Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива
Примерная схема анализа проведения уроков физической культуры и занятий спортивных секций
(Б.С. Граменицкип, И.П. Зсиетаев)
I. Общие сведения
1. Наименование учебного заведения________________________________________________
2. Год обучения________________Класс (группа)_____________________________________
(Для ПТУ, ССУЗа указать профессию, специальность, которую осваивают учащиеся)____________
3. Число учащихся:
а) по списку в журнале___________________________________________
б) фактически занималось_________________________________________
4. Дата проведения занятий:________________________________________________________
5. Место проведения занятий_______________________________________________________
6. Фамилия, имя, отчество преподавателя, образование _____________________
II. Конспект занятий
7. № занятия с начала учебного года_________________________________________________
8.Задачи занятия, правильность их постановки________________________________________
9.Соответствие содержания занятий программным требованиям, рабочему плану и поставленным задачам_________________________________________________________________
10. Обеспечена ли взаимосвязь частей урока, оправданно ли расположен учебный материал, насколько верно определена дозировка нагрузки___________________________________________
Связь с предыдущим занятием_____________________________________________________
III. Проведение занятия
11. Подготовленность мест занятий, оборудования и инвентаря______________
Их санитарно-гигиeническое состояние______________________________________________
12. Внешний вид преподавателя (одежда, выправка)___________________________________
13. Методы проведения занятий (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный) в подготовительной части ______________ в основной части ___________________и их целесообразность ___________________________________________________________________
14. Целесообразность и эффективность использования места занятий, оборудования и инвентаря____________
15. Правильность местонахождения преподавателя во время проведения занятий______________
16. Качество словесного метода руководства (правильность подачи команд, содержательность и лаконичность объяснений, культура речи, выразительность голоса, знание терминологии) _____________________
17. Качество показа упражнений____________________________________________________
18. Правильность применения методов обучения физическим упражнениям; конкретизация общих и постановка частных задач, этапность процесса обучения, предупреждение и исправление ошибок, вариативность и усложнение заданий, игровой и соревновательный методы и др.__________________
19. Регулирование нагрузки________________________________________________________
20. Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, оказание помощи и страховки____________
21. Соблюдение общеметодических принципов:
а) сознательности и активности______________________________
б) наглядности ___________________________________________
в) доступности и индивидуализации__________________________
г) систематичности и прочности_____________________________
д) постоянного повышения требований_______________________
22. Замечания по плотности урока (высокая, средняя, недостаточная):
а) общая плотность:_______________________________________
б) моторная плотность:____________________________________
IV. Решение задач по физическому развитию
23. Правильность распределения материала по физической нагрузке (физиологическая кривая занятий)
24. Пульс учащихся (уд/мин): до занятия________________; наибольший пульс на_____________минуте занятий; пульс по окончании занятия _______________________________
26. Общие замечания и выводы по физической нагрузке (недостаточная, средняя, высокая, чрезмерная)__________
26. Осуществлено ли в соответствии с поставленными задачами воспитание физических качеств______________
27. Как решены задачи по разностороннему физическому развитию______________________
28. Устранению каких недостатков в физическом развитии, технике выполнения упражнений было уделено особое внимание.
V. Решение воспитательных и образовательных задач
29. Уделяет ли преподаватель на уроке внимание нравственному, интеллектуальному и эстетическому воспитанию, а также разностороннему развитию волевых качеств (целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладанию, настойчивости, стойкости), непосредственно дисциплине, бережному отношению к оборудованию и инвентарю________________
30. Внешний вид учащихся (форма одежды, осанка и т.п.)______________________________
31. Реакция преподавателя на положительные и отрицательные поступки учащихся________
________________
32. Чему конкретно на уроке научились занимающиеся________________________________
Какие получили новые знания______________________________________________________
33. Эмоциональность занятия, интерес учащихся к занятиям, их активность_______________
34. Форма учета успеваемости учащихся в процессе занятий (в конце урока)______________
35. Какие даны задания на дом____________________________________________________
VI. Общие замечания
36. Выполнение поставленных задач и плана-конспекта.
Причины отклонения от плана_____________________________________________________
37. Ценность занятия:
а)оздоровительная_____________________________________________
б) для физического развития_____________________________________
в) образовательная_____________________________________________
г) воспитательная______________________________________________
38. Общая оценка урока (занятия)___________________________________________________
39. Рекомендации учителю (преподавателю, тренеру):_________________________________
________________
Подпись проводившего анализ___________________
Дата _____________________
ПРОТОКОЛ
АНАЛИЗА
ЗАЧЕТНОГО УРОКА
проведенного студентом:
в_____________ классе, школы № ______
Анализ проведен группой преподавателей и практикантов в составе:
1. КОНСПЕКТ УРОКА(Соответствие задач рабочему плану и типу урока. Соответствие материала упражнений поставленным задачам и возрастным возможностям учащихся. Разнообразие и оригинальность упражнений, наличие необходимых проводящих упражнений, наличие и правильность методических указаний. Внешний вид конспекта).
________________________________________________________________________
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА.
а) ОРГАНИЗАЦИЯ. (Выбор места для занятий, использование групповодов, размещение занимающихся, использование оборудования и мелкого инвентаря, распределение упражнений по времени, обеспечение дисциплины, плотности занятий).
______________________________________________________________________________
б) МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Соблюдение дидактических принципов. Разнообразие методов и приемов, соответствие их поставленным задачам и подготовленности занимающихся, характеру учебного материала, условиям проведения занятия. Регулирование нагрузки. Обеспечение помощи и страховки.
________________________________________________________________________
в) ПОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГА. (Внешний вид, умение держаться, командный язык, выбор места, педагогический такт, культура речи).
________________________________________________________________________
г) СТЕПЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ УРОКА И НАМЕЧЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНСПЕКТА.
________________________________________________________________________
ПОЖЕЛАНИЯ ПРАКТИКАНТУ
______________________________________________________________________
ОЦЕНКА УРОКА________________________________________________
«___»____________200 г.
Подпись учителя ФВ _______________________________________________
Подпись методиста_________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии Кафедра психологии
Рассмотрено на заседании кафедры психологии, протокол № 9 от 08.04.03 г. Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии ЧГУ, протокол №9 от 24.05.03 г.
Составитель: С.А. Герасимов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА КЛАССА
Методические рекомендации к педагогической практике
Учебно-методическое пособие
Рецензенты: В. В. Хромов, канд. психол. наук, доцент (ЧГУ); ОМ. Шилова, канд. педагог, наук, доцент (ЧГУ)
Научный редактор: В.В. Хромов, канд. психол. наук, доцент
Специальность: для студентов педагогических специальностей университета
ЧЕРЕПОВЕЦ 2003
© Череповецкий государственный университет, 2003
Введение
Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики коллектива класса предназначены для студентов дневной формы обучения педагогических специальностей университета. В содержании методических рекомендаций даются методические советы по составлению характеристики классного коллектива, содержатся требования к характеристике и ее оформлению, указывается последовательность выполнения заданий, приводится примерная схема характеристики.
Данные рекомендации ставят своей целью помочь студентам в организации самостоятельной работы.
Самостоятельность работы студентов при написании характеристики должна проявиться в проведении бесед с классными руководителями и учителями школы, изучении документации на класс, целенаправленном наблюдении за ним, в выборе и проведении методик изучения классного коллектива, а также в систематизации всех полученных данных и составлении характеристики коллектива класса.
Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива представляет собой результат педагогической и исследовательской деятельности студента-практиканта. Характеристика должна всесторонне и глубоко отразить особенности классного коллектива. Необходимо рассмотреть возможные причины, приведшие к формированию тех или иных особенностей коллектива, уметь прогнозировать, как может и должна быть учтена специфика данного коллектива в педагогическом процессе.
Все собираемые материалы, полученные в ходе изучения, результаты наблюдений, экспериментов необходимо фиксировать в специальном дневнике, на основе которого составляется психологическая характеристика. Обязательным является использование специальных психологических методик, данные которых должны быть включены в характеристику.
Прежде всего, характеристика должна основываться на результатах наблюдений. При этом важно не только высказать суждение о тех или иных особенностях коллектива, но и проиллюстрировать эти суждения конкретными фактами и примерами. Особое внимание обратить на повторяемость фактов, закономерности их проявления. По тому, сколько и какие педагогические выводы сможет сделать студент из отдельных особенностей коллектива, можно судить о гибкости его психологического мышления, его педагогических способностей.
Изучая класс, важно сочетать исследовательскую работу с воспитательной, например, попытаться перестроить неблагоприятные взаимоотношения, в случае необходимости оздоровить психологический климат, повысить статус изолированных учеников, придумать интересное дело, которое сплачивало бы ребят. Свою работу с классом следует отразить в последнем разделе характеристики.