Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Целью изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» является усвоение студентами знаний об основных положениях уголовно-исполнительного законодательства РФ, о порядке и условия исполнения различных видов наказаний.
Самостоятельная работа- это изучение учебно- методических материалов без посредственного руководства преподавателя.
Это особый вид учебной деятельности, преднозначенной для формирования навыков самостоятельной проработки учебных заданий, в овладении методикой организаций самостоятельного труда для повышения эфективности подготовки к занятиям.
Самостоятельная работа студента складывается из нескольких этапов, которые представляют собой:
1. Предварительную подготовку, состоящую из планирование предстоящей работы, ознакомлениея с перечнем рекомендованной законодательно- нормативной и учебно- методической и научной литературы;
2. Изучение научных работ по теме и содержание теоритических вопросов, излагаемых в источниках;
3. Обобщение полученных знаний, что поможет уяснению основных целей и задач изученных актов и их правильному научному пониманию и оценке, установлению взаимосвязи теоритических, научных положений и проблем.
С учетом этого в этом плане весьма полезным будет ознакомление с научными монографиями коментариями ученых к законодательным актом,и так же с различными научными справочниками по юриспруденции и смежным дисциплинам.
Введение
Реферат (от лат. Refero - докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников[i]. Также это доклад на заданную тему по определенным источникам. В соответствие с Малым энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона, реферат это научный доклад.
Реферат содержит основные положения произведения, фактические сведения и выводы и позволяет определить целесообразность его чтения целиком Реферат является формой предоставления результатов документального преобразования информации, то есть процесса аналитико-синтетического изучения документов (текстов) и подготовки вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы содержания этих документов; имеет научно-информационное назначение.
Обычный план:
1) тема, предмет (объект) и цель работы;
2) метод проведения работы;
3) результаты работы;
4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы;
5) области применения.
Цель реферата— передать содержание реферируемого произв.: факты, идеи, концепции, мнения.
Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах
К рефератам обычные общие требования и правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат не является конспектом, он не должен копировать дословно книги и статьи.
Реферат не является докладом, а поэтому пишется не по одному, а по нескольким источникам.
Реферат это не обзор литературы, он не должен перечислять заголовки известных Вам книг по излагаемой теме.
В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается, он состоит из нескольких частей:
1. титульный лист (смотри образец титульного листа)
2. оглавление (содержание) с указанием номеров страниц на каждый раздел реферата;
3. введение;
4. основная часть, состоящая из глав;
5. заключение;
6. список использованной литературы
Введение:
Объясняется почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к излагаемой проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой проблеме), какую культурную или научную ценность она представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
Перечисляется использованная литература: научные статьи, научно-популярная литература, учебная литература с указанием авторов (например: «Материалом для написания реферата послужили ...»).
Описывается из каких частей состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Например: «Во введении показана идея (цель) реферата….»; «Глава 1 посвящена…»; «во 2 главе ...;»; «В заключении сформулированы основные выводы...»).
Основная часть:
Реферат состоит из нескольких разделов последовательно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Личная позиция по описываемой теме подкрепляются цитатами, взятыми из литературы (цифры, факты, определения). Цитата (доказательство) из используемой литературы, оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи.
В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Например: «Таким образом,…»; «Можно сделать заключение, что...»; «В итоге можно прийти к выводу...»)
Заключение:
Очень кратко формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы:
Список составляется в алфавитном порядке в конце реферата с соблюдением установленных стандартов.
Описание книг - Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. (Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование. М., 2000. С. 12-23)
Описание сборников - Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. (Адвокатура и современность: Сб. статей // Под ред. В.М. Савицкого -М., 1987. С.23-31)
Описание статей - Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи. (Гаухман Л. Уголовно – правовая борьба с терроризмом // Законность. – 2001. N 5 С.5-9)
С чего начать ? (планирование работы над рефератом)
1. Выбрать тему из предложенного списка (или обсудить с преподавателем иную интересующую Вас тему).
2. Определить, какая именно проблема существует по этой теме и возможные пути её решения (для этого нужно название темы превратить в вопрос).
3. Найти книги и статьи по выбранной теме (не менее 5 источников), сделать список этой литературы.
4. Сделать выписки из книг и статей (обращать внимание на непонятные слова и выражения, уточнять их значение в справочной литературе).
5. Подготовить план основной части реферата.
6. Написать реферат.
7. Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
Объем реферата не более 20 страниц (размер шрифта - 14, межстрочный интервал – 1,5).
Для самостоятельной работы предлагаются нижекуказанные темы рефератов
Темы рефератов:
По учебной дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагаются следующие темы самостоятельных письменных работ (рефератов):
- Место уголовно - исполнительного права в системе отраслей российского права.
- Принципы уголовно - исполнительного права.
- История развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства и права.
- Источники уголовно - исполнительного права.
- Соотношение целей и задач уголовного и уголовно - исполнительного
права.
- Основные средства и методы исправления осужденных по уголовно -
исполнительному кодексу РФ.
- Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
- Понятие правового статуса осужденных.
- Содержание и структура правового положения лиц, отбывающих наказание.
10. Основные обязанности осужденных.
11. Основные права осужденных.
12. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения.
13. Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде исправительных и обязательных работ.
14. Роль международно-правовых актов в регулировании правового статуса осужденных.
15. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание.
16. Дисциплинарная ответственность осужденных.
17. Уголовная ответственность осужденных.
18. Материальная ответственность осужденных.
19. Правовой статус и социальная защита работников УИС Министерства юстиции РФ.
20. Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания.
21. Применение к осужденным мер медицинского характера.
22. Исполнение наказания в виде штрафа.
23. Исполнение наказания в виде обязательных работ.
24. Исполнение наказания в виде исправительных работ.
25. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
26. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.
27. Исполнение дополнительных видов наказаний.
28. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
29. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих.
30. Исполнение наказаний в виде смертной казни.
31. Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы.
32. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по исправительным учреждениям.
33. Правовое регулирование режима исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества.
34. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.
35. Правовое регулирование труда и профессиональной подготовки
осужденных к лишению свободы.
36. Воспитательная работа с лицами, лишенными свободы и их общеобразовательное обучение.
37. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними.
38. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе УИС МЮ РФ.
39. Исполнение лишение свободы в исправительных колониях общего режима.
40. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях строго режима.
41. Исполнение лишения свободы в исправительных колониях особого режима.
42. Исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях - поселениях.
43. Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах.
44. Основания, виды и порядок освобождения от отбывания наказания.
45. Проблемы социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания.
46. Исполнение наказаний в зарубежных странах.
План семинарских занятий по курсу
«Уголовно-исполнительное право»
Модуль № 1 Общая часть