Разработка алгоритмов процесса диагностирования

Алгоритмы процесса диагностирования разрабатываются на основе алгоритмов диагностирования, получаемых при анализе диагностической модели ОД с учетом требований, сформулированных при решении задачи огранизации СД.

При построении этих алгоритмов руководствуются базовыми алгоритмами решения задач диагностирования, которые представляют собой обобщенную последовательность действий, характерную для решения конкретной задачи диагностирования.

Базовые алгоритмы строятся на основе анализа возможных вариантов решения задач диагностирования и описываются на алгоритмических языках, в виде логических, матричных и графических схем. В качестве примера рассмотрим представление базовых алгоритмов в виде граф-схем. Заметим при этом, что в литературе приведены способы перехода из одной формы описания к другой.

При построении граф-схем базовых алгоритмов будем использовать операторы действия и логических условий. Решению каждой задачи соответствует своя совокупность операторов действий:

А = (а1,...,аi,...,аn), аi – операторы действия для определения работоспособности, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru ; В=(b1,...,bi,...,bm), bi – операторы действия при поиске дефектов, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru ; C=(c1,...,ci,...,cs), ci – операторы действия при прогнозировании изменения состояния, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru . Следует заметить, что в частных случаях совокупности А, В и С могут содержать некоторое число одинаковых операторов действия.

Операторы логических условий указывают на необходимость выполнения или отмены какого-либо действия. Операторы логических условий Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru могут принимать значения 0 или 1, что соответствует ответам "Нет" и "Да" в логическом условии и определяют структуру алгоритма.

При изображении базового алгоритма граф-схемами ( Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru ,V), ( Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru ,V) или ( Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru ,V) объединения множеств Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru , Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru , Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru представляют собой множество вершин, а V – множество ветвей. Каждое из множеств А, B, С, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru имеет свою нумерацию. Значение операторов Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru записывается рядом с выходящей из вершины ветвью.

В базовом алгоритме определения работоспособности (рис 16.8) при рабочем и тестовом диагностировании используется 21 оператор действия: ао – начало алгоритма; а1 – подготовка ОД (подача питания, выбор режима и др.); а2 – подключение ТСД к ОД; а3 – выбор алгоритма диагностирования (последовательности проверок); а4 – генерирование тестового воздействия; а5 – преобразование тестового воздействия; а6 – коммутация тестового воздействия; а7 – передача тестового воздействия на вход ОД; а8 – передача с ОД информации о диагностических признаках; а9 – первичное преобразование информации, поступающей с ОД; а10 – нормирование значений диагностических признаков; а11 – аналого-цифровое преобразование информации при использовании в цифровой форме; а12 – передача информации; а13 – обработка информации; а14 – логико-вероятностное преобразование информации; а15 – цифро-аналоговое преобразование информации; а16 – контроль диагностических признаков; а17 – коммутация диагностических признаков; а18 – запоминание значения диагностического признака; а19 – отображение или регистрация диагноза; а20 – конец алгоритма.

При построении базового алгоритма контроля работоспособности могут оказаться необходимыми следующие операторы логических условий: Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1 – следует ли генерировать тестовое воздействие? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 2 – необходимо ли преобразование тестового воздействия? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 3 – нужна ли коммутация тестового воздействия? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4 – следует ли осуществлять первичное преобразование? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5 – необходимо ли нормирование диагностического признака? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6 – следует ли осуществлять аналого-цифровое преобразование? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7 – необходимо ли логическое преобразование диагностических признаков? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8 – следует ли осуществлять логико-вероятностное преобразование? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 9 – необходимо ли цифро-аналоговое преобразование? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10 – закончены ли операции по контролю, преобразованию и обработке информации? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11 – следует ли запомнить текущую информацию?

Если известны особенности ОД, условия их эксплуатации, то из базового алгоритма можно получить частный алгоритм процесса диагностирования при определении его работоспособности.

Так, если осуществлять рабочее диагностирование при определении работоспособности путем контроля совокупности диагностических параметров, представляемых в виде нормированных аналоговых сигналов, то при аналоговой форме обработки и формировании оценки по обобщенному признаку алгоритм процесса диагностирования будет включать только 13 операторов действия (рис.16.9,а):

А = (а0, а1, а2, а3, а8, а10, а12, а14, а16, а17, а18, а19, а20).

Операторы логических условий имеют следующие значения:

Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 9 = 0; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11 =1; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10 = (0,1).

При цифровой обработке информации и рабочем диагностировании в алгоритм процесса диагностирования включаются пятнадцать операторов действия (рис.16.9,б):

А = (а0, а1, а2, а3, а8, а9, а10, а11, а12, а13, а16, а17, а18, а19, а20).

Операторы логических условий имеют следующие значения: Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 9 = 0; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11 = 1; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10 = (0,1).

Аналогичным образом могут быть построены алгоритмы при контроле работоспособности в других случаях.

Для построения базового алгоритма поиска возникшего дефекта оказываются необходимыми 21 оператор действия и 11 операторов логических условий. При этом большее число операторов аналогичны операторам алгоритма при контроле работоспособности: a0 = b0; a1 = b1; a2 = b2; a3 = b3; a4 = b6; a5 = b7; a6 = b8; a7 = b9; a8 = b10; a9 = b11; a10 = b12; a11 = b13; a12 = b14; a13 = b17; a16 = b15;a17 = b16; a18 = b19; a19 = b20; a20 =b21 и появляются еще три новых оператора: b4 – использование безусловного алгоритма поиска, b5 – использование условного алгоритма поиска, b18 – оценка результатов и рекомендации.

Операторы логических условий Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 2, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 3, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11 идентичны решению задачи контроля работоспособности.

 
  Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru

Кроме того, необходимы еще три оператора: Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7 – используются ли при поиске дефекта условный алгоритм? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8 – следует ли производить преобразование информации? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 12 – все ли операции по поиску выполнены?

На рис.16.10 приведен базовый алгоритм поиска возникшего дефекта. Используя базовый алгоритм, можно, как и в предыдущем случае, строить частные алгоритмы при поиске дефектов в различных объектах и условиях.

Так, если при тестовом диагностировании осуществляется безусловный алгоритм поиска с оценкой диагностических параметров путем сравнения с эталоннными значенияим в цифровой форме и регистрации получаемых результатов, то в алгоритм (рис.16.11,а) необходимо включить 14 операторов действия:

В = (b0, b1, b2, b3, b4, b6, b9, b10, b14, b15, b16, b18, b20, b21).

При этом операторы логических условий должны иметь следующие значения:

Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11=1; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 2= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 3= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8=0; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10={0,1}.

При рабочем диагностировании аналогового ОД алгоритм (рис.16.11,б) для поиска возникшего дефекта при условии обработки нормированной информации в дискретной форме и оценке по обобщенному признаку будет включать 12 операторов действия:

В = (b0, b1, b2, b3, b5, b10, b13, b14, b15, b16, b18, b20, b21).

Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru
Операторы логических условий имеют следующие значения: Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11=0; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10=1.

Базовый алгоритм прогнозирования состояния включает 27 операций действия и 20 операторов логических условий (рис.16.12). Основываясь на выбранном методе прогнозирования, в виде измеряемых величин, форме обработки и других условий из базового алгоритма, можно получить частные алгоритмы при прогнозировании.

Операторы действия в этом случае в большинстве своем отличаются от операторов действия аi и bi: сo = аo, с1 = а1, с2 – подключение ОД и измерение диагностических параметров; с3 = а10, с4 = а5, с5 = а11, с6 – вычислительные операции по оценке стационарности процесса; с7 – запоминание информации для обучения; с8 – умножение на весовые коэффициенты; с9 – начальное обучение (построение эталонных классов); с10 – запоминание эталонных классов; с11 – запоминание результатов измерения; с12 – вычисление математического ожидания, дисперсии и т.п.; с13 – вычисление прогнозируемого показателя, классификация; с14 – запоминание значения прогнозируемого показателя или образа; с15 – вычисление дисперсии прогнозируемого показателя; с16 – запоминание вычисленного значения дисперсии; с17 – вычисление доверительного интервала Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru и вероятности p; с18 – запоминание значений Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru и p; с1915; с20, с21, с22 – регистрация или отображение соответственно значения прогнозируемого показателя или класса, дисперсии, Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru и p; с23 – перезапись измерительной информации вместо априорной; с24 – анализ точности прогнозирования; с25 – определение направления коррекции прогнозирующего выражения; с26 – коррекция прогнозирующего выражения; с27 = а20.

При прогнозировании необходимы следующие операторы логических условий: Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1 – необходимо ли преобразование диагностических параметров? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 2 – необходимо ли аналого-цифровое преобразование? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 3 – необходима ли оценка стационарности? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4 – необходимо ли обучение? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5 – следует ли умножать на весовые коэффициенты? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6 – следует ли запоминать параметры эталонных классов? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7 – следует ли запоминать результаты измерений? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8 – следует ли корректировать начальное значение или классы? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 9 – следует ли корректировать текущее выражение по точности? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10 – достаточна ли точность? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 11 – следует ли определять направление коррекции? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 12 – необходимо ли вычислять вспомогательные параметры? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 13 – следует ли запоминать значение прогнозируемого показателя или класса? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 14 – следует ли вычислять дисперсию? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 15 – следует ли вычислять Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru и р? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 16 – необходимо ли цифро-аналоговое преобразование? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 17 – необходимо ли отображение значений дисперсии? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 18 – необходимо ли отображение Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru и р? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 19 – следует ли перезаписывать результаты измерения? Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 20 – следует ли продолжать прогнозирование?

В частном случае при аналитическом прогнозировании методом экстраполяции диагностического параметра, представленного в аналоговой форме, алгоритм прогнозирования будет включать следующие 9 операторов действий (рис.16.13,а):

С = (сo, с1, с2, с3, с11, с13, с14, с20, с27).

Операторы логических условий:

Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 13=1; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 2= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 3= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 12= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 14= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 15= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 16=

= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 17= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 18= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 19= Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 20=0.

В случае прогнозирования методом статистической классификации при условии, что измеряемая информация поступает в аналоговой форме, обработка осуществляется в цифровой форме, производится периодическое обучение (формирование эталонных классов), модель прогнозирования корректируется по точности, результаты фиксируются в цифровой форме и прогнозирование осуществляется многократно, алгоритм (рис.16.13,б) включает 22 оператора действий:

С = (сo, с1, с2, с3, с5, с7, с8, c9, c10, с11, c12, с13, с14, с17, с18, с24, с25, с26, с20, с22, с23, с27).

Операторы логических условий имеют следующие значения: Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 1 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 3 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 14 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 16 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 17 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 20 = 0; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 2 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 5 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 6 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 7 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 12 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 13 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 15 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 10 = Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 18 =1; Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 4 = (0,1); Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 8 = (0,1); Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru 19 = (0,1).

Разработка алгоритмов процесса диагностирования - student2.ru
При реализации программы диагностирования осуществляется композиция алгоритмов процесса диагностирования А, В, С. Одинаковые операторы объединяются в один общий. В том случае, когда целесообразно объединить различные операторы действия, нужно использовать логическое условие "ИЛИ", обозначающее возможность применения оператора в зависимости от логического условия.

Наши рекомендации