Примерная схема психолого-псдагогической характеристики коллектива класса
I. Общие сведения о школе и классе.
Наименование, местоположение, материальная база школы, в состав которой входит класс. Санитарно-гигиеническое состояние школы. Особенности школьного коллектива (количество учащихся, успеваемость, дисциплина), его влияние на формирование классного коллектива.
История формирования классного коллектива (время существования, изменения состава, смена учителей). Количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав. Социальное положение родителей.
Методы: наблюдение, беседа с учителями, администрацией школы, анализ документации.
Выводы и рекомендации
Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказаться в будущем) на развитие классного коллектива. Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать. Как это можно сделать.
II. Руководство и организация классного коллектива.
1. Официальная структура класса.
Актив класса, его роль в организации жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет. Личностные особенности этих лидеров (инициативность, самостоятельность, ответственность, настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к общественному мнению, знание членов своего коллектива).
2. Личность классного руководителя.
Стаж работы учителя, его личностные особенности, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный и т.п.). Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
Методы: наблюдение, анализ документации, беседа с учителями, активом класса, отдельными учениками.
Выводы и рекомендации
Удачно ли распределены обязанности между учениками, учтены ли их интересы, склонности, способности. Что следовало бы изменить. Удачно ли подобраны лидеры. На чем основывается их авторитет. Как сказывается позиция лидера на развитие его личности. Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства. Положительные и отрицательные стороны в работе учителя, пожелания ему.
III. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности.
Общая характеристика успеваемости (успеваемость по отдельным предметам, число отличников, неуспевающих, причины неуспеваемости); отношение учащихся к учению и оценке знаний, степень развития познавательных интересов, преобладающие мотивы учения (социальные, учебные, узколичностные), наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников со стороны классного руководителя, актива класса и всего классного коллектива; взаимопомощь и ее организация, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывания). Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий.
Участие класса в общественной полезной деятельности. Ее виды, целенаправленность. Отношение учащихся к общественной полезной деятельности, проявление дисциплины, инициативы и самостоятельности школьников. Внеучебные и школьные занятия класса, ведущие интересы (коллекционирование, музыка, искусство, литература, спорт, танцы и др.). Участие классного коллектива в жизни школы, микрорайона, города.
Методы: наблюдение, беседа, анализ документации, анкетирование.
Выводы и рекомендации
Охарактеризовать основные трудности в обучении и воспитании данного коллектива, определить пути их преодоления.
IV. Психологический климат в коллективе.
1 . Неофициальная структура класса.
Межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на
жизнь класса. Особенности лидерства в коллективе (неофициальные лидеры, их направленность и влияние на класс, причины влияния, отношение к ним членов коллектива, личностные особенности неофициальных лидеров). Наличие изолированных, причины неблагоприятного положения этих учащихся. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.). Степень сплоченности, проявление чуткости, сочувствия, заботы, сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива. Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в коллективе. Идеалы и традиции коллектива. Отрицательные влияния (вражда, соперничество, ложные слухи, зависть и др.).
2. Массовидные явления в коллективе.
Общественное мнение в классе, коллективные переживания, подражание (мода, манера поведения), проявления внушаемости и конформизма, психологическая совместимость, референтность коллектива. Описать и проанализировать отдельные примеры влияния коллектива на личность и личности в коллективе.
Роль учителя в формировании психологического климата.
Методы: социометрия (см. Приложение), референтометрия, наблюдение, беседы, методики «Определение ЦОЕ класса», «Определение психологического климата». Для изучения индивидуальных особенностей лидеров можно использовать методики, выявляющие эти особенности.
Выводы и рекомендации
Степень сходства официальных и неофициальных структур коллектива. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров или изменить их направленность. Пути ликвидации нежелательных группировок. Причины изоляции в группе. Возможные пути устранения отрицательных факторов. Способы повышения сплоченности данного коллектива, формирование отношений дружбы, взаимопомощи и уважения. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учеников, пути его устранения. Формирование общественного мнения, преодоление отрицательных массовидных явлений. Возможные пути использования массовидных явлений в педагогически целесообразных формах.
V. Уровень (стадия) развития коллектива.
Определить стадию развития классного коллектива. Специфические черты коллектива, тенденции его развития.
Методы: наблюдение, беседа с активом, всем классом, учителями, методика «Определение уровня развития классного коллектива».
Выводы и рекомендации
Определить, какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития.
VI. Общие выводы и рекомендации по формированию и совершенствованию коллективных отношений.
Описать проведенную во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений. Какое влияние удалось осуществить на отдельных учеников. Дать рекомендации по совершенствованию коллективных отношений, повышению эффективности его жизнедеятельности.
Проанализировать свою работу, удалось ли достичь поставленных целей, какие были сделаны ошибки.
Примечание. К психологической характеристике классного коллектива необходимо приложить дневник наблюдений, на основании которого писалась характеристика, а также проведенные с классом методики.