Для достижения указанных целей и решения поставленных задач.
Конструирование (от латинского construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе[4].
Одной из важных особенностей конструирования является то, что сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком понимании. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, у него развиваются познавательные и практические действия: он реально разбирает образец на детали, а затем собирает их (так в действии он осуществляет анализ и синтез). Формируются пространственные представления. Формируются обобщенные представления: ребенок познает, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. У предметов в группе есть общие и различные признаки. Общие свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в здании – стены, крыша, окна, дверь, в машине – колеса, кузов, двери и пр. Различия могут быть в форме, величине. Например, у грузовой машины детали большие, у легковой – маленькие. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости – зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления. Ребенок усваивает схему конструкции, передавая в них и общие, и различные признаки, осуществляет это в определенной последовательности[5].
Таким образом, переоценить значение конструктивной детальности в детском возрасте сложно. Однако часто педагогам не удается реализовать все потенциальные возможности, которые дает конструирование, на занятиях со слепыми детьми. Чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребенок должен воспринимать признаки и свойства, которые существенны с точки зрения конструктивных особенностей этого предмета. Это касается восприятия формы, пропорций, пространственного расположения элементов, составляющих целое. Эти действия у детей со зрительной патологией затруднены, притом не всегда исключительно ввиду нарушения зрения[6]. Часто слепые дети оказываются «изолированными» от контактов с внешним миром из-за стиля воспитания родителей. Безусловно, рождение ребенка с нарушениями развития становится непреодолимым ударом для семьи, и часто родители, опекая ребенка, ограничивают его активность в познании мира, не делегируют ему посильные обязанности. В таких условиях у детей формируется состояние выученной беспомощности, связанное часто не только с самим физическим дефектом, а имеющее еще и психологическую подоплеку. Любые успехи ребенка, признание этих успехов другими участниками педагогического процесса дают возможность родителям осознать и принять состояние ребенка, и, значит, начать действовать.
Данная программа, в основе которой лежит использование уникального строительного материала, призвана облегчить процесс развития у детей с глубокими нарушениями зрения навыков конструирования, позволяет получать и демонстрировать реальные успехи детей, что особенно важно для всех участников педагогического процесса на первых этапах обучения.
Предполагается, что участвуя в программе, дети научатся:
· узнавать основные объемные геометрические тела;
· сооружать элементарные постройки (башня, поезд, гараж и т.д.);
· использовать постройки в игре;
· переносить навыки конструирования на строительство из обычного деревянного конструктора (для детей только со зрительной патологией).
Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслу. Исключение могут составлять игровые сеансы первого блока, поскольку изобилие при знакомстве с материалом может негативно сказаться на усвоении его признаков.
Организуя детскую конструктивную деятельность, воспитатель использует разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т.д. Дети дошкольного возраста строят не вообще, а с конкретной целью: домик для зайки, мост для машины. Применение игрушек делает конструирование более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности[7].
Особое место в рамках реализации программы отводится установлению контактов с семьями, воспитывающими детей с глубокими нарушениями зрения. Взаимодействие построено на творческих работах детей: организация выставок поделок, совместные работы с нормально видящими детьми, коллективные работы и т.д.
Структура и содержание программы.
В структуру программы входит четыре основных блока: знакомство с игровым материалом, повышение уровня осведомленности ребенка, обучение конструированию, обучение использованию построек в игре (табл. 1.).
В структуру каждого занятия входят следующие смысловые блоки: приветствие, пальчиковые игры, работа по теме, свободная игра по выбору ребенка, прощание. Для работы с неговорящими слепыми детьми используется специально разработанный тактильный коммуникатор.
Таблица 1. Структура программы
Название раздела (блока) | Цель |
Знакомство с игровым материалом | · Расширение чувственного опыта ребенка; · выявление свойств и признаков деревянного строительного материала на текстильной застежке; · формирование понятий о величине и форме. |
Повышение уровня осведомленности | · Формирование понятий о величине и форме, плотности, материале, звучании элементов конструктора; · Формирование понятий о постройках, составных частях построек, функциональном назначении построек. · Формирование пространственных представлений (в, вне, низ, верх). |
Обучение конструированию | · Обучение совмещению деталей конструктора в вертикальной и горизонтальной плоскостях; · конструирование элементарных построек, типа «башня», «дорога», «забор», «гараж» и т.п. |
Обучение использованию построек в игре | · изучение функционального назначения построек (гараж для машины, домик для куклы и т.д.); · конструирование построек с учетом размера игрушки, для которой сооружается постройка; · разыгрывание простейших сюжетов (привоз продуктов в магазин, «автопарк», домик для куклы и т.д.). |
Таблица 2. Тематический план игровых сеансов с детьми (проводятся 1 раз в неделю)
Блоки | Количество игровых сеансов | |
Знакомство с игровым материалом | Повышение уровня осведомленности | 1-5 |
Обучение конструированию | 5-10 | |
Обучение использованию построек в игре | 5-10 |
Таблица 3. Структура индивидуального игрового сеанса
№ | Виды деятельности специалиста в составе индивидуального игрового сеанса | Решаемые задачи | Продолжительность в минутах |
Приветствие | Установление контакта с ребенком, определение уровня работоспособности, настроения, активности и т.д., своеобразный маркер для ребенка, способствующий усвоению ребенком периодичности и смены занятий. | 3-5 | |
Пальчиковые игры | Разминка кистей рук, вхождение в работу по заданию, повышение уровня работоспособности ребенка. | 3-5 | |
Работа по теме | Манипуляции с различными наборами строительных материалов. | 5-10 | |
Свободная игра по выбору ребенка | Повышение мотивации ребенка на занятии, установление более тесного контакта, обучение ребенка делать осознанный выбор. | 3-7 | |
Прощание | Завершение игрового сеанса, своеобразный маркер для ребенка, способствующий усвоению ребенком периодичности и смены занятий. | 1-3 |
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
· несогласие родителей на проведение психологических мероприятий;
· осторожно при повышенной чувствительности кожных покровов ребенка.