Программа по русскому языку
1 КЛАСС[2]
(165 ч)
Фонетика. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.
Графика и орфография.
Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три - пять слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
· Раздельное написание слов.
· Обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши[3]).
· Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных.
· Перенос слов по слогам без стечения согласных.
· Знаки препинания в конце предложения.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Пунктуация. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Развитие речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
По окончании 1 класса ученик должен:
Называть, приводить примеры:
-звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);
-слов, называющих предметы;
Различать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
Кратко характеризовать:
-качественные признаки звуков;
-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
Решать учебные и практические задачи
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех-пяти звуковых слов;
-правильно писать ча-ща, чу-щу и жи-ши под ударением.
-писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных
-ставить точку в конце предложения
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ[4]
Кол-во уроков | №№ урока по пор. | Номер урока в учеб. | Общая тема урока | Речевые задачи | Языковые задачи |
1 - 2 | 1 - 2 | Язык как средство общения | Общение посредством устной и письменной речи | Звуковой анализ, алгоритм списывания | |
1 - 2 | 3-4 | Устная и письменная речь | Ситуации, связанные с выбором устной или письменной речи | Знаки препинания в конце предложения | |
4-8 | 5-6 | Речевой этикет | Ситуация приветствия | Интонация предложения | |
7-8 | Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности | Звуковой анализ | |||
9-10 | Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | |||
11-12 | Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения и отказа | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения | |||
2-4 | 13-14 | Знакомство со взрослыми и сверстниками | Ситуация представления себя | Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных | |
15-16 | Ситуация представления себя и обращения к взрослому | Алфавит, звуковой анализ | |||
1 - 2 | 17-18 | Возраст | Речевые/языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника | Заглавная буква в именах собственных | |
3 - 6 | 19-20 | Внешность | Ситуация описания внешности | Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая»... | |
21-22 | Ситуация описания внешности | Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов. | |||
23-24 | Сравнения при описании внешности | Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая». | |||
2-4 | 25-26 | Адрес Родина | Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры) | Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов. | |
27-28 | Написание адреса на конверте, открытке | Перенос | |||
2-4 | 29-30 | Родина | Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина) | Перенос, звуковой анализ | |
31-32 | Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина) | Развернутое толкование значения слова | |||
1-2 | 33-34 | Исторические места | Приглашение на экскурсию | Ударение, развернутое толкование значения слова | |
2-4 | 35-36 | Профессия | Профессии родителей | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?» | |
37-38 | Объяснение профессий | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?» | |||
3-6 | 39-40 | Характер | Словесное описание характера человека. Ситуации, в которых необходимы слова извинения | Правописание сочетаний жи – ши | |
41-42 | Роль слова в изменении характера | Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ | |||
43-44 | Описание своего характера | Постановка вопросов к словам, перенос | |||
1-2 | 45-46 | Кто что любит... | Как рассказать о том, что любишь. Как задать точный вопрос. | Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос | |
2-4 | 47-48 | Интересы детей | Речевые/языковые средства, позволяющие договориться с собеседником | Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. | |
49-50 | Умение правильно задать вопрос, проявляя свою любознательность | Постановка вопросов к словам | |||
1-2 | 51-52 | Хобби | Объявление как жанр. Структура объявления | Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши. | |
2-3 | 53-54 | Детские фантазии | Речевые/языковые средства, позволяющие развеселить собеседника | Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу | |
Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос | ||||
Любимые книги | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить просьбу, отказ и совет | Сочетания чу – щу. Перенос | |||
Домашние питомцы | Объявление как жанр. Структура объявления | Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос. Заглавная буква в именах собственных | |||
Речевые/языковые средства, необходимые для описания внешности и характера животного | Звуковой анализ. Сочетания жи – ши. | ||||
Выбор необходимых речевых/языковых средств для выражения просьбы | Ударение. Интонация предложения | ||||
Описание животного | Определение слова, от которого образовано заданное слово. Соотношение количества звуков и букв в словах | ||||
Отличие языка человека от языка животных | Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ | ||||
Мои друзья | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить радость | Слова, которые можно записать цифрами. | |||
Мимика и жесты как дополнительные средства общения | Образные выражения. Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ | ||||
Использование в речи многозначных слов, умение определить значение из контекста | Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу | ||||
Школьная жизнь | Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека и его культуры | Слово как единство звучания и значения. Ударение | |||
Речевые/языковые средства, которые используются при извинении | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ | ||||
День рождения | Выбор точных языковых средств в зависимости от ситуации | Знакомство с транскрипцией. Многозначность. | |||
Речевые/языковые средства, которые используются при поздравлении | Функция мягкого знака. | ||||
Детские развлечения | Что делает нашу речь понятной и точной | Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос | |||
Театр | Речевые/языковые средства, которые используются при обращении с просьбой. | Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ. | |||
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить восторг | Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов. | ||||
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить свои впечатления от просмотренного спектакля. Точность, выразительность речи | Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. | ||||
Речевые/языковые средства, позволяющие точно выразить свои впечатления от просмотренного спектакля | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение | ||||
74-75 | Разговорная и научная речь | Наблюдение над разными стилями речи | Образование слов. Разделительный мягкий знак. Пропедевтика написания слов с безударными гласными | ||
Художественный и научный стиль | Звуковой анализ. Многозначность. Пропедевтика написания слов с парными по звонкости глухости согласными | ||||
Зоопарк | Передача в письме своего отношения к увиденному | Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы | |||
Речевые/языковые средства, позволяющие выразить запрет | Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы | ||||
Цирк | Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений | Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам | |||
3 - 7 | 79-85 | 52-54 | Повторение |
Сводная таблица часов предметов филологических курсов на 1-й класс
Предмет | I полугодие | II полугодие | Год | ||
часы | учебник | часы | учебник | ||
Русский язык | Букварь,ч.1 | Русский язык | |||
Литературное чтение | из них: | из них: | |||
Букварь,ч.1 | 27 (3-я четверть) | Букварь,ч.2 | |||
24 (4-я четверть) | Литературное чтение | ||||
Учебник –хрестоматия «Литературное чтение» | Учебник –хрестоматия «Литературное чтение» |
Русский язык
Всего на предмет «Русский язык» в 1-ом классе – 165 ч (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 ч – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 ч в неделю), 85 ч - на второе полугодие (16-17 учебных недель по 5 ч в неделю).
В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. По окончании букварного периода – учебником и тетрадями «Русский язык».
Литературное чтение
Всего на предмет «Литературное чтение» в 1-ом классе – 132 ч (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 1 ч в неделю (33 ч в течение года) отводится на Литературное слушание (обеспечивается учебником – хрестоматией «Литературное чтение»).
В первом полугодии на «Литературное чтение» 64 ч (48 ч + 16 ч на Литературное слушание), во втором полугодии 68ч (51ч + 17 ч на Литературное слушание).
В первом полугодии предмет «Литературное чтение» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. Во втором полугодии: в третьей четверти – учебником «Букварь», Часть вторая – 27 часов, в 4-ой четверти– учебником «Литературное чтение» - 24 час. 17 ч отводится на Литературное слушание, которое обеспечивается учебником-хрестоматией «Литературное чтение».
[1] Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
[2] Всего на Русский язык в 1-ом классе – 165 ч. В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», часть первая (авторы – Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова). Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).
[3] Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».
[4] Данный вариант тематического планирования рассчитан на 85 часов. Однако, если курс «Обучение грамоте» был закончен не к концу первого полугодия, учитель должен скорректировать количество уроков на изучаемую тему в зависимости от уровня подготовленности учеников.