Организация процесса диагностирования.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап —проектировочный.На этом этапе необходимовыполнить следующие действия.
1.Определить цели диагностики(например, оценить проявлениядетьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности В проектировании диагностической деятельности многие педагоги,как правило, решают вопрос, как ее осуществлять, пропуская вопросы, что и в особенности,зачем диагностировать. Между тем это основныевопросы. От ответа на них зависит и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений. При этом диагностические цели педагога-практика, педагога-исследователя и педагога-
экспертанесут разный целевой смысл.
2. Определить норму(эталон, идеал,образец), с которой будет сопоставлена полученная информация.Это те аспекты сравнения, которые называютсяв педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой.
3. Определить критерии и показателидля оценки проявлений активности и любознательности у детей.Например, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут бытьвыделение новых объектов в окружении, вопросы познавательнойнаправленности о новых объектах, внимательное слушание рассказоввоспитателя и т. п.
4. Определитьметоды диагностики, подобрать или разработатьдиагностические методики. Диагностический метод направлен на изучение педагогической реальности. Он имеет определенную спецификуи особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, которая выражается в сочетании количественнойи качественной обработки полученных результатов. В педагогическойдиагностике основными методами выступают включенное наблюдениеи нестандартизированные беседыс детьми. Кроме того, используютсядиагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельностьребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.
Диагностическая методика—это процедура измерения какого-либокачества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это фрагментметода, характерная для него качественно определенная, усвоеннаяпроцедура или набор процедур для решения конкретной задачи (например, диагностическая методикаГ. Л. Цукерман «Рукавички», позволяющая оценить характер взаимодействия старших дошкольниковсо сверстниками).
Второй этап —практический, на котором осуществляется проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных,обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках,на магнитофон, видеокамеру и т. д.
Третий этап —аналитический.Полученные факты анализируются,в результате чего появляются количественные данные. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличаетсяили не отличается от его прежнего результата, от результатов другихдетей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижениеили большая проблема). На основе анализа определяются причинытакого проявления диагностируемого качества.
Четвертый этап—интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов —основной путьпонимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Процессинтерпретации обнаруживает существенные различия в зависимостиот того, интерпретируются ли только диагностические данные самогопедагога или же к ним добавляются результаты диагностики других лиц.Во втором случае объективность выводов существенно повышается.Любые количественные показатели могут трактоваться по-разному,порой диаметрально противоположным образом, что влечетза собойи возможность их различной интерпретации.Интерпретация будет возможна только тогда,когда собранная информация образует закономерность. Именно от неезависит составлениепрогнозаразвития и принятие педагогическогорешения.
Пятый этап —целеобразовательный. Он предполагает определениеактуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группыв целом.Результаты диагностикииспользуются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.Полученная в результатедиагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогаютпедагогу прогнозировать возможное поведение ребенка в разных ситуациях и понять, какие его достижения следует всячески поддержатьи развивать дальше, а в чем именно требуется оказать этому ребенкупомощь.
Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками.
Главный смысл прогностической деятельности педагогазаключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развитиядвуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности
Периодичность педагогической диагностикиустанавливается образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться требований к педагогическому диагностированию
·Обследование дошкольников:-проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);
·Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.
·Обстановка при проведении диагностики должна быть спокойная, доброжелательная.
·С ребенком работает один взрослый.
·Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
·Обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование длядиагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.
·Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.
·Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 No 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения ивоспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-
педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.