Схема психологического анализа урока

1.Класс, урок /по счету/ , учебный предмет, тема задачи, учитель, дата.

2.ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ

а)-Подготовленность учителя к уроку.

б)-Подготовленность классного помещения и учащихся.

3.ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

3.1-Приемы организации внимания:

Þ -непосредственное обращение

Þ -подчеркивание значимости информации

Þ -постукивание, повышение /понижение/ голоса

Þ -использование наглядных пособий

Þ -яркость примеров

Þ -темп ведения занятия и т.д.

3.2-Организация внимания по этапам урока

Þ -вхождение учителя в класс, приветствие

Þ -начало занятия

Þ -создание рабочего состояния

Þ -призывы к тишине и др.

3.3-Поддержание активного внимания

Þ -во время опроса

Þ -во время подачи нового материала

Þ -при повторении, закреплении и т.д.

3.4-Виды проявляющегося внимания

Þ -непроизвольного

Þ -произвольного

Þ -послепроизвольного. Их смена

3.5-Сосредоточенность внимания

Þ -высокая, средняя, поверхностная.

3.6-Случаи рассеянности, отвлечении

3.7-Распределение внимания

Þ -между какими видами деятельности

Þ -успешность внимания /как справились ученики/

3.8-Переключение внимания

Þ -от опроса к объяснению нового материала

Þ -от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.

Þ -как переключались “быстрые” и медлительные ученики

Þ -приемы переключения внимания:

--“логический мостик”

--название новой темы - запись ее на доске

--подчеркивание значимости материала

--пауза, разрядка и т.д.

4.ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4.1-Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Þ -мотивация

Þ --постановка цели

Þ --установка

Þ --интерес, любопытство, удивление и т.д.

Þ -создание ситуации ожидания

Þ -личностный смысл и др.

4.2-Соотношение образа и слова, их взаимосвязь

Þ -создание наглядных образов

Þ -ясность, образность речи учителя, записей на доске

Þ

4.3-Особенности наглядных иллюстраций, их применение

Þ -схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия

Þ -моделирование содержания материала и способов действий учащихся

Þ -ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами

Þ -функции наглядности

Þ --иллюстрации того, что описывает учитель словами

Þ --сближение абстрактных понятий с конкретными

Þ --восприятие сущности явления.

4.4-Избирательность восприятия

Þ -особенности изображения того, что должно быть предметом осознания

Þ -отсутствие лишней детализации

Þ -структура объекта /расчленение на части и др./

Þ -выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.

4.5-Осмысленность восприятия

Þ -по реакции учащихся на ответы товарищей

Þ -по возникновению у учащихся вопросов

Þ -по высказываниям и дополнениям учащихся

Þ -пояснение учителем словом наглядного материала

4.6-Формирование чувственного опыта учащихся

Þ -с опорой на имеющиеся знания

Þ -с опорой на опыт учащихся /Апперцепция/

Þ -соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.

4.7-Формирование наблюдательности учащихся

Þ -постановка цели наблюдения

Þ -выделение этапов наблюдения

Þ -фиксирование общего, существенного

Þ -подведение итогов

4.8-Ошибки в восприятии учащихся

Þ -причины ошибок и их предотвращение

5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

5.1-Применяемые методы на уроке:

Þ -рассказ, беседа, лекция

Þ -программированное, проблемное изложение

Þ -учебные ситуации

Þ -поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.

5.2-Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3-Формирование понятий

Þ -от конкретных операций к общему, абстрактному

Þ -от общих нерасчлененных представлений /путем содержательного анализа/ ко все более точному понятию

Þ -выделение признаков понятия: существенных и второстепенных

Þ -установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами

Þ -уровень усвоения понятий

5.4-Обучение в учебных ситуациях

Þ -постановка проблемы, ее формулировка

Þ -решение проблемы с помощью учебных действий

Þ -контроль и оценка результатов

5.5-Общение в процессе обучения

Þ -групповое обучение

Þ -позиция учителя и учащегося в группах

5.6-Использование приемов активизации мышления учащихся

Þ -проблемные учебные ситуации

Þ -обсуждения, дискуссии

Þ -задачи с не сформулированными вопросами, недостающими данными и др.

Þ -“мозговой штурм” и др.

5.7-Характер вопросов, формулируемых учителем

Þ -требующих простого воспроизведения знаний

Þ -направляющие процесс анализа и др.

Þ -побуждающие рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.

Þ -вскрывающие причинно-следственные связи

5.8-Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач

Þ -умение рассуждать /суждения и умозаключения/

Þ -умение сопоставлять, обобщать, делать выводы

Þ -выделять существенные признаки понятий

Þ -конкретизировать понятия, связывать их с практикой

Þ -рефлексивное мышление

Þ -дополнение и исправление отвечающих учеников

Þ -ошибки при рассуждениях

5.9-Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала.

Þ -анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация

Þ -конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров

5.10-Как учитель учит приемам мыслительной деятельности

Þ -ставить цель мыслительного поиска

Þ -работать в учебных ситуациях

Þ -осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.

Þ -устанавливать причину и следствие

Þ -контролировать, оценивать свою работу

Þ -учит приемам коллективной мыслительной деятельности

5.11-Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся

Þ -наглядно-действенное

Þ -наглядно-образное

Þ -абстрактно-логическое

Þ -визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся

5.12-Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

6.1-Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала

Þ -цель и план урока, запись их на доске

Þ -установка на запоминание: прочность. Осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.

Þ -логическая обработка информации

Þ -выделение главного в материале

Þ -установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала

Þ -запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.

Þ -свертывание информации в логические модели

Þ -привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составлению таблиц, моделей и т.д.

6.2-Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома.

Þ -смысловая группировка материала, установление опорных пунктов

Þ -способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката

Þ -установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.

Þ -соотношение образа и слова при запоминании

Þ -составление плана, тезисов, конспекта

Þ -свертывание материала в логические модели содержания и способов действия

Þ -перевод “языка” книги в “язык” собственных мыслей

Þ -способы активного припоминания

Þ -специальные приемы запоминания учебного материала /мнемотехника/

6.3-Виды памяти. Используемые на уроке

Þ -наглядно-образная

Þ -словесно - логическая

Þ -эмоциональная

Þ -двигательная

6.4-Использование непроизвольного, произвольного запоминания

Þ -характер деятельности учащихся и степень активности и самостоятельности

6.5-Индивидуальные особенности памяти учащихся

Þ -запечатление, узнавание

Þ -сохранение, воспроизведение

Þ -забывание

6.6-Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся.

Þ -проверка усвоенного материала

Þ -осмысление материала

Þ -закрепление материала

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

7.1-Встреча учителя с классом

7.2-Внешний вид. Одежда. Прическа

7.3-Психическое состояние учителя:

Þ -положительное: спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.

Þ -отрицательное: скованность, нерешительность раздражительность, апатия и др.

7.4-Манера обращения к учащимся

Þ -доброжелательное, уважительное

Þ -требовательное, строгое

Þ -оскорбительное /насмешки, прозвища и др./

Þ -способность проникнуть во внутренний мир ученика

Þ -“эмоциональный климат” в классе

7.5-Контакт с классом

Þ -распределение внимания на всех учащихся и их деятельность

Þ -переключение внимания на работу отдельных учащихся

Þ -способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину.

Þ -реакция на поведение отдельных учащихся.

7.6-Речь учителя

Þ -громкость, темп, дикция, паузы

Þ -выразительность, эмоциональность

Þ -мимика и пантомимика

7.7-Организация учебной работы

Þ -занятость делом. Плотность работы на уроке

Þ -руководство самостоятельной работой учащихся

Þ -групповая работа /Позиция учителя и ученика в группе/

Þ -соревнование, взаимный контроль

Þ -комментирование выполняемой работы и др.

7.8-Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.

7.9-Замечания учителя

Þ -по характеру выполняемых работ

Þ -по культуре речи, логики изложения

Þ -по дисциплине, манере поведения

Þ -по отношении к товарищам

8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

8.1-На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь

Þ -контролирующий и обучающий характер обратной связи

Þ -при изучении нового материала:

Þ --вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.

Þ -при проверке домашних заданий:

Þ --демонстрация образцов

Þ -при самостоятельной работе учащихся:

Þ --карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.

8.2-Цель обратной связи

Þ -проверка уровня знаний, умений, навыков

Þ -уточнение правильности действий учащихся

Þ -получение рабочих гипотез

Þ -уточнение этапов мыслительной деятельности

Þ -предупреждение ошибок в рассуждениях

8.3-Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности

Þ -оценка отдельных действий, навыков

Þ -комментарии оценок учащихся

Þ -активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности

Þ -снятия напряжения, страха, обиды, утомления

8.4-Как учит учащихся учиться

Þ -слушать, делать записи, моделировать

Þ -работать с книгой, осуществлять учебные действия

Þ -контролировать самого себя и др.

8.5-Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя

8.6-Какая система контроля учебной деятельности учащихся.

9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

9.1-Внимательность, активность и работоспособность учащихся

9.2-Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей

9.3-Особенности групповой работы учащихся

Þ -роль ведущего и ведомого

9.4-Причины организации /дезорганизации/ учащихся на уроке

9.5-Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы

9.6-Воздействия учащихся друг на друга

Þ -взаимное обучение

Þ -взаимное” дисциплинирование”

10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

10.1-Достигнута ли цель урока

Þ -по организации учебной деятельности учащихся

Þ -по наличию интереса

Þ -по организации внимания

Þ -по развитию психических процессов

Þ -по проявлению эмоций и т.д.

Þ -по уровню усвоения учебного материала

Þ -по воспитанию учащихся и др.

10.2-Значение материала урока для учащихся

Þ -познавательное, научное

Þ -эстетическое /нравственное/

Þ -эстетическое /художественное/

Þ -практическое /деловое/

Þ -социальное /общественное/

Þ -воспитательное /педагогическое/

Þ -личностно-значимое.

10.3 -Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.

11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь ввиду:

11.1-Психологические особенности в построении самого учебного материала урока.

11.2-Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние.

11.3-Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания

Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу

Время урока /мин./ Орг. этапы урока   Содержание деятельности Психологические закономерности на основе которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся
    Учителя Учащегося  
         

схема психологического анализа урока - student2.ru

Примечание 1: Рекомендуется использовать при записи урока сокращения:

Готовность к занятию /Г/ Внимание /Вн/
Опрос /О/ Восприятие /В/
Объяснение /Об/ Наблюдение /Н/
Закрепление /З/ Мышление /М/
Практическая работа /ПР/ Память /П/
Наглядные пособия /НП/ Речь /Р/
Домашнее задание /ДЗ/ Эмоции /Эм/ и т.д.
и т.д  

Примечание 2: Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:

А/ Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке.

Б/ Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала.

В/ Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь.

Г/ Память в познавательной деятельности.

Результаты урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Охитина Л.Т. психологические основы урока М.1977

2. Польская О.Я. Психологический практикум в школе М.1984

Казанская В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ М.1987

Наши рекомендации