Схема сопоставления характеристики классного коллектива

1. Общие сведения о школе: наименование школы, адрес. Социальные контакты общественного коллектива.

2. Официальная структура класса: состав, количество мальчиков и девочек, их возраст. Преобладающее социальное положение родителей. История формирования класса.

3. Характеристика класса как коллектива. Общность социально обусловленных потребностей, интересов, целей. Взаимопомощь и требовательность в жизни класса. Массовые социально-психологические явления. Преобладание коллективного настроения. Система традиций и их внутреннее принятие учащимися. Содержание неофициального мнения: что одобряют и что не одобряют учащиеся. Соответствие неофициального мнения официальному. Лидерство как психолого-социальное явление в детском коллективе. Кому и в чем подражают школьники.

4. Особенности взаимоотношений: проявление чувств ответственности и долга, наличие критики и самокритики. Роль актива в жизни класса. Инициатива и самодеятельность. Оценка запроса как фактор сплочения коллектива. Товарищество и дружба. Дружба мальчиков и девочек. Наличие группировок и мотивы их образования.

5. Общая характеристика учебной деятельности: характеристика успеваемости по отдельным предметам. Любимые учебные занятия. Класс на уроках разных учителей. Неуспевающие в классе и причины неуспеваемости. Отличники, их влияние на класс. Преобладающие мотивы учения.

6. Участие коллектива класса во внеклассной, внешкольной работе и общественно полезном труде.

7. Сопоставление дисциплины в классе: общий уровень дисциплины. Дисциплина на уроках. Отрицательное влияние отдельных учащихся и групп.

8. Характеристика отдельных учащихся как членов коллектива.

Социальные роли учащихся в коллективе. Лидеры. Любимцы класса. Дезорганизаторы. Отрицательные черты учащихся как членов коллектива: эгоизм, честолюбие, зависть, жадность, ябедничество и т.д.

9. Возрастные особенностиучащихся данного коллектива.

10. Психолого-педагогическое заключение.

План психолого-педагогической характеристики личности школьника

Фамилия, имя, отчество ученика...

№ школы, класс... город (село) учебный год.

1. Общие сведения об ученике (возраст, состояние здоровья, условия семейного воспитания).

2. Краткая характеристика семьи ученика (состав семьи, особенности взаимоотношений, культурно-бытовые условия).

3. Краткая психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
(успеваемость, дисциплина, межличностные отношения, симпатии, антипатии, коллективизм. Система традиций, массовые явления в коллективе).

4. Характеристика отношения школьника к коллективу (потребность быть
членом коллектива, общительность и понимание других людей, подверженность школьника массовым социально-психологическим явлениям — соревнование, мода, подражание).

5. Направленность личности (личная, общественная, деловая). Характеристика осознанных мотивов: структура мотивов, структура интересов, их глу­бина, широта, устойчивость и действенность. Наиболее выраженные познавательные интересы, стремления, намерения, мечты, идеалы.

6. Уровень притязаний и самооценка: характеристика уровня притязаний (за­-
ниженный, адекватный, завышенный). Характерная для ученика оценка
своих возможностей. Требовательность к себе. Отношение к критическим
замечаниям учителей, к самовоспитанию.

7. Ученик в различных видах деятельности: соотношение учебной, трудовой
и игровой деятельности. Отношение к обучению (добросовестность, интерес, желание учиться). Степень сформированности учебных навыков.
Отношение к трудовой деятельности. Бытовой труд школьника.

8. Характеристика познавательной деятельности. Особенности восприятия,
наблюдательности. Особенности памяти, быстрота и точность запоминания, длительность удержания материала, характеристика внимания: устойчивость, переключаемость, распределение, рассеянность и т.п. Соотношение творческого и воссоздающего воображения. Уровень развития логического мышления (последовательность и доказательность в изложении мыс­ли, умение выделять общие и отличительные признаки, умение рассуждать и делать выводы, самостоятельность мышления). Развитие устной и письменной речи: богатство лексики, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

9. Эмоционально-волевая сфера: характер эмоциональной реакции на педагогическое воздействие. Развитие высших чувств. Глубина и устойчивость чувств. Преобладание настроения. Степень эмоциональной возбудимости.
Быстрота протеканий и смены эмоций. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний. Эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах. Умение сдерживать эмоции. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость и др.

10. Способности: общие и специальные. Наиболее выделяющиеся способности
(гуманитарные, технические, математические, музыкальные и др.)

11. Темперамент: проявление некоторых особенностей типа высшей нервной
деятельности (сила, уравновешенность, подвижность). Проявление некоторых свойств темперамента (сензитивность, экстра- и интровертированность, импульсивность, ригидность и т.п.)

12. Характер: черты характера, проявляющиеся в учебной деятельности, к
классу, школе. Черты характера, проявляющиеся по отношению к труду;
отношение к одноклассникам, друзьям, самому себе.

13. Выводы и заключения.

Этическая беседа

На классных часах в виде этических бесед проводится обсуждение поступков сверстников для того, чтобы прийти к определенным нравственным убеждениям, правилам поведения, жизненным принципам. Для этических бесед используются примеры из повседневной жизни, школьных событий, а также художественных произведений, публицистики и т. д. Схема проведения этических бесед:

1) сообщение о происшествии, взятом из реальной жизни или из художественного произведения;

2) объяснение произошедшего и анализ обстановки, поведения, причин и следствий (при этом необходимо вовлекать в обсуждение школьников);

3) обобщение всей полученной информации;

4) вывод нравственного принципа, правила поведения и т. п.;

5) обсуждение путей применения сделанных выводов;

6) оценка собственного поведения в свете вновь приобретенных нравственных понятий, принципов.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА:

1. «Твои успехи и неудачи»

2. «Культура общения»

3. «Место подростка в обществе»

4. «Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»

5. «Сила воли и характер»

6. «Чувство собственного достоинства»

7. «Умей сказать – НЕТ! »

8. «Всегда есть выбор»

9. «Жизнь – главная ценность человека»

Наши рекомендации