиональных заболеваний у студентов младших курсов. Не учитываются специфические особенности профессиональной деятельности, а также связь между профессиональными и личностными качествами специалистов и содержанием, средствами, видами физической культуры, которые позволяли бы формировать необходимые профессионально важные качества будущих специалистов.

Известно, что средства физической культуры и спорта являются эффективными для формирования многих профессионально важных (социально значимых) психофизических качеств, необходимых в той или иной профессиональной деятельности [3].

В нашем исследовании мы исходили из того, что в профессиональную компетентность специалиста сферы обслуживания входит совокупность профессиональных компетенций и обеспечивающие их профессионально важные психофизические качества, и определяется требованиями ФГОС СПО третьего поколения (профессиональные компетенции), требованиями работодателей региона (совокупность знаний, умений, навыков, способностей и др.), требованиями профессиограммы, а также требованиями самих специалистов, работающих в данной сфере.

Будущие специалисты среднего звена в сфере физической культуры и спорта должны знать о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни, а также уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей [4].

К профессиональным компетенциям специалиста сферы обслуживания – менеджера по продажам, на формирование которых средства физической культуры могут оказать положительное влияние, мы отнесли:

1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами

2. Принимать товары по количеству и качеству

3. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли

4. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование

5. Производить измерения товаров и других объектов.

В результате анализа существующих профессио- и психограммы по специальности сферы обслуживания «Коммерция (по отраслям)», анкетирования студентов старших курсов (всего 117 человек), обучающихся по специальности «Коммерция (по отраслям)» Колледжа предпринимательства г. Калининграда к профессиональной компетентности специалиста сферы обслуживания относятся: коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, способность убеждать, выносливость, работоспособность, быстрота реакции, аналитическое мышление, внимание, честность. Вместе с тем, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что коммуника­тивная компетентность занимает особое место в подготовке специалистов сферы обслуживания. Коммуникативная деятельность работника сферы сервиса занимает в его структуре центральное место [2, 4].

Образ субъекта деятельности специалиста сферы обслуживания имеет выраженную структурированность, причем особое значение для развития личности специалиста и достижения успешности в профессиональной деятельности имеют свойства мышления, воображения, коммуникативные, волевые, организационные, эмоциональные качества, дополняемыми отдельными способностями внимания и памяти [1].

Психологическими требованиями специальностей сферы обслуживания по типу «человек-человек», которые могут, на наш взгляд, удовлетворяться за счет средств профессионально-прикладной физической подготовки, являются:

1. стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

2. устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

3. доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;

4. способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

5. способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

6. способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей;

7. аккуратность, пунктуальность, собранность;

8. знание психологии людей.

Таким образом, на занятиях по физической культуре в учреждении среднего профессионального образования с целью формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы обслуживания необходимо включать в раздел профессионально-прикладной физической подготовки упражнения на выносливость, быстроту простой и сложной реакций, внимание, на релаксацию, упражнения, развивающие аналитическое мышление, подвижные и спортивные игры, оказывающие активное коммуникативное воздействие. Вместе с тем, должны учитываться индивидуальные особенности обучающихся: возрастные, психологические, социаль­но-демографические.

1. Антипина М. С. Профессионально важные качества менеджера по

продажам [Текст] / М. С. Антипина, Э. Ф. Зеер // Психология сегодня. 2009 : материалы XI регион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 16-17 апр. 2009 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009.

2. Боровикова Жанна Николаевна. Формирование профессионально значимых

коммуникативных умений учащихся учреждений начального профессионального образования сферы обслуживания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Боровикова Жанна Николаевна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2009.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1399.

3. Смирнова О.А. Педагогическая модель формирования индивидуальных

качеств личности студентов средствами физической культуры. Вестник Калинингр. гос. ун-та. Социально-педагогические проблемы образования. - 2004. - N 2. - С. 102-107.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего

профессионального образования. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL http://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/ Дата занесения: 30.04.2010. Дата обновления: 10.12.2010.

Наши рекомендации