Педагогические здоровьетворящие технологии
К курсу здоровьесберегающие технологии в деятельности специалиста по социально-культурному сервису
(для студентов МКС МГТУ)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
(из параграфа 3.2.)
Педагогическая здоровьетворящая технология это педагогическая технология, целенаправленно и гарантированно обеспечивающая формирование у субъектов педагогического процесса в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях готовности к здоровьетворению и тем самым обеспечивающие становление (сохранение, поддержание, укрепление и наращивание) их здоровья в единстве всех его составляющих.Педагогическая здоровьетворящая технология складывается из логически фиксированной последовательности строго установленных определенных действий субъектов педагогического процесса, обеспечивающих технологичность педагогического процесс и гарантированное достижение ожидаемого результата – повышение эмоционального тонуса, творческой активности и пр., что является в определенной мере показателем положительной динамики здоровья.
Педагогическая направленность таких технологий определяется тем, что, обеспечивая становление здоровья индивида, которое понимается как гармоничное, сбалансированное функционирование его целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, они тем самым способствуют становлению самой целостной личности, готовой к выживанию (то есть самосохранению) и полноценной самореализации в жизни. Здоровьетворящий эффект данных технологий достигается благодаря тому, что все они построены на основе резонанса, который устанавливается между субъектом и объектом отдельных здоровьетворящих действий или систематизированной здоровьетворящей деятельности. При этом субъектом является активно действующий индивид, осуществляющий свою деятельность в строгом соответствии с установленным ходом процесса, а объектом – орган, система или функция организма индивида, а также любой предмет или явление окружающего мира, во взаимодействие с которым он вступает как субъект.
Все педагогические здоровьетворящие технологии, которые допустимо применять в условиях школьного педагогического процесса, можно классифицировать по нескольким разным признакам: 1) по инструментам или средствам резонанса, 2) по объекту воздействия или направленности резонанса, 3) по доминирующему образовательному результату в становлении личности.
Инструментами резонанса могут выступать отдельные органы и системы организма человека, а также их совокупность или целостный организм. Отсюда:
- по инструментам резонанса мы выделяем следующие технологии: окотерапию, слухотерапию, звукотерапию, музыкотерапию, логоперапию, хагтерапию (от английского hug – крепкое объятие), изотерапию, пневмотерапию (от греческого pneuma – дуновение, дыхание, воздух, и pneumön – легкое), ароматерапия, кинестезиотерапия (от греческого kinéõ – двигаюсь и aisthēsis – ощущение) и др. Основанием для употребления в названии технологии слова «терапия» служит буквальный перевод греческого «therapeia», означающего «забота», «уход» и только последним «лечение». Поэтому «терапия» как вторая часть в названии педагогической здоровьетворящей технологии трактуется нами как забота о здоровье при помощи того или иного средства: в окотерапии – при помощи глаз, в звукотерапии – при помощи звуков, в танцетерапии – при помощи танцевальных, то есть хореографических движений, в изотерапии – при помощи средств изобразительного искусства: цвета, линии, композиции и т. д.;
- по объекту воздействия или направленности резонанса педагогические здоровьетворящие технологии объединяются в две группы: 1) интротехнологии типа «Я–Я», направленные на взаимодействие с самим собой (различные виды физических упражнений, самомассажа и пр.) и 2) экстротехнологии типа «Я–не-Я», направленные на взаимодействие с объектами окружающего мира: другими людьми, предметами и явлениями природы и культуры (все разновидности так называемых комплиментарных упражнений, созерцательная деятельность и пр.);
- по доминирующему образовательному результату в становлении личности педагогические здоровьетворящие технологии объединяются в четыре группы: 1) доминирует формирование готовности к здоровьетворению, 2) доминирует формирование готовности к единению и согласию, 3) доминирует формирование готовности к творчеству, 4) доминирует формирование готовности к самоорганизации.
Заметим, что при таком подходе к классификации одна и та же педагогическая здоровьетворящая технология входит во все три классификации, но в разные группы, что является, во-первых, специфическим качеством этих технологий и, во-вторых, показателем комплексного воздействия каждой из них на организм человека. Применение педагогических здоровьетворящих технологий в условиях педагогического процесса позволяет выделить еще одно основание для их классификации и объединить все технологии в две группы: 1) технологии, направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение здоровья, и 2) технологии, направленные на становление здоровья и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач. В первую группу в данной классификации входят такие технологии, как технология развивающейся кооперации, технология работы с биномами, ряд дидактических технологий, которые условно можно назвать технологиями обучающего взаимодействия субъекта и объекта и др., а во вторую группу объединены все собственно оздоровительные технологии, в процессе реализации которых осуществляется познавательная деятельность учащихся и развитие их учебных умений.
На основании всего сказанного педагогические здоровьетворящие технологии можно отнести к способам обеспечения здоровья учащихся и учителей в условиях педагогического процесса. Причем существенными их признаками являются, во-первых, возможность тиражирования, то есть освоения любым субъектом, выступающим в роли руководителя (причем это могут быть и школьники, освоившие ту или иную технологию в режиме ее проживания на необходимом и достаточном уровне), и гарантированность результата, то есть достижение результата, в достаточной степени соответствующего цели. Следует особо подчеркнуть, что освоение данных технологий возможно только в режиме их проживания. Под проживанием в данном случае мы понимаем активное освоение субъектом данной технологии в процессе самостоятельной деятельности. Овладение технологией в режиме ее проживания достигается благодаря тому, что субъект:
- во-первых, выполняет все установленные действия в полном соответствии с обозначенными руководителем (учителем) требованиями и указаниями;
- во-вторых, осмысливает полученный результат и протекание прожитого процесса в ходе рефлексивной деятельности;
- в-третьих, осмысливает деятельность руководителя, анализируя его действия, слова, указания, замечания, высказываемые на каждом этапе управляемого им процесса.
И, наконец, результативность каждой педагогической здоровьетворящей технологии зависит от соотнесенности между таких ее характеристик, как 1) целевая направленность, 2) содержательня наполненность, 3) инструментальная обеспеченность (то есть совокупность способов и средств, обеспечивающих ее реализацию), 4) временные параметры и 5) организация пространства, в котором протекает данная технология. Так, при организации во время урока динамических пауз, содержание которых составляют различные физкультурные упражнения, следует учитывать расположение детей в пространстве классной комнаты, чтобы при выполнении отдельных движений они не травмировали друг друга или не оскорбили неэтичными позами. Например, не рекомендуется предлагать детям выполнять наклоны туловища вперед, если они стоят в колонку, то есть в затылок друг другу; или разводить руки в стороны, если дети стоят в шеренгу, то есть плечом к плечу и т. п.
Анализ различных видов гимнастик, комплексов физических и дыхательных упражнений, психологических тренингов, развивающих интеллектуальных игр и прочего тому подобного показал, что практически любое из данных средств можно превратить в педагогическую здоровьетворящую технологию, если обеспечить ее соответствие пяти принципиальным требованиям: простоты, доступности, безопасности, эффективности и экспертируемости. Под простотой в данном случае понимается легкость овладения данной технологией с минимальными затратами времени и сил; под доступностью – возможность овладения этой технологией людьми самых разных возрастов (от младших дошкольников до людей зрелых и пожилого возраста); безопасность обеспечивается добровольным и сознательным участием каждого человека в данном здоровьетворящем процессе, благодаря чему предупреждается любое насилие над личностью, в том числе вмешательство в психику человека помимо его воли и без его согласия; об эффективности технологии свидетельствует наступление в результате ее проживания быстрого оздоровительного эффекта; а экспертируемость как качественная характеристика педагогических здоровьетворящих технологий дает возможность измерить оздоровительную результативность каждой из них. Причем разработка измерительных средств является, прежде всего, делом самих участников технологии, что гарантирует их доступность и педагогическую направленность.
Руководствуясь всем вышесказанным, мы предприняли попытку разработать основания для систематизации педагогических здоровьетворящих технологий, что отражено в табл. 4. Пользуясь данной таблицей, каждый учитель может составить свой комплекс динамических и других направленных на здоровьетворение внутриурочных пауз и выбрать такие педагогические здоровьетворящие технологии, которые, с одной стороны, соответствуют его возможностям, а с другой стороны, помогут ему обеспечить полноценное и оптимальное решение педагогических задач. Кроме того, предложенная система дает возможность комплексно подходить к постановке целей и задач уроков здоровья, ибо проживание каждой технологии способствует расширению знаний учащихся в области здоровья, развитию у них здоровьетворящих умений и воспитанию различных качеств, обусловливающих формирование гуманистически направленной, нравственно и духовно устремленной личности.