Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
Химич Ж.В.,
МОУ СОШ № 28,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Systematic-activity approach to learning - the foundation of the educational standard of the second generation. Conditions for the formation of knowledge in students through the project activities. Forms of design activity at the lessons of art.
Российское образование в современном обществе выходит на качественно новый уровень развития. В основе образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход к обучению, который направлен на становление личностных качеств ученика, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение общаться с людьми самых разных профессий и культур. С этой точки зрения образовательный процесс должен строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Для учителей возникает вопрос: как достичь этой цели? Это требует от школы:
- формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Важным компонентом на пути к этой цели является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Процесс формирования знаний у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении комплекса условий:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи;
- формирования мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей;
- последовательного включения проектной деятельности в систему элективных курсов учащихся (5-8кл.);
- системный подход к реализации программы Б.М. Неменского, предусматривающей проектную деятельность учащихся;
- творческое сопровождение проектной деятельности.
Проектная деятельность на моих уроках представлена в форме выставочных и исследовательских проектов.
В этой связи предмет перестает быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. На одном уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп, выбирают проблему, над которой будут работать. Заранее предлагаем темы проектов, а также инструктируем учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности в виде памятки:
· Выбор темы проекта (исследования).
· Постановка цели. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
· Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
· Выбор метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
· Сбор данных (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
· Получаем результаты.
· Анализ результатов. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
· Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
· Защита результата в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Такой алгоритм действий значительно сокращает время выполнения задания на уроке (или нескольких уроках), позволяет быстрее достигнуть результата.
Кроме краткосрочных проектов на темы: «Древние образы в народном искусстве», «Единство конструкции и декора в народном жилище», «Народные промыслы их истоки и современное развитие», дети выбирают и долгосрочные – на несколько недель при подготовке ИЗО-викторин; конкурсов: «Осенняя ярмарка», «Подарок для мамы», при подведении итогов четверти, полугодия или года: «Современное выставочное искусство», «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» и др. проекты.
Методы выставочных и исследовательских проектов позволяют формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще одна важная способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Практика показала, что метод проектов применим на уроках изобразительного искусства, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако педагогу нужно учитывать следующее:
- метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
- следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
- учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;
- следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
- проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты.
- для средней школы желательно использовать краткосрочные проекты;
- желательно записывать краткие резюме по результатам наблюдений, которые помогут быть более объективным при защите проектов;
- важно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства - одна из актуальных проблем школьного художественного образования, что позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов способствует воспитанию и развитию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Библиографический список:
1. Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2005.
3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении./ Н.Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2005.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2000. - 272 с.