IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают самостоятельную работу.)

X. Знакомство с новым материалом

Если вы пришли в музей и вам хочется как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят о картинах экскурсоводы.

Экскурсоводы - это работники музея, которые помогают по­сетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специ­альный обзор - экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве того худож­ника, о картинах которого они говорят, о том, в какое время он жил, где учился, в каких жанрах рисовал свои полотна. Наконец, о самой картине экскурсовод должен рассказать так, чтобы у посе­тителей галереи появился интерес к живописи, к творчеству этого художника. Я хочу вам предложить сейчас представить себя в роли экскурсовода. Выберите картину, которая вам интереснее других, внимательно ее рассмотрите и постарайтесь подробно описать так, чтобы все, кому вы рассказываете о ней, посмотрели на нее другими глазами.

(Проводится «игра в экскурсоводов».)

XI. Информация о художнике

Еще один известный русский художник-пейзажист - Исаак Ильич Левитан. Посмотрите на картины И. Левитана.

(Демонстрация репродукций картин «Золотая осень», «Март», «Над вечным покоем».)

По своей специальности Левитан, как и Шишкин, - художник-пейзажист. Но можете ли вы отличить картину, выполненную Левитаном, от картин, которые рисовал Шишкин?

- Как называется присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный «почерк»? (Стиль.)

Говоря по-другому, стиль - это индивидуальность мастера. Именно по стилю - разным приемам создания произведения ис­кусства - мы можем отличить работы художников.

Обратите внимание на стиль, художественный почерк ху­дожника И. Левитана. Он выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Но при этом сами картины дышат простотой, трогательностью. Художник словно хочет показать красоту Родины в простых стогах на лугу, золотой осени, озере.

- Если картины Шишкина мы сравнили с торжественны­ми песнями, то с чем можно сравнить картины Левитана? (С негромкой лирической песней.)

Вот как один из художников говорил о картинах И. Левитана.

«Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской при­роде... и трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям... останутся равнодушными, не попадут под обая­тельную, уникальную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу» (Б. Иогансон).

XII. Рефлексия

- Какие картины называются пейзажами?

- Что такое шедевр?

- Чем занимается экскурсовод?

- Каких художников-пейзажистов вы знаете? Назовите картину по ее описанию.

(Педагог читает четверостишие, по которому учащиеся опре­деляют название картины и художника. Автор стихов - М. Да­выдова.)

Широта и просторы полей

Над Россией любимой моей.

Стоит картину лишь раз посмотреть —

В небо хочется птицей взлететь. («Рожь», И. Шишкин.)

Море, обломки плывут корабля,

За горизонтом осталась земля.

Верим, что люди в борьбе со стихией

Одержат победу несломленной силой. («Девятый вал», И. Айвазовский.)

Снова в Россию вернулась весна,

Птиц перелетных она привела.

Радостен щебет пернатых гостей,

Радостно люди встречают грачей. («Грачи прилетели», А. Саврасов.)

— Что может быть изображено на картине-пейзаже?

— Какие картины в жанре пейзажа вы хотели бы показать по­сетителям экскурсии?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании пейзажа? А теперь сочиним синквейн на тему «Пейзаж».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет опенки.)

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода.

Урок 2 9. Картина-портрет

Цели: рассказать об особенностях жанра «портрет»; дать пред­ставление о жанре портрета и автопортрета; познакомить с ра­ботами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с терми­ном «маринист».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания о жанре «портрета»; научатся использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портреты.

Оборудование: образцы портретов разных видов и исторических эпох, бумага, карандаши краски, фломастеры.

Ключевые слова и понятия: маринист, группой портрет индивидуальный портрет.

Примечание. Для пояснения темы «Портрет» можно подготовить компьютерную презентацию. Для поисков нужного композиционного решения желательно приготовить образцы детских работ с правильным и неправильным решением.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

- С каким жанром изобразительного искусства вы познако­мились на прошлом уроке?

- Что изображается на картине в жанре пейзажа?

- Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы изображения, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)

- Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Еще одним знаменитым во всем мире русским художником-пейзажистом был Иван Константинович Айвазовский.

- Посмотрите на его картины, что их все объединяет? (Изо­бражение моря.)

Художника, который рисует на своих пейзажах море, назы­вают «маринист». Повторите это слово и запомните его. Айвазовский — один из самых выдающихся художников-маринистов в мире, он создал около 1000 полотен с изображением морской стихии. Ведь это очень сложно — рисовать море. Если, к примеру, вы рисуете с натуры дерево или пейзаж, то можете над ним рабо­тать сколько вам угодно, ведь они не двинутся с места. Но море — предмет постоянно изменчивый, меняющийся на глазах каждое мгновенье. Чтобы рисовать его, надо иметь необыкновенную па­мять. Вот такая память была у художника И. Айвазовского, по­этому его картины поражают своей подлинностью, а еще — уди­вительным мастерством. Талант Айвазовского можно сравнить с одаренностью композитора Моцарта, с такой легкостью создавал художник свои полотна. Большую картину он мог написать всего за несколько дней, и при этом она восхищает техникой ее созда­ния и выразительностью.

Запомните название самой известной картины И. Айвазов­ского — «Девятый вал».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине нарисованы моряки, которые спасаются после кораблекрушения. На них идет громадная волна — тот самый девятый вал, но художник вселяет в нас уверенность, что люди победят разгневанную стихию и спасутся. Потому что наверху, в небе, солнце раздвигает своими лучами тучи, предвосхищая ко­нец шторма и спасение людей.

- Как называют художника, который рисует море?

- Назовите фамилию самого знаменитого художника-мари­ниста.

- Какая картина Айвазовского является самой известной?

- По каким признакам можно догадаться, что перед нами картина Айвазовского?

- Что утверждает эта картина?

У поэта С. Михалкова есть стихотворение «Рисунок». Послу­шайте его начало и определите жанр картины, которую рисовал юный художник.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним — корову.

Налево — дом, направо — сад,

В саду — двенадцать точек,

Как будто яблоки висят,

А дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой — дорогу,

Потом над ними облака

Дорисовал немного.

И эти тучи я потом

Проткнул стрелой.

Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром

И молния над садом,

- Какой жанр изобразительного искусства получился на ри­сунке у художника? (Пейзаж.)

На прошлом уроке вы получили задание - найти картину-пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода. Есть ли ребята, которые выполнили это домашнее задание и готовы выступить в ролях экскурсоводов? (Ответы школьников.)

Эти ребята добросовестно отнеслись к выполнению домаш­него задания, так интересно нам рассказали о понравившихся им картинах. Конечно, вес они получают за свой труд высокие оценки.

III. Беседа по теме урока

- Посмотрите на репродукции новых картин и расскажите, что в них общего. (Все они являются изображениями людей.)

Такой жанр изобразительного искусства называется «порт­рет». Повторите все вместе это слово и запомните его.

Откройте учебники на с. 120-121, рассмотрите портреты, рас­скажите, что вы видите на них.

— Кто изображен на портрете?

— Как одет этот человек?

— В каком он настроении и как это передано художником?

Жанр портрета появился в глубокой древности, люди пере­давали облик человека, рисуя на скале, вырезая его в дереве, вы­лепливая из глины.

— Из каких материалов можно делать объемные скульптурные портреты? (Из гипса, мрамора, бронзы.)

Различают портрет парадный, когда человек изображен в тор­жественной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окру­жение подчеркивает уют и комфорт.

— Сравните два портрета и скажите, какой из них является парадным, а какой — домашним.

(Демонстрация репродукций картин «Всадница» К. Брюллова и любого портрета кисти В. Тропинина.)

Когда изображен один человек, такие портреты называют «ин­дивидуальные». Повторите это слово и запомните его. Индивиду­альные портреты делались и делаются чаще, чем все остальные.

— Сколько человек может быть изображено на портретах, ко­торые называются «парные»? (Два человека — пара.)

Самые крупные портреты — групповые, когда перед нами — несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.

Рассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы ви­дите перед собой.

(Демонстрация репродукций картин с групповыми портрета­ми «Заседание Государственного Совета» И. Репина и «Ночной дозор» Рембрандта.)

Но я еще раз подчеркну, что такие портреты - с большим ко­личеством людей — редкость, чаще всего на картине присутствует один человек.

Иногда портреты создают для украшения парадных залов, для восхваления определенных персон и для увековечивания памя­ти тех, чей портрет создается. Например, в санкт-петербургском музее Эрмитаж есть целая галерея портретов военных — героев Отечественной войны 1812 года. Там есть портреты полководца Кутузова, офицеров Раевского, Багратиона, Барклая де Толли, Ермолова, Давыдова. Каждый из них, защищая Родину, совер­шил военные подвиги, поэтому их портреты навечно выставлены в картинной галерее Эрмитажа.

- Итак, портретом называется картина, на которой изображен кто? (Человек.)

— Какие портреты создаются художниками чаще всего — ин­дивидуальные, парные или групповые? (Индивидуальные.)

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Кар­тина-портрет». Запишите также определение этого жанра изобра­зительного искусства.

Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвящен­ный изображению человека.

Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в этом жанре.

V. Пояснение темы урока

Особенности жанра под названием «портрет» заключается в том, что портрет - отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Это художник показывает, прорисовы­вая детали, присущие только этому человеку. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил. Это также происходит за счет отдельных деталей, кото­рые имеются на портретах, - одежды, обстановки, декоративных частей оформления.

— По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет во­енного? (Военная форма, ордена, особая выпрямленная осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд.)

— А чем будет отличаться портрет ребенка? (Детским обликом.)

А еще, наверно, особой теплотой изображения, с которой обычно художники рисуют детей, непосредственностью, добро­той, нежностью.

Представьте, что каждый из вас художник, который рисует иллюстрации к известным книгам.

— Что вам захочется нарисовать в первую очередь? (Портреты героев книги.)

Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внеш­ние особенности человека, которого художник стремится изо­бразить. В первую очередь - его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже если вы рисуете близнецов.

Для примера посмотрите портреты разных эпох, которые создавали мастера прошлого и настоящего. Это специально сде­ланная подборка женских портретов XIX-XX вв. Рассматривая портреты, обратите внимание на то, как менялось изображение русской женщины.

(Демонстрация женских портретов кисти художников В. Тропинина, Ф. Рокотова, В. Серова, 3. Серебряковой, А. Шилова, И. Глазунова.)

Вглядываясь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выглядел внешне. Еще мы можем узнать о характере, на­строении человека, и художник передает - нахмурился человек или улыбается, сердитый он или, напротив, смотрит открыто. Еще можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоваться его прической, одеждой, украшениями.

Эти важные детали вы также можете использовать при выпол­нении самостоятельной работы над портретом.

- Что менялось в женском облике на протяжении XIX—XX вв.?

- Какой из портретов вам понравился больше остальных, можете ли вы рассказать о стиле художника, который его нарисовал?

Наши рекомендации