Методическая служба. функции методического совета. деятельность предметных (цикловых) методических объединений

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая служба.

Основной целью методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала.

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

- создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

- изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

2. Информационная деятельность:

- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

3. Организационно-методическая деятельность:

- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный периоды;

- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

- организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

- организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

- участие в разработке основных образовательных программ образовательного учреждения;

- участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

- помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

- подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

4. Консультационная деятельность:

- организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

В настоящее время существует несколько вариантов организации методической работы в школе. Они не являются принципиально новыми и прописаны в классических схемах организации методической работы ведущими специалистами педагогической практики. Но самой распространенной моделью является методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей.

Наши рекомендации