IX. Завершение самостоятельной работы. (Школьники продолжают работу над заданием.) Может не хватить времени для завершения работы

(Школьники продолжают работу над заданием.) Может не хватить времени для завершения работы. Тогда не надо торопиться, лучше доделайте работу дома.

X. Рефлексия

— Как называются места для отдыха в городе?

— Какое время года для проекта выбрали вы?

— Почему вам показалось это время года интересным?

— В какое время суток вы изображаете детский парк отдыха?

- Что такое «садово-парковое искусство»?

- В чем заключается работа братьев-Мастеров при создании детского парка отдыха?

- Какие виды изобразительной деятельности вы использова­ли в своих работах?

А теперь сочиним синквейн на тему «Парк».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свое рабочее место - если вы использо­вали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то собери­те и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите принадлежности для рисова­ния, а для бумажного конструирования — ножницы и клей.

Урок 11. Ажурные ограды

Цели: познакомить с разнообразием художественных уличных оград; выяснить назначение оград на улицах; сравнить природные аналоги и варианты, созданные человеком; создать вариант ажур­ной ограды; познакомить с понятиями «ажур», «дизайн».

Вид деятельности: работа в смешанной технике — объемная аппликация, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут срав­нение природных и авторских объектов; придумают свой вариант декоративного ажура.

Оборудование: фотографии с образцами ажурных решеток разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: ограды, декор, кружево, дизайн.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Какими видами работ вы занимались на прошлом уроке?

- Что такое «садово-парковое искусство»?

— При создании какого проекта вы выступали в качестве ма­стеров садово-паркового искусства?

Сегодня будем создавать работу в смешанной технике, по­этому вам понадобятся принадлежности для рисования и для ап­пликации.

III. Беседа по теме урока

Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. Людям важно, например, чтобы у них дома стояли не грубо вырубленные из куска дерева пеньки, которые служат столами и стульями, а нарядные, мягкие диванчики. Чтобы все это окружали красивые светильники. Ведь нарядные детали не только украшают жизнь, но и создают у че­ловека хорошее настроение. Слово «украшать» в переводе на ла­тинский язык звучит как «декор».

— С каким видом декора вы уже встречались на уроке в этом году? (Декор головного платка.)

Верно, но декор может присутствовать не только в одежде, а также при оформлении здания, архитектурного ансамбля, од­ной комнаты или большого зала. К декоративным украшениям относятся особые ковры для стен — гобелены; мозаика — картины из кусочков камней; витражи — картины из кусочков стекла.

Одной из деталей для украшения разных предметов являются кружева.

— Вам приходилось видеть кружева? Что это такое? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Кружево - это ажурный рисунок, созданный при переплете­нии нитей, проволоки, металла, дерева.

Вот образцы разнообразных кружев.

(Демонстрация образцов кружевных изделий или их изобра­жений на слайдах.)

Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей. В Средневековье было модно богато украшать кружевами одежду и мебель, вплоть до царских тронов.

В России всегда было распространено кружево. Даже в глухих деревнях умелые женские руки стремились украсить самую про­стую, неприхотливую повседневную деталь, например, полотенце для утирания. Отдельно вязали или плели кружевную каемку, по­том ее пришивали к ткани, из которой шилось полотенце. Конеч­но, для такой работы нужно время и огромное терпение.

— Что еще можно украсить кружевами? (Занавески, постельное белье, одежду для детей и взрослых.)

Мастерицы вязали кружевные полоски, которые в виде коври­ков натягивали на стены при помощи маленьких гвоздей. Мамы вывязывали дочкам кукол из ниток и кружевную одежду.

Даже была такая женская профессия — кружевница. Одну такую мастерицу изобразил на своей картине художник В. Тропинин.

(Демонстрация картины «Кружевница» В. Тропинина.)

- Какие детали на картине подтверждают то, что девушка за­нимается изготовлением кружев? (Нитки, особый столик для вязания, кусочек кружевного полотна.)

А еще это специальные предметы — палочки под названием «коклюшки», с помощью которых вязались кружева.

Позже в России получило большую популярность золотое кру­жево. Золото — очень пластичный металл, из одного его грамма можно вытянуть нитку длиной почти в километр. И вот из капель­ки расплавленного золота вытягивали тончайшую нитку и из нее плели кружево или расшивали ею материю. И возникли новые профессии — золотых дела мастер, золотошвейка. Во многих музе­ях России можно увидеть образцы роскошной одежды, на которой кружевные узоры вышиты не нитками, а золотом.

- Можно ли увидеть кружево на улице? Приведите примеры кружевных деталей, вырезанных из дерева.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

В Древней Руси при постройке дома вырезали кружева для оформления окон - наличники, подоконники, ставни. Эти де­тали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соеди­няли и получали нарядные узорные ограды.

- Кто занимается изготовлением металлического ажура? (Кузнец.) Откройте учебник на с. 58, расскажите о приведенных там примерах кружевных украшений.

(Школьники рассматривают фотографии и рассказывают об увиденном.)

- Для чего нужны ограды на улицах? (Для того чтобы огра­дить пространство — двор возле дома или школы, строитель­ную площадку, территорию завода или другого промышленного предприятия, рынка и др.)

- Какими бывают ограды вокруг стройки или завода? (Цель­ные бетонные плиты, деревянные заборы.) — А какими бывают ограждения в парках, местах отдыха, у кафе? (Нарядными, декоративными, ажурными.)

Вот об ажурных оградах и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

IV. Работа в тетради

Запишите тему урока: «Ажурные ограды».

— Где можно увидеть ажурные ограды? (В парках, скверах, на набережной и т. п.)

Ажурные ограды обычно делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловес­ными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными.

— За счет чего достигается такое впечатление? (За счет того, что они сделаны из тонких деталей и специально переплетены так, чтобы напоминать кружева.)

Люди, которые заботятся об оформлении внешнего вида улиц, называются дизайнерами. Повторите этот новый для вас термин. Слово «дизайн» переводится с английского языка как «проект» или «замысел» и обозначает работу, направленную на художе­ственное конструирование разных предметов. Допустим, все вы пишете шариковыми ручками, но у одного ручка простая, у дру­гого — более нарядная. Такой внешний вид придумал дизайнер, чтобы было удобнее и приятнее пользоваться этим предметом. Дизайнеры придумывают самые разные проекты - от оберток для конфет и внешнего вида пригласительных билетов до оформления выставок и гигантских реклам. А еще дизайнеры трудятся в таких областях, как создание проектов мебели и посуды, образцов ткани и оформления ювелирных украшений.

Запишите в тетрадях новый термин и его определение.

Дизайн — это проект или замысел, направленный на художе­ственное конструирование разных предметов.

Сегодня вам предстоит заняться дизайном городских оград.— Как переводится на русский язык слово «дизайн»?

— В чем заключается смысл профессии художника-дизайнера?

— В каких областях жизни художники-дизайнеры находят применение своих знаний?

Наши рекомендации