Схема психологического анализа урока
1.Класс, урок /по счету/ , учебный предмет, тема задачи, учитель, дата.
2.ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ
а)-Подготовленность учителя к уроку.
б)-Подготовленность классного помещения и учащихся.
3.ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
3.1-Приемы организации внимания:
Þ -непосредственное обращение
Þ -подчеркивание значимости информации
Þ -постукивание, повышение /понижение/ голоса
Þ -использование наглядных пособий
Þ -яркость примеров
Þ -темп ведения занятия и т.д.
3.2-Организация внимания по этапам урока
Þ -вхождение учителя в класс, приветствие
Þ -начало занятия
Þ -создание рабочего состояния
Þ -призывы к тишине и др.
3.3-Поддержание активного внимания
Þ -во время опроса
Þ -во время подачи нового материала
Þ -при повторении, закреплении и т.д.
3.4-Виды проявляющегося внимания
Þ -непроизвольного
Þ -произвольного
Þ -послепроизвольного. Их смена
3.5-Сосредоточенность внимания
Þ -высокая, средняя, поверхностная.
3.6-Случаи рассеянности, отвлечении
3.7-Распределение внимания
Þ -между какими видами деятельности
Þ -успешность внимания /как справились ученики/
3.8-Переключение внимания
Þ -от опроса к объяснению нового материала
Þ -от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.
Þ -как переключались “быстрые” и медлительные ученики
Þ -приемы переключения внимания:
--“логический мостик”
--название новой темы - запись ее на доске
--подчеркивание значимости материала
--пауза, разрядка и т.д.
4.ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
4.1-Подготовка учащихся к восприятию материала урока
Þ -мотивация
Þ --постановка цели
Þ --установка
Þ --интерес, любопытство, удивление и т.д.
Þ -создание ситуации ожидания
Þ -личностный смысл и др.
4.2-Соотношение образа и слова, их взаимосвязь
Þ -создание наглядных образов
Þ -ясность, образность речи учителя, записей на доске
Þ
4.3-Особенности наглядных иллюстраций, их применение
Þ -схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия
Þ -моделирование содержания материала и способов действий учащихся
Þ -ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами
Þ -функции наглядности
Þ --иллюстрации того, что описывает учитель словами
Þ --сближение абстрактных понятий с конкретными
Þ --восприятие сущности явления.
4.4-Избирательность восприятия
Þ -особенности изображения того, что должно быть предметом осознания
Þ -отсутствие лишней детализации
Þ -структура объекта /расчленение на части и др./
Þ -выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
4.5-Осмысленность восприятия
Þ -по реакции учащихся на ответы товарищей
Þ -по возникновению у учащихся вопросов
Þ -по высказываниям и дополнениям учащихся
Þ -пояснение учителем словом наглядного материала
4.6-Формирование чувственного опыта учащихся
Þ -с опорой на имеющиеся знания
Þ -с опорой на опыт учащихся /Апперцепция/
Þ -соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.
4.7-Формирование наблюдательности учащихся
Þ -постановка цели наблюдения
Þ -выделение этапов наблюдения
Þ -фиксирование общего, существенного
Þ -подведение итогов
4.8-Ошибки в восприятии учащихся
Þ -причины ошибок и их предотвращение
5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
5.1-Применяемые методы на уроке:
Þ -рассказ, беседа, лекция
Þ -программированное, проблемное изложение
Þ -учебные ситуации
Þ -поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.
5.2-Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
5.3-Формирование понятий
Þ -от конкретных операций к общему, абстрактному
Þ -от общих нерасчлененных представлений /путем содержательного анализа/ ко все более точному понятию
Þ -выделение признаков понятия: существенных и второстепенных
Þ -установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами
Þ -уровень усвоения понятий
5.4-Обучение в учебных ситуациях
Þ -постановка проблемы, ее формулировка
Þ -решение проблемы с помощью учебных действий
Þ -контроль и оценка результатов
5.5-Общение в процессе обучения
Þ -групповое обучение
Þ -позиция учителя и учащегося в группах
5.6-Использование приемов активизации мышления учащихся
Þ -проблемные учебные ситуации
Þ -обсуждения, дискуссии
Þ -задачи с не сформулированными вопросами, недостающими данными и др.
Þ -“мозговой штурм” и др.
5.7-Характер вопросов, формулируемых учителем
Þ -требующих простого воспроизведения знаний
Þ -направляющие процесс анализа и др.
Þ -побуждающие рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.
Þ -вскрывающие причинно-следственные связи
5.8-Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач
Þ -умение рассуждать /суждения и умозаключения/
Þ -умение сопоставлять, обобщать, делать выводы
Þ -выделять существенные признаки понятий
Þ -конкретизировать понятия, связывать их с практикой
Þ -рефлексивное мышление
Þ -дополнение и исправление отвечающих учеников
Þ -ошибки при рассуждениях
5.9-Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала.
Þ -анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация
Þ -конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров
5.10-Как учитель учит приемам мыслительной деятельности
Þ -ставить цель мыслительного поиска
Þ -работать в учебных ситуациях
Þ -осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.
Þ -устанавливать причину и следствие
Þ -контролировать, оценивать свою работу
Þ -учит приемам коллективной мыслительной деятельности
5.11-Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся
Þ -наглядно-действенное
Þ -наглядно-образное
Þ -абстрактно-логическое
Þ -визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся
5.12-Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.
6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
6.1-Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала
Þ -цель и план урока, запись их на доске
Þ -установка на запоминание: прочность. Осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.
Þ -логическая обработка информации
Þ -выделение главного в материале
Þ -установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала
Þ -запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.
Þ -свертывание информации в логические модели
Þ -привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составлению таблиц, моделей и т.д.
6.2-Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома.
Þ -смысловая группировка материала, установление опорных пунктов
Þ -способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката
Þ -установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.
Þ -соотношение образа и слова при запоминании
Þ -составление плана, тезисов, конспекта
Þ -свертывание материала в логические модели содержания и способов действия
Þ -перевод “языка” книги в “язык” собственных мыслей
Þ -способы активного припоминания
Þ -специальные приемы запоминания учебного материала /мнемотехника/
6.3-Виды памяти. Используемые на уроке
Þ -наглядно-образная
Þ -словесно - логическая
Þ -эмоциональная
Þ -двигательная
6.4-Использование непроизвольного, произвольного запоминания
Þ -характер деятельности учащихся и степень активности и самостоятельности
6.5-Индивидуальные особенности памяти учащихся
Þ -запечатление, узнавание
Þ -сохранение, воспроизведение
Þ -забывание
6.6-Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся.
Þ -проверка усвоенного материала
Þ -осмысление материала
Þ -закрепление материала
7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
7.1-Встреча учителя с классом
7.2-Внешний вид. Одежда. Прическа
7.3-Психическое состояние учителя:
Þ -положительное: спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.
Þ -отрицательное: скованность, нерешительность раздражительность, апатия и др.
7.4-Манера обращения к учащимся
Þ -доброжелательное, уважительное
Þ -требовательное, строгое
Þ -оскорбительное /насмешки, прозвища и др./
Þ -способность проникнуть во внутренний мир ученика
Þ -“эмоциональный климат” в классе
7.5-Контакт с классом
Þ -распределение внимания на всех учащихся и их деятельность
Þ -переключение внимания на работу отдельных учащихся
Þ -способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину.
Þ -реакция на поведение отдельных учащихся.
7.6-Речь учителя
Þ -громкость, темп, дикция, паузы
Þ -выразительность, эмоциональность
Þ -мимика и пантомимика
7.7-Организация учебной работы
Þ -занятость делом. Плотность работы на уроке
Þ -руководство самостоятельной работой учащихся
Þ -групповая работа /Позиция учителя и ученика в группе/
Þ -соревнование, взаимный контроль
Þ -комментирование выполняемой работы и др.
7.8-Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.
7.9-Замечания учителя
Þ -по характеру выполняемых работ
Þ -по культуре речи, логики изложения
Þ -по дисциплине, манере поведения
Þ -по отношении к товарищам
8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
8.1-На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь
Þ -контролирующий и обучающий характер обратной связи
Þ -при изучении нового материала:
Þ --вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.
Þ -при проверке домашних заданий:
Þ --демонстрация образцов
Þ -при самостоятельной работе учащихся:
Þ --карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.
8.2-Цель обратной связи
Þ -проверка уровня знаний, умений, навыков
Þ -уточнение правильности действий учащихся
Þ -получение рабочих гипотез
Þ -уточнение этапов мыслительной деятельности
Þ -предупреждение ошибок в рассуждениях
8.3-Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности
Þ -оценка отдельных действий, навыков
Þ -комментарии оценок учащихся
Þ -активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности
Þ -снятия напряжения, страха, обиды, утомления
8.4-Как учит учащихся учиться
Þ -слушать, делать записи, моделировать
Þ -работать с книгой, осуществлять учебные действия
Þ -контролировать самого себя и др.
8.5-Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя
8.6-Какая система контроля учебной деятельности учащихся.
9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
9.1-Внимательность, активность и работоспособность учащихся
9.2-Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей
9.3-Особенности групповой работы учащихся
Þ -роль ведущего и ведомого
9.4-Причины организации /дезорганизации/ учащихся на уроке
9.5-Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы
9.6-Воздействия учащихся друг на друга
Þ -взаимное обучение
Þ -взаимное” дисциплинирование”
10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
10.1-Достигнута ли цель урока
Þ -по организации учебной деятельности учащихся
Þ -по наличию интереса
Þ -по организации внимания
Þ -по развитию психических процессов
Þ -по проявлению эмоций и т.д.
Þ -по уровню усвоения учебного материала
Þ -по воспитанию учащихся и др.
10.2-Значение материала урока для учащихся
Þ -познавательное, научное
Þ -эстетическое /нравственное/
Þ -эстетическое /художественное/
Þ -практическое /деловое/
Þ -социальное /общественное/
Þ -воспитательное /педагогическое/
Þ -личностно-значимое.
10.3 -Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.
11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь ввиду:
11.1-Психологические особенности в построении самого учебного материала урока.
11.2-Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние.
11.3-Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания
Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу
Время урока /мин./ | Орг. этапы урока | Содержание деятельности | Психологические закономерности на основе которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся | |
Учителя | Учащегося | |||
Примечание 1: Рекомендуется использовать при записи урока сокращения:
Готовность к занятию /Г/ | Внимание /Вн/ |
Опрос /О/ | Восприятие /В/ |
Объяснение /Об/ | Наблюдение /Н/ |
Закрепление /З/ | Мышление /М/ |
Практическая работа /ПР/ | Память /П/ |
Наглядные пособия /НП/ | Речь /Р/ |
Домашнее задание /ДЗ/ | Эмоции /Эм/ и т.д. |
и т.д |
Примечание 2: Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:
А/ Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке.
Б/ Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала.
В/ Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь.
Г/ Память в познавательной деятельности.
Результаты урока.
ЛИТЕРАТУРА
1. Охитина Л.Т. психологические основы урока М.1977
2. Польская О.Я. Психологический практикум в школе М.1984
Казанская В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ М.1987